Феминизм

До сих пор шла речь об идеологиях, обладающих солидным возрастом —

от трехсот до двухсот лет. Все описанные ранее идеологии сложились в XVIII

— XIX вв. И обладают действительными или мнимыми конотациями в виде экономических систем, государств и политических партий. Феминизм — идеология юная. Она возникла во второй половине XX в. Пока нельзя утверждать, что феминизм обладает всеми признаками идеологии. Это — движение, в рамках которого сформулированы исходные идеи и осуществляются попытки их пропаганды и воплощения.

1. Цель и движение

Феминизм является не систематической теорией, а определенной политической позицией. В этом смысле он подобен консерватизму. Феминизм вытекает из непосредственного жизненного опыта и стремится к изменению мира. Его мысль неразрывно связана с действием. С этой точки зрения феминизм имеет родство с марксизмом и другими движениями, которые стремятся к политическим изменениям. Однако марксизм был создан одним человеком — Марксом.


Энгельс никогда не претендовал на роль творца марксистской теории. В отличие от марксизма феминизм отличается плюрализмом. Это — некое множество идей, связанных с опытом каждой женщины, которая сопротивлялась мужскому господству.

Отсюда вытекают главные свойства феминизма:

1. Приписывание опыту особого значения. Феминистки стремятся определить смысл мира, в котором они живут. Поэтому опыт каждой женщины квалифицируется как важная часть движения. С гносеологической точки зрения это свойство является индукцией: мысль восходит от знания единичного к знанию общего.

2. Бессистемность. Опыт и способы его восприятия индивидуализированы. На этом основании невозможно построить завершенную теорию или сложить все элементы индивидуального опыта в единое целое.

3. Приписывание личной жизни политического значения. Господство мужчин над женщинами проявляется прежде всего в сексуальной сфере. Эта сфера индивидуализирована. Поэтому женский опыт подчинения разрушает все границы, отделяющие публичную жизнь от частной. Для их объяснения необходима политическая теория, соединяющая интерпретацию личной и публичной жизни.

Главная цель феминизма — свергнуть господство мужчин над женщинами. Для этого нужно объяснить и понять причины данного господства. Теория феминизма строится для того, чтобы изменить существующее положение вещей.

При реализации данной цели теоретики феминизма приходят к выводам, бросающим новый свет на традиционные отношения и идеи. В феминизме сформулирована установка на систематическую критику всех идей великих мыслителей и политиков прошлого и настоящего. С учетом женского опыта главные понятия политики нередко приобретают совершенно иное значение.

Главный предмет анализа феминистских теоретиков — отношение «Я —

другие». На основе женского опыта они предлагают иной образ данного отношения. Женщины непосред-


ственно ощущают процесс и результаты господства и власти в сексуальной и домашней сфере. Поэтому женский опыт может быть использован для анализа наиболее тонких и интимных параметров человеческих отношений.

Перечисленные аспекты исчерпывают сходство позиций внутри феминистского движения. Затем наступает разнобой мнений.

1.1. От разноголосицы к равенству

Несходство суждений теоретиков феминизма вытекает из различий опыта и его интерпретации. На протяжении 1980—1990- х гг. в США и других странах Запада возник ряд классификаций. Если их суммировать, то в настоящее время существуют следующие разновидности феминизма: либеральный, радикальный, марксистский, социалистический, культурный, психоаналитический, черный феминизм и даже лесбийская этика (см.: 1). Во всех случаях речь идет о линиях интеллектуальных и политических разделов. В России тоже возникает феминистское движение, которое опирается на тендерные исследования. Однако говорить о какой-либо теоретической самобытности постсоветского феминизма пока преждевременно.

Белый феминизм первоначально возник в США. Его инициаторы, лидеры и представительницы приписывали собственному опыту универсальность. Однако спустя непродолжительное время оказалось, что эти претензии не имеют никаких оснований. Личный опыт белых женщин переполнен множеством предрассудков. Он не имеет никакого отношения к опыту женщин с другим цветом кожи. Поэтому сегодня в США наряду с белым существует черный и желтый феминизм. Правда, белые феминистки задают тон в публичных дискуссиях. Но стремление к усвоению иного опыта и взглядов становится все более распространенным.

Пределы взаимопонимания определяются различным отношением к конкретным политическим вопросам. То же са-


мое можно сказать о целях и средствах феминистского движения.

В период борьбы за избирательное право женщин феминистки выступали единым фронтом. Первым камнем преткновения стал вопрос: как понимать равноправие женщин и мужчин? Если равенство прав толковать буквально, то женщинам следует отказаться от множества прав, обретенных на протяжении последнего столетия. В орбиту дискуссии вошли и другие вопросы: надо ли поддерживать введение «сухого закона»? следует ли выступать в защиту мира, пропагандировать разоружение и противодействовать призыву молодежи на военную службу? Различные ответы на эти вопросы способствовали расколу феминистского движения.

Он все более углублялся по мере обсуждения производных вопросов, связанных с тактикой движения: следует ли действовать через правительство и другие традиционные политические институты или сосредоточиться на массовых политических действиях? сотрудничать ли с мужчинами? можно ли быть феминисткой, оставаясь в половой и семейной связи с мужчиной? являются ли женщины классом, расой или представителями угнетенного меньшинства? надо ли поддерживать распространение порнографии, если она является выражением права на свободу слова? Ни по одному из этих вопросов нет единства мнений.

Последние десятилетия ознаменовались широким распространением постмодернизма в интеллектуальных кругах. Возникла постмодернистская ветвь феминизма. Его сторонники подчеркивают уже не столько различие между женщинами и мужчинами, сколько различия женщин. Глашатаи и эпигоны постмодернизма отбрасывают абсолютную ценность любой последовательной системы мышления. Отсюда вытекает отказ от выработки общей концепции и политики феминистского движения. Тогда как сторонники традиционного феминизма продолжают настаивать на сходстве женского опыта и необходимости выработки универсального понимания прав и справедливости. Без этого нельзя улучшить положение женщин.


Географическое распространение феминизма тоже способствует расхождению мнений и тактики движения. В мусульманских странах раскол усугубляется, поскольку Коран категорически отвергает саму идею равенства женщин и мужчин. Нет единства взглядов и относительно того, как быть с ношением чадры, удалением клитора и других обычаев мусульманских женщин. В странах Латинской Америки возникла и реализуется инициатива движения женщин-матерей против военных ведомств и министерств, влияния военных на политическую жизнь и любых профессий, прямо или косвенно связанных с милитаризмом. Латиноамериканские женщины сформулировали также идею о том, что женщины-матери могут способствовать «чистоте» политической жизни, поскольку мужская политика была и остается грязным делом.

В развивающихся странах продолжается дискуссия о стратегических и непосредственных интересах женщин. Сторонники первых стремятся к принципиальному изменению отношений между полами. Предлагают создавать женские комиссариаты полиции и особые суды. Их главный предмет деятельности — ведение всех вопросов, связанных с мужским насилием над женщинами. Адепты непосредственных интересов женщин не отвергают традиционное отношение между полами. Зато требуют правовой регламентации собственности женщин на все без исключения предметы семейного пользования.

Во многих странах современного мира продолжается господство военных и полицейских. Авторитарные режимы стали наиболее распространенной политической практикой. В этих обстоятельствах женщины выдвигают идею принципиального отказа от сотрудничества с государством для достижения целей феминистского движения. Тем самым авторитаризм способствует распространению анархизма среди последовательных борцов за права женщин.

Таким образом, в отношении современного феминизма традиционные экономические, социальные, этнические, политические, религиозные и культурно-цивилизационные


различия сохраняются и усиливаются. Г.Зиммель еще в начале XX в. отмечал, что подобие порождает вражду. В результате в каждом политическом движении усиливается тенденция деления на секты. Они начинают вести между собой ожесточенную борьбу. В предыдущих главах было показано, что такое явление можно обнаружить во всех прогрессивных движениях — либерализме, марксизме и социализме. А также в консерватизме, если он не свободен от авторитаризма, фашизма и элитаризма. В феминистском движении тенденция к сектантству пока только формируется. Какие модификации она внесет в мужское, так сказать, сектантство, еще неясно. Можно указать лишь несколько специфических свойств феминизма, проливающих дополнительный свет на поставленный вопрос:

1. Превращение феминизма в своеобразную интеллектуальную и политическую моду. Пионером этой тенденции выступают США, в которых идентификация с феминизмом (как женщин, так и мужчин) стала неписаным правилом хорошего тона.

2. Интеллектуальная неопределенность феминизма. Как ранее было показано, в его составе можно указать наличие всех политических идеологий — от либерализма до социализма.

3. Преобладание риторики над строгим следованием правилам доказательства и вывода. В феминизме личный опыт занимает центральное место. А большинство женщин стремятся просто выговориться, а не строго сформулировать и отстаивать собственную позицию. Тем самым различие личного опыта теряет ранг стимула для мышления.

Единственный пункт определенности феминизма — провозглашение равенства мужчин и женщин. А поскольку концепции и практика воплощения равенства — изобретение мужского ума, то и это определение может быть отвергнуто. Стремление к ниспровержению авторитета мужчин во всех сферах деятельности — наиболее значимая тенденция феминизма.


1.2. Долой мужскую мысль!

Теория феминизма группируется вокруг трех основных вопросов: как возникло господство мужчин? почему оно встретило широкую поддержку и одобрение? каковы его следствия? Дело в том, что почти во всех цивилизациях, государствах и нациях женщины до сих пор исключены из участия в политике. Причем такое исключение сохраняет видимость правового действия. История формировалась мужчинами. И это наложило сильнейший отпечаток на человеческие отношения, политику и философию.

Правда, время от времени в некоторых государствах женщины из состава правящей династии получали доступ к власти. Но такие ситуации были исключением из общего правила и потому ничего не доказывают. А общее правило состоит в универсальном исключении женщин из мира политики. Абсолютное большинство жителей земного шара до сих пор с ним согласны. Следовательно, за этим правилом скрываются определенные идеи и представления. Они все еще не познаны в деталях. И потому незаметно воздействуют на наш способ интерпретации действительности. В том числе политической. Невозможно утверждать, что мышление современных людей совершенно свободно от указанных идей и представлений. Поэтому главная задача феминистской идеологии — выявление и анализ философско- мировоззренческих оснований, мужского господства.

При этом важнейшее значение приобретают идеи великих политических мыслителей относительно половой дифференциации человечества. Эти идеи конституируют их мысль. Следовательно, они могут прояснить положительные и отрицательные следствия представлений о полах.

Политическая мысль возникала как составная часть философской рефлексии. Аристотель считал греческий полис наиболее совершенной формой социального и политического Устройства. Эта форма способствует достижению достойной жизни как высшего блага индивида и общества. Аристотель первым противопоставил государство и домашнее хозяйство.


Последнее не может идти ни в какое сравнение с первым. В результате политика начала рассматриваться как кульминация человеческих способностей. Одновременно из сферы политической женщины исключались. Политика и высшее благо определялись путем противопоставления домашнему хозяйству и женщинам. Эти идеи способствовали не только исключению женщин из политической жизни, но и из политической мысли. Целые тысячелетия оказались потраченными на то, чтобы опровергнуть мысль, содержащуюся в текстах Аристотеля: женщины по природе низшие существа по сравнению с мужчинами. И нельзя утверждать, что она целиком отвергается в современной социальной, политической, производственной и всякой иной практике, выходящей за пределы семьи и домашнего хозяйства.

Не менее известен классический афоризм Руссо: человек рождается свободным, но всюду находится в оковах. Феминистки-теоретики считают это высказьшание высокопарной бессмыслицей. Потому что люди рождаются матерями и зачинаются отцами. И родившиеся существа не располагают физической свободой жизни независимо от матери. Она тоже несвободна от своего ребенка, если выполняет принадлежащую ей функцию, не говоря уже о чувственно-эмоциональной связи с ребенком. Если же такой связи нет, то мать и отец обладают свободой отказаться от своих детей. Руссо, как известно, поступил именно так. Поэтому абстрактное провозглашение свободы может быть связано с бесчеловечностью. Она подтверждается обычаем умерщвления девочек у многих народов вплоть до настоящего времени и все более распространяющейся практикой отказа не только отцов, но и матерей от своих детей.

Теоретики феминизма отвергают также социальную теорию и теорию воспитания Руссо. Французский мыслитель полагал, что источником права является община, а не индивид. В то же время жизнь Руссо показывает, что всякое подчинение он считал злом. Однако этот опыт не помешал ему отождествлять власть с волей. «Эмиль» Руссо был первым текстом, в котором изложены идеи прогрессивной теории


воспитания и романтического движения. Согласно Руссо, человек обязан приобретать уроки естественной честности, непредвзятой оценки естественной добродетели и умения самостоятельно вырабатывать принципы собственного поведения. Однако и в этом тексте главная обязанность женщины сводится к послушанию.

По политическим взглядам Руссо был эгалитарным радикалом, что помогло ему сформулировать относительно новую идею о том, что перед половым сношением неплохо бы спросить женщину, желает ли она отдаться. Иначе говоря, женщина должна дать разрешение на половую связь. Но каким образом мужчина может убедиться в наличии такого разрешения? Оказывается, женщина должна говорить «Нет», имея в виду «Да». А мужчина должен слушать не ее слова, а догадываться о действительном согласии по движениям тела. Тем самым принцип естественной честности не относится к женщине, а женская речь приобретает смысл, совершенно противоположный словам.

Мужской шовинизм такого вывода очевиден. Руссо не был свободен и от типично мужского верхоглядства. Чисто спекулятивным путем он пришел к выводу: если женщина не хочет, она не отдастся, поскольку располагает достаточной силой для сопротивления. Следовательно, имеющие место факты насилия над женщинами в большинстве случаев не являются действительными. Это значит, что Руссо считал действительное согласие женщин на половую связь менее важным по сравнению с волей, которая лежит в его основании. Суть дела состоит в том, что толковать женскую волю имеют право только мужчины. Но отнюдь не женщины (см.: 2).

Руссо резко критиковал придворную и салонную жизнь, обязательным элементом которой были женщины. В его времена женщины были лишены формального права участвовать в политике. Им приходилось надеяться на собственное обаяние, силу интеллекта, удачное стечение обстоятельств, происхождение, умение водить мужчин за нос и т.д. Все это женщины делали для того, чтобы оказать хоть какое-то вли-


яние на общественную и политическую жизнь Парижа и Версаля. Всю эту практику Руссо отвергал.

Взамен он предлагал республиканский вариант домостроя. Идеал республиканской матери — сидеть дома, воспитывать в детях республиканские добродетели и не лезть в политику.

Таким образом, содержание взглядов Руссо обусловлено не столько его социальной принадлежностью и прогрессивным значением, сколько типично мужскими предрассудками.

От них несвободна и моральная философия И.Канта. Кенигсбергский философ учил, что только долг, базирующийся на разуме, обладает действительной моральной ценностью. Душа женщины склонна к сочувствию, и женщины в общем случае стремятся распространять вокруг себя радость. Эти действия заслуживают снисходительной похвалы, но ни в коем случае неуважения. Женщины не в состоянии различать добро и зло, поскольку они руководствуются чувством. Всякую обязанность и долг они отвергают и обычно поступают по велению чувства, на которое накладывают сильнейший отпечаток ситуация и множество других случайных обстоятельств. Поэтому прекрасный пол не в состоянии руководствоваться принципами.

Стало быть, Кант выстраивал два ряда понятий: долг, обязанность и разум противопоставлялись сочувствию, склонности и чувству. За этой констелляцией скрывается различие между полами. Кант выработал такую моральную теорию, которая базируется на дихотомии источников моральных действий: «Первому приписывается действительная моральная ценность, а второй квалифицируется как не заслуживающий уважения» (3, 18).

Д.С.Милль выступал против любых ограничений свободы женщин. И полагал, что эта часть человеческого рода тоже способна к саморазвитию. Поэтому он ставил под сомнение саму идею естественных различий между мужчинами и женщинами, полагая их равными. Однако и взгляды Милля не свободны от типично мужских суеверий. С одной стороны, он защищал демократию, поскольку участие в политике спо-


собствует развитию индивидов и общества в целом. С другой стороны, утверждал, что большинство женщин по собственной воле избрали бы замкнутую домашнюю жизнь. А она ограничивает возможности участия в политике. Милль выступал поборником избирательного права для женщин. И полагал весь комплекс сложившихся установлений мощным барьером на пути к свободе. «Однако и Милль не понял того факта, насколько личные отношения между полами могут влиять на политическую жизнь» (2, 79).

Непонимание этой проблемы характерно и для теории справедливости Д.Роулса. Он разработал такую концепцию общества, в котором принцип справедливости является конституирующим. К такому обществу стремятся свободные, равные и рациональные индивиды, руководствующиеся собственными интересами. Одновременно они не располагают никаким особым знанием о самих себе. И в конечном счете Роулс считает, что такое общество должно базироваться на институте семьи. Такой, которая вырабатывает у ее членов чувство взаимной симпатии и опыт внутрисемейной справедливости. Однако и Роулс не в состоянии связать данную констатацию с традиционным философским доверием к социальной и рациональной стороне дихотомии разума и чувства. А она базируется на различии полов.

Противоположную концепцию справедливости предлагает Р.Нозик. Справедливость всегда должна ориентироваться на производителей, а не потребителей любых товаров. С такой справедливостью, по мнению Нозика, должны согласиться все даже в том случае, если бы никто не знал, кому какой товар достанется. Однако этот постулат Нозика ничуть не менее бессмыслен по сравнению с максимами философии Руссо. Нозик полагает, что производитель

— господин своей собственности. Тогда как женщины в муках рожают и с громадным трудом воспитывают детей. Занимаются постоянным детопроизводством, не надеясь на то, что дети являются их собственностью. Наоборот, неблагодарность детей в отношении родителей стала правилом современного общества: «Следовательно, производство есть толь-


ко один из факторов сложной социальной структуры собственности» (4, 105).

Таким образом, теоретики феминизма отвергают коллективистский и индивидуалистический варианты либерализма, а также марксистскую концепцию производства. Все они базируются на дихотомии между домашним хозяйством и публичной сферой. А поскольку данная дихотомия восходит к Аристотелю, а затем бесконечно повторяется вплоть до настоящего времени, то и весь канон социально-политической мысли ставится под сомнение. Ведь публичная сфера до сих пор была занятием мужчин, определяя мораль и течение социально-политических событий. Следовательно, указанная дихотомия теоретически бесплодна и политически опасна не только для женщин, но и для общества в целом. Опыт в человеческой жизни превалирует над понятиями. Политика должна учитывать обе константы человеческой деятельности. Следовательно, всякое абстрагирование и недооценка личной и семейной сфер не отражают реальную сложность человеческой жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: