Кроме них в состав попечительства входили попечительница и

директор приюта.(153,с.8).

Количество обучаемых детей было по годам примерно одинаковым. В 1899 году в нём обучалось 44 ученика разного возраста.

9 лет - 1

10 лет - 3

11 лет - 5

12 лет - 7

13 лет - 9

14 лет - 5

15 лет - 8

16 лет - 4

17 лет - 2

Из них 12 пансионеров Щёголевой, 6 своекоштных, 1 полупансионер, 8 бесплатно приходящих, 17 платноприходящих.

В 1899 окончили курс 6 человек.(48,с.29).

Думой осуществлялся постоянный контроль за расходованием средств. Например, в 1898 году доходы в училище складывались следующим образом:

- % с капитала - 3759р.98к.;

- валовой прибыли от мастерских - 2864р.59к.;

- плата со своекоштных пансионеров - 51р.;

- плата с приходящих учеников - 180р.;

- возврат 5% налога - 210р.50к.;

Итого: 7875р.62к.

Расходы:

- содержание администрации - 2231р.50к.;

- канцелярские расходы - 144р.1к.;

- по мастерским - 2772р.50к.;

- уплата налога - 191р.97к.;

- хозяйственные расходы - 976р.8к.;

- пищевое довольствие - 1003р.35к.;

- обувь, одежда - 440р.4к.;

- разные мелкие расходы - 116р.17к.;

Итого: 7875р.62к.(48,с.29).

В 80 - 90-е годы XIX века происходит осознание значения низших ремесленных школ для подготовки квалифицированных кадров как залога экономической и политической мощи государства. К началу 90-х годов было признано, что "распространение профессионально-технического образования в России является одним из самых могучих средств к тому, чтобы вывести экономическую жизнь страны на путь самостоятельного национального развития, поднять производительность труда и открыть новые источники народного благосостояния".

В 1908 году низшая ремесленная школа в Красноярске была преобразована по Уставу от 3 августа 1907 года.

В 1913 году в училище обучалось 105 человек, закончили её в том же году 11 молодых людей, из них 7 слесарей и 4 столяра.

Училище стали называть Щёголевской ремесленной школой. В школе преподавались Закон Божий, русский язык, арифметика, специальные предметы. Во время первой мировой войны было принято решение ввести новый предмет: начальную военную подготовку и с 1916 года было введено в учебный план военное дело.

К 1 января 1916 года в училище училось 99 учащихся, из которых на полном пансионе было 16 мальчиков. Это были дети разных сословий:

- дворян и чиновников - 4;

- мещан - 31;

- казаки - 1;

- крестьяне - 62;

- духовенство - 1.

По вероисповеданию:

- православных - 90;

- римско-католического вероисповедания - 8;

- иудейского - 1.(163,с.8).

Процентов с неприкосновенного капитала Т.И. Щёголевой не хватало на содержание училища и поэтому дополнительные расходы брал на себя город. После смерти Т.И. Щёголевой сохранилась традиция определять на бесплатное довольствие 10-16 юношей. Всего до Октябрьской революции ремесленное училище выпустило более 300 мастеров и подмастерьев.(108,с.52). 11 февраля 1920 года на заседании коллегии народного образования было решено: "Личный состав ремесленного училища передать в ведение политехнического училища ввиду присоединения ремесленного училища в качестве мастерских к политехникуму".(18,стр.11). Затем училище было преобразовано в ФЗУ. Впоследствии оно было преобразовано в ремесленное училище N3, которое готовило радиооператоров и линейных мастеров. После начала Великой Отечественной войны училище было перепрофилировано и стало готовить квалифицированных рабочих для завода N 703 (в настоящее время это завод комбайнов).(108,с.52).

Таким образом, профессионально-техническое образование в городе Красноярске возникло тоже благодаря частной инициативе. 30 июня 1879 года Татьяна Ивановна Щёголева умерла. Она завещала 10 тысяч на устройство в г. Красноярске дома для сирот и 50 тысяч рублей вносились в кредитные учреждения на вечные времена с тем, чтобы "проценты из коих употребить на воспитание и обучение бедных девочек и круглых сирот в сиротском доме". Сиропитательный дом был открыт 15 марта 1894 года. Он размещался в собственном здании на Ново-Соборной площади. Почин Татьяны Ивановны был поддержан материально Г. Молотилиным (3700 рублей), Ф.Н. Ошаровым (700 рублей), Г.С. Токаревым (3000 рублей). 6 марта 1890 года в Красноярскую городскую управу из Казанского окружного суда пришла выписка о завещании мещанина Александра Ивановича Молотилина на сумму свыше 10000 рублей на устройство стипендий его имени на Сиропитательный дом в Красноярске.(49,с.1). А.И. Молотилин был иркутским мещанином, но последние годы жизни жил с женой в Казани, где и умер 12 декабря 1889 года. Кроме денег, обозначенных в завещании, городской управой были проданы два дома, принадлежащие Молотилину, за 3860 рублей и обращены в банковские билеты.(49,с.51) 10 марта 1893 года приказ общественного призрения учредил в г. Красноярске при сиропитательном доме стипендию имени Александра и Елены Молотилиных на завещанный капитал.(49,с.45). На эту стипендию должна была содержаться "одна бедная девочка, не имеющая отца или матери от 3-х до 15 лет, христианского вероисповедания, без различия сословий.(49,с.51). Право избрания стипендиатки передавалось Енисейскому приказу общественного призрения. На стипендиатку по окончании её воспитания и обучения никаких обязательств не возлагалось.(49,с.51). В 1894 году в доме содержалось 26 пансионерок за счёт Т.И. Щёголевой и одна на деньги Александра Молотилина. Это были девочки от 3-х до 13 лет из разных сословий:

- дворян и чиновников - 2;

- ссыльных - 6;

- мещан г. Красноярска - 10;

- мещан других городов - 4;

- детей военных - 4.

Состав детей был разновозрастным:

- 1 - 16лет;

- 2 - 15лет;

- 6 - 14лет;

- 4 - 13лет;

- 1 - 12лет;

- 2 - 11лет;

- 4 - 10лет;

- 4 - 9лет;

- 1 - 8лет;

1 - 7лет.(48,с.10).

Распорядок дня приюта:

7-00 - Подъём детей

7-30 - Утренняя молитва

8-00 - Чай

8-30 - 9-00 - Рукоделие

9-00 - 12-00 - Классные занятия

12-00 - 14-00 - Обед, прогулка

16-00 - 18-00 - Чай, подготовка уроков

19-00 - 20-00 - Игры, рукоделие

20-00 - Ужин

21-00 - Молитва, сон.(130,стр.3).

Управление домом на основании §26 Устава вверялось попечительскому совету, состоящему из 5 попечителей, избираемых Городской думой. Собрания попечительского совета назначались председателем, избираемым из среды членов совета. Например, в 1897 году попечителями состояли: председательница совета Мария Михайловна Светлакова, члены - Евдокия Герасимовна Назарова, Антон Иванович Иванов, Николай Фёдорович Селянин, Иван Иванович Кузнецов. Смотрительницей дома была Екатерина Григорьевна Хотьковская.(48,с.10).

Выборы проводились закрытой баллотировкой на 4 года. В 1910 году попечительский совет был избран в количестве 7 членов и 4-х кандидатов.(50,с.4).

После выборов все члены совета официально извещались о том, что они являются членами совета сиропитательного дома.(50,с.7.). Были, конечно, случаи, когда члены совета уезжали или отказывались от выполнения этих обязанностей. В случае отъезда городская управа обычно обращалась к другим гражданам временно принять на себя функции члена попечительского совета(50,с.15).

Сиропитательному дому оказывали помощь не только деньгами. В 1913 году попечительский совет обратился в Городскую думу с просьбой присвоить звание почётного члена приюта Иннокентию Ивановичу Кускову за труды, "оказанные им в течение 19 лет в качестве безвозмездного врача воспитанниц приюта и секретаря попечительского совета". (50,с.30).Такой вид поощрения был предусмотрен §22 Устава. Городская дума приняла положительное решение.(50, с.34).

С 15 марта 1895 года при Сиропитательном доме была открыта одно классная начальная школа Министерства Народного Просвещения, в которой обучалось 23 воспитанницы. Весь воспитательный процесс был подчинён соблюдению христианских традиций. В воскресные и праздничные дни их водили к всенощной и литургии, в "Великий пост говеют и приобщаются святых тайн, соблюдают в установленные святой церковью посты и постные дни недели." В деле нравственного воспитания внушалась детям "взаимная между ними любовь, чувство благодарности к их благодетелям, воспитателям и трудолюбие".(48,с.10).

Девочек учили различным рукоделиям: кройке, шитью белья, плетению кружев, вышивке гладью и разными швами, деланию искусственных цветов. Уроки цветочного мастерства безвозмездно проводились Екатериной Александровной Рачковскою. Воспитанницами приюта выполнялись частные заказы. Приют давал навыки ведения домашнего хозяйства: воспитанницы старшего и среднего возраста помогали на кухне кухарке в приготовлении пищи, мытье посуды, летом доили коров, ухаживали за домашними животными, птицей, которые находились в подсобном хозяйстве приюта, работали на огороде.(48,с.11). Девочки помогали прачке стирать бельё,

гладить и чинить.

Работа Сиропитательного дома находилась в поле зрения властей. Любопытна записка городского головы П. Прейна в комиссию по рассмотрению доходов и расходов дома на 1895 год: "Нахожу, что назначение расходов несоответственно доходу, что не должно быть в интересах существования дома, в интересах сохранения воли завещательницы содержать его на получаемые с % капиталы, а не с кредитования. Попечительный совет, преследуя цель призреть бедных девочек, уклонился от этой задачи, затрачивая большие суммы денег для роскошной обстановки дома, а не сберегая эти суммы на могущую в каждый день и час потребность увеличения числа призреваемых, уклонился от обязанности дать воспитание

простое в научении знания хозяйства, рукоделия, мастерства и простой грамотности. Обращаясь к статьям расхода, я нахожу назначение их излишними по следующим параграфам:

а) увеличение платы за обучение рукоделию - 100 рублей. Дети ещё малы и больших рукоделий изучать не могут;

б) назначение жалованья смотрительнице и помощнице по 150 рублей - ибо таковые будут пользоваться содержанием училища;

в) образование библиотеки, не отвечающей назначению Сиропитательного дома, а потому сумма может быть сокращена на 125 рублей;

г) выписку учебных пособий, учебников, тетрадей и прочего следует сократить на 25 рублей, ибо глобус можно брать для уроков в городских училищах, а тетради делать самим;

д) вознаграждение духовенства церкви Всех Святых за исполнение всех треб можно сократить на 25 рублей, т.к. духовенство должно исправлять требы в благодарность к самой Т.И. Щёголевой за завещанную и внесённую в церковь сумму 2000 рублей, процентами с которых пользуется духовенство, а также и потому, что духовенство по заповеди Спасителя должно миловать бедных, а не лишать их средств к существованию. Духовенство церкви Всех Святых пользуется квартирою, устроенной в 1831 г. для городской богадельни и, кажется, в благодарность городу могло бы безвозмездно послужить городу в Сиропитательном доме и богадельне Т.И. Щёголевой;

е) по случаю не доказанности старости лошади и личности её, можно оставить её ещё на год, а если же заменить её другою, то следует суммой продажи её уменьшить стоимость купли другой, на 30 рублей вместо дрог завести простую тележку;

ж) исключить расходы на праздники на 25 рублей;

и) относительно назначения снабжения призреваемых (обращаю внимание на последнее слово) одеждою, должен сказать, что таковое должно расходоваться по действительной надобности, как это делается в домашнем быту, а попечительский совет и есть отец и мать призреваемых, а не по штату, почему излишнее заготовление одежды, кроватей и принадлежностей по произвольному предположению, следует сократить. Самый материал для заготовления одежды дорог и непрактичен, так на фартуки назначен миткаль, тогда как фартуки обязательно для занятий могут быть холстовые. Количество материла несообразно: дети малы и потому на одну меру со взрослыми рассчитывать не следует."(51,с.36).

Комиссия, рассмотрев вышеприведённую записку, ещё сама провела проверку и сделала дополнительные предложения по сокращению расходов: "На выписку книг, пособий назначено 200 рублей. Ограничить 100 рублями. Скоромного масла назначено в год 3 пуда 18 фунтов на 29рублей 32 копейки. При Сиропитательном доме содержится 2 коровы. Воспитанницы в среды и пятницы мясоеда и в посты молока не едят, следовательно, молоко получается от двух коров в течение более чем трёх месяцев в году, и должно быть обращаемо в масло, какового и получится не меньше пуда. В этом количестве и исключается масло из сметы на сумму 8руб.50коп. Вместо трёх пар башмаков на каждую воспитанницу достаточно двух пары, т.к. в смете значится расход на починку обуви". (51,с.57-59).

Основной капитал сиропитательного дома составлял чуть больше 100000 рублей.(131,стр.27) Процентов с капитала на содержание приюта поступало в пределах 4000рублей. Городская казна дополнительно ассигновывала примерно 500 рублей ежегодно.(131,с.137-139) Финансов постоянно не хватало, и их расходование было под постоянным контролем властей и общественности. С целью экономии средств заведование библиотекой, присмотр за состоянием одежды были возложены на отдельных воспитанниц.(48,с.32)

23 сентября 1910 года попечительский совет сиропитательного дома обратился в Городскую думу с заявлением об изменении Устава в связи с тем, что после смерти А.С. Щёголева, сына Т.И. Щеголевой, по его завещанию на приют было завещано 83563рубля. Причём, он просил заменить слово "приют" на слово "дом" и внести несколько изменений в Устав.(50,с.18) Также Александр Сидорович завещал, чтобы "капитал в течение 15 - 20 лет был неприкосновенным для увеличения его из %до такой суммы, на которую можно было бы построить для сиропитательного дома новый каменный дом и чтобы остаток капитала был настолько достаточным, чтобы таковой обеспечивал содержание сиропитательного дома, увеличив число призреваемых местных бедных детей по возможности обоего пола, без различия сословий и вероисповедания, преобразовав существующую в данное время начальную школу до среднего учебного заведения с ремесленными классами.(50,с.18) Сыновья Т.И. Щёголевой с их семьями жили в Петербурге, но о свей родине помнили и, по всей вероятности, судьба учреждённых их матерью благотворительных учреждений их волновала. Выполняя завещание Александра Сидоровича, городская дума принимает решение об изменениях в Уставе согласно воле завещателя, "чтобы тем увековечить память последнего, часто вспоминавшего Красноярск с его благотворительными учреждениями, заботившегося о последних как личным отношением, так и влиянием на своих родных, чтобы и они памятовали о месте, где они жили и где почивают близкие им родные"(50,с.65) Изменения в Уставе утверждает енисейский губернатор.(50,с.37) В марте 1912 года умирает ещё один сын Т.И. Щёголевой - Иннокентий Сидорович, проживавший в Петербурге "в Казанской части, по Екатерингофскому проспекту в доме N 29", и завещает "на содержание богадельни и Сиропитательного дома в г. Красноярске 35768 рублей".(50,с.127) Кроме этого были отписаны 16000 рублей Кафедральному собору и Покровской церкви "для литургий и панихид".(50,с.129) Городская управа принимает решение "отправлять отчёты о благотворительных учреждениях наследникам Иннокентия Щёголева и изменить название Сиропитательного дома: отныне принято решение именовать его "имени Т.И. Щёголевой и сыновей" (50,с.127) 29 мая 1913 года портреты жертвователей были получены из Петербурга и повешены в Сиропитательном доме.(50,с.150)

В 1913 году расходы приюта составили 6095 рублей и Городская Дума оказала помощь на его содержание в размере 1183 рублей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: