Основные понятия. Феминизм значительно расширяет политический дискурс за счет привнесения в него женского опыта

Феминизм значительно расширяет политический дискурс за счет привнесения в него женского опыта. В этом контексте два тезиса приобретают главное значение:

1. Семейная связь конституирует сферу человеческих отношений.

2. Политическое и экономическое господство глубоко укоренено в сексуальных отношениях.

Первый тезис направлен против главного постулата либерализма: индивид отделен от других людей и находится в конфликте с ними. Второй тезис является развитием марк-


сизма и социализма за счет использования теории Фрейда и его школы.

2.1. Связь

Уже говорилось, что феминистки охотно соглашаются с приписыванием женщинам особых добродетелей и потому не желают всеобщего равенства. В то же время они отбрасывают дихотомии, базирующиеся на половых различиях. И призывают мужчин к тому, чтобы те усвоили женские добродетели наравне с мужскими. Это требование относится не только к характеру, но и к политическим идеалам мужчин.

На переломе 1970—1980- х гг. в психоаналитическом феминизме начался поиск корней традиционных женских добродетелей. Исследователи обратились к опыту раннего детства. Известно, что мужчины легче идут на разрыв семейных связей, нежели женщины. Этот факт был истолкован так: мальчики обладают потребностью создания оппозиционной идентичности по сравнению с матерью, тогда как у девочек такой потребности нет: «Мужественность определяется своеобразием, а женственность — привязанностью. Поэтому для половой идентичности мужчин тесная связь образует угрозу, тогда как для половой идентичности женщин такой угрозой является подчеркивание собственной отдельности. Для самцов типичны проблемы, порождаемые слишком тесной связью. А для самок индивидуализация образует проблему» (5, 8).

Для проверки этой гипотезы были проведены многочисленные эмпирические исследования среди американских женщин. Они показали, что женщины в большей степени связывают себя с контекстом человеческих отношений. Мужчины больше склонны ориентироваться на собственные права и установленные законы. Но всякий разрыв семейных и просто сексуальных связей порождает определенные моральные проблемы. Женская мораль отличается от мужской. Для женщин важнее сохранение и укрепление сложившихся связей, а


не соблюдение прав. Следовательно, моральные ориентации людей зависят от пола.

Правда, этот вывод относится только к образованным слоям общества и не всегда связан с отбрасыванием традиционных ролей обоих полов. По крайней мере эмпирические исследования чувствительности и раздражимости мужчин и женщин показали, что существует связь между половыми стереотипами и мерой чувствительности. Различие полов порождает дихотомию самостоятельности и связи. Иначе говоря, эти результаты не привносят чего-либо нового в древнюю классификацию женщин как

«эмоциональных», а мужчин как «рациональных». Естественно, мера эмоциональности женщин и рациональности мужчин зависит от культурно- исторических особенностей стран и народов. Но независимо от них женщинам всегда приписываются качества понимания, сочувствия; незаинтересованной заботы о других, хранения семейного очага и т.д.

Эти качества фиксируют особенность женщин и их отличие от мужчин. Теоретики феминизма не призывают отказываться от указанных качеств. Они обращают внимание на то, что понятия философии обусловлены половой принадлежностью (в данном случае — мужской). И пытаются использовать женскую искушенность в интимных связях для переформулировки теории демократии.

Прежде всего речь идет о критике либерализма. Согласно его канонам, независимость индивидов достигается путем выстраивания стены между каждой отдельной особью и остальными людьми. На основании опыта семейных связей феминистки предлагают другую модель независимости. В этой модели способность действовать для достижения собственных интересов и претендовать на определенные права формируется в процессе создания связей с другими людьми. Тем самым границы личности становятся эластичными, а другие люди просто часть нас самих.

В либеральной традиции обязанность рассматривается как нечто такое, что индивид принимает на себя добровольно. Опыт материнства показывает, что множество человеческих


обязанностей не являются добровольными. Это — онтологическая данность, элемент целого комплекса наличных человеческих отношений. По мере изменения человеческих потребностей, способностей и оценок обязанности становятся предметом переговоров. Так создается пространство особого бытия индивидов.

Либерализм рассматривает негативную свободу как первичное определение индивидов. Взаимодействие между людьми начинается с отрицания всех внешних преград, стоящих перед индивидами. Затем уже возникает договор как условие человеческих связей. Но все такие связи базируются на состоянии взаимной изоляции. И его сохранение при любых обстоятельствах — основа человеческой свободы. Феминизм отвергает эти постулаты опять-таки на основании опыта материнства. Мать и дитя — первичная исходная базисная связь между людьми. Она есть воплощение позитивной свободы, и только на ее основе возможна негативная свобода. Причем она состоит в сохранении первичного опыта позитивной свободы.

Власть трактуется либералами как принуждение людей к определенным действиям с помощью силы или угрозы применения санкций. Причем само понятие власти предполагает наличие противоположных интересов. Тогда как в феминизме подчеркивается роль убеждения в политике и наличие общих интересов, связанных с обоюдными обязанностями и симпатией. В длительной перспективе общие интересы становятся условием индивидуальных интересов. Поэтому власть является не столько принуждением, сколько энергией, силой и успешным взаимодействием между людьми, связанными принципом дружбы.

Таким образом, ключевые понятия либерализма подлежат пересмотру. Опыт материнства и семейной жизни совершенно не учитывается в либерализме, который исключает частную сферу из политики. Тем самым либерализм не в состоянии постичь глубокие конфликты, характерные для данной сферы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: