Государство — насильник

Эта теория разрабатывается в уже неоднократно цитированной книге К.Мак-Киннон «На пути к феминистской теории государства». Она отбрасывает тезис о биологической сущности женщин. Все женские качества социально обусловлены и выражены в языке альтруизма. И хотя он остается привлекательным, но, по сути, скрывает подчинение и целиком игнорируется силами мужского господства. Женщины в большинстве случаев бездумно принимают и выражают мужские


представления о том, какими они должны быть и что говорить. Поэтому так называемые «тендерные исследования» не могут считаться репрезентативными.

Мак-Киннон пытается построить такую социальную теорию, которая бы удовлетворительно объясняла природу мужского господства. Одновременно эта теория должна быть сильным конкурентом социалистических теорий классовой эксплуатации. Базисом данной теории служит феномен мужской сексуальности как причины неравенства полов. Согласно Мак-Киннон, власть определяется половой принадлежностью. Отсюда не следует, что все властные отношения обладают сексуальным характером. Но они содержат значимый элемент сексуальности. Этот элемент определяется господством и насилием, коренящимися в мужской сексуальности.

Тем самым отношения между мужчинами и женщинами являются по существу политическими, ибо они содержат элемент насилия. Само государство по методам и целям есть продукт мужской деятельности:

«Государство принудительным, репрессивным и авторитарным образом охраняет социальный порядок в интересах мужчин как отдельного пола. Оно осуществляет это посредством норм легитимности, формализма, отношения к обществу и главных направлений своей деятельности. Их исполнителем является государственный аппарат — главный насильник современного общества» (6,62). К.Мак-Киннон формулирует общую теорию мужского насилия и описывает его проявления в сфере права. Она анализирует законы о кровосмесительстве, абортах, принуждении к сожительству, насилии и порнографии. Анализ насилия является наиболее показательным для понимания сути данной теории.

В большинстве цивилизованных стран существуют статьи уголовного кодекса, предусматривающие наказание за насилие. На первый взгляд, эти статьи защищают женщин. А фактически они оправдывают рутинную склонность мужчин к насилию как внутри, так и вне сферы сексуальных отношений. На основе социологических исследований, проведенных в разных странах в 1970—1980-е гг., Мак-Киннон показывает,


что заявления в суд о насилии подает незначительное число женщин. Большинство жертв мужского насилия хранят молчание. Еще меньше число судебных приговоров за насилие. Но дело не только в этом.

Уже сам факт, что определенные сексуальные отношения определяются как недобровольные и потому уголовно наказуемые, базируется на молчаливой посылке: «нормальное» половое сношение не содержит никаких проблем. Между тем сексуальные отношения имеют место в обществе, основанном на социальном неравенстве. Поэтому согласие женщин на половую связь есть просто опосредованная форма недобровольного подчинения. В этом смысле

«нормальный» мужчина обычно является насильником, поскольку его господство над женщиной считается культурно-исторической «нормой». А государственный аппарат — прежде всего его военно-репрессивные органы — соединяет сексуальное и социальное насилие над обществом с политико- бюрократической манипуляцией правовыми системами и законодательными институтами.

К.Мак-Киннон полагает, что главными характеристиками либерального права являются иерархичность, произвол и непредсказуемость. Чтобы устранить эти качества, требуется детально описать сексуально-политический фундамент данного права и государства. Различие полов есть социальный конструкт, а сексуальность — источник неравенства. Существующее право и государство воплощают сексуально-политическую волю мужчин. Поэтому современная массовая культура пропагандирует порнографию, которая стимулирует мужское насилие и господство. Это соответствует интересам государственного аппарата, который не желает сломить данную пропаганду, мотивируя ее свободой слова.

Более того, само убеждение в существовании некой универсальной истины, которую должно отражать и воплощать: право — есть мужской предрассудок. Чтобы его сломить, женщины должны осознать собственное положение и выработать собственную методологию социального исследования. Она необходима для борьбы с мужской методологией незаинтересо-


ванного, непредвзятого и бесстрастного наблюдения, которая воплощена в либеральном образе науки.

На пути к созданию феминистской теории государства нужно не только реагировать на существующее зло. Требуется систематическое перевоспитание женщин. Современные тендерные исследования не решают эту задачу, поскольку они фиксируют опыт большинства женщин, которые получают удовольствие от подчинения в сексуальной сфере. Этот опыт не является репрезентативным для выражения аутентичной женской точки зрения на проблему мужского насилия. Феминистская теория должна способствовать устранению мужского господства и связанного с ним видения мира: «Ни один эпистемолог-мужчина не в состоянии отрицать общий опыт женщин в ситуации насилия и его правовых последствий. В этой сфере выражается постоянный женский опыт бытия как предмета мужской сексуальности» (6, 235).

Таким образом, феминистская теория права и государства подтверждается многочисленным эмпирическим материалом. Существующие правовые процедуры отражают господство мужчин и не дают возможности изменить отношение к женщинам как подчиненным существам. Поэтому требуется пересмотр всей системы правового правления и государства. Его либеральные стандарты не дают возможности осуществить систематическое описание всех недостатков и поражений права как социального института.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: