Открытие женских учебных заведений

30 мая 1858 года было утверждено " Положение о женских училищах для приходящих", по которому разрешалось открывать женские учебные заведения как частные, содержимые за счёт пожертвований и взносов местных сословий, обществ и частных лиц.

Главная ответственность за училище возлагалось "Положением" на начальницу, которая избиралась из лиц, "имеющих право на открытие училищ и заслуживающих полное доверие и одобрение губернатора и директора местной гимназии, а также обывателей города".(16,с.6) Новое "Положение" о женских училищах от 10 мая 1860 года учреждало кроме педагогических советов, обсуждавших училищные вопросы учебно-воспитательного характера, попечительные советы, состоявшие из пяти непременных и двух выборных членов. К непременным членам принадлежали: попечительница училища, уездный предводитель дворянства или лицо, занимающее его место, директор гимназии, городской голова и начальница училища. Выборные члены избирались советом: один из сословия дворян или чиновников, другой - из купечества. Попечительнице училища предоставлялось почётное председательство в совете, действительные же обязанности председателя лежали на старшем члене совета - уездном предводителе дворянства. На попечительный совет возлагались главным образом заботы о материальном положении гимназии.

Первое женское учебное заведение в губернии было открыто в г.Енисейске. 30 ноября 1858 года городской голова А.С.Баландин на собрании городского общества предложил открыть женское училище. Было принято решение об ассигновании на постройку здания 10000руб. из запасного капитала, а на содержание отпускать по 1500рублей ежегодно. Сбор средств на мебель было решено провести дифференцированно: с купцов 1 гильдии взымалось по 50 рублей, с купцов 11 гильдии –по 30руб., а с купцов 111 гильдии – по 15руб. Мещане с каждой ревизской души обязаны были заплатить по 25коп. Министр народного просвещения одобрил решение городской думы, но расход на постройку здания уменьшил до 5000руб. (110,с.352) Видимо, его озадачил размах, с которым хотели решить вопрос женского образования в северном сибирском городке.

В день коронования Александра 11 26 августа 1860 года в Енисейске было открыто женское училище 11 разряда. Это было первое училище не только в Енисейской губернии, но и в Восточной Сибири. Открытие состоялось в зале благородного собрания, т.к. квартира, нанятая для училища, еще не была готова. Как написано в «Кытмановской летописи», «открытие началось молебном, отслуженным протоиереем Белозеровым, затем священнник о. Иоанн Хнюшин сказал речь. После всего голова Баландин пригласил всех к себе на обед». (110,с.375) Фактически открытие училища состоялось 3 октября, когда начались уроки. Вначале были открыты подготовительный и первый классы, а к 1 января 1861 года – 2 класс. Учениц постоянно училось 39, в том числе купеческого сословия –19, мещан –8, крестьян –6. Плата за обучение составляла 15руб. в год. Бесплатно могли учиться те девочки, которые «представят удостоверение городского головы или от одного из выбранных членов попечительского совета о неимении средств» (110,с.375)

Для заведования хозяйственной частью был выбран попечительский совет. Он состоял из непременных членов – окружного начальника, штатного смотрителя, начальницы училища, городского головы. В состав выборных членов вошли: чиновники Мокржицкий, Эрн, архимадрит Спасского монастыря, купец А.П. Кытманов. (110,с.376) Учение производилось «словесным образом», хотя этот метод «произвел неудовлетворение среди некоторых родителей, привыкших видеть в учении затверживание наизусть предметов по книге бессознательно». Училище содержалось полностью за счет местных средств: от городской думы на постройку было выделено 5000руб, на содержание –3000руб, от купцов и мещан –1896, от платы за обучение –560. Принимались и пожертвования: А.С. Баландин приобрел пособий на 26руб и израсходовал 49руб на белый хлеб, который ежедневно выдавался ученицам. В пользу училища был дан концерт, принесший 150руб. дохода. Купцы Дементьев, Шнее и Дудкинский подарили училищу по иконе. (110,с.376).

До конца 60-х годов в Красноярске не было ни правительственного, ни частного учебного заведения для девочек.

Губернатор П.Н. Замятнин наряду с проблемой открытия мужской гимназии поднял вопрос и о создании женского учебного заведения. Был разработан "Проект открытия в Красноярске женского училища второго разряда", в котором экономически обосновывались статьи расходов и доходов училища.

Расходы планировались следующие:

1) годовое жалованье начальнице училища при готовой квартире -400рублей,

2)помощнице начальницы при готовой квартире жалованья - 200 рублей,

3)законоучителю - 200 рублей,

4)учителям русского языка, арифметики, истории и географии по 250 рублей в год, учителю чистописания - 180 рублей,

5)на библиотеку - 75рублей и на награды ученикам - 15 рублей,

6)на покупку материалов для рукоделия - 25 рублей,

7)жалованье делопроизводителю - 180 рублей,

8)ремонт дома, отопление и освещение его - 250 рублей,

9)канцелярские расходы и наём прислуги -359рублей.

Расходы исчислялись 2634рублями, доходов предстояло иметь 3000рублей, поэтому в "Проекте" указывалось: "За таковым положительным изысканием средств и определительным указанием источников к действительной возможности открытия в г. Красноярске женского училища второго разряда не предвидится никаких препятствий в материальном отношении и к дальнейшему существованию оного без всякой помощи от правительства. Скорее же всего и безошибочно можно предполагать и на дальнейшее увеличение материальных средств через новые частные пожертвования".(16,с.15)

21августа 1869 года училище было открыто. П.Н. Замятнина на открытии не было, т.к. перед этим он вышел в отставку и покинул Красноярск. После открытия училища попечительным советом были представлены к утверждению:

начальница училища - С.А. Померанцева, имевшая свидетельство от Томской губернской гимназии на звание учительницы народных училищ,

помощница начальницы - Осипова, окончившая Полтавский институт благородных девиц.(16,с.15)

В открывшиеся в первый год два класса было принято 42 ученицы.

Одним из первых благотворителей училища был потомственный почётный гражданин И.А. Толкачёв из Томска. Он подарил каменный двухэтажный дом с надворными постройками, находившийся на Воскресенской улице.(112,с.10)

24мая 1870 года было утверждено "Положение о женских гимназиях и прогимназиях". 19 марта 1872г в Енисейске на основании вышеуказанного положения была открыта женская прогимназия. В 1-й класс было принято 25 учениц, во второй –9. Ежегодная плата составляла за учебу 15руб. На содержание уходили проценты с капитала, перешедшего от женского училища (11475руб), пособие от казны в размере 900руб, пособие от города –610руб, плата за учение –570руб. Прогимназия была расположена в частном доме. (110,с.485)

Когда в 1873г возникла необходимость в открытии 4-го класса, то не хватило средств и она осталась трехклассной. (110,с.485)

Попечительный совет женского училища г. Красноярска сразу после выхода в свет Положения высказал пожелание о преобразовании женского училища в прогимназию или гимназию. 27 октября 1870 года в ответ на просьбу попечительного совета генерал-губернатор Восточной Сибири разрешил переименовать женское училище в 4-хклассную прогимназию. В1870 году Городской думой были избраны членами попечительного совета прогимназии П.А. Родственный, М.И. Кандауров, П.И. Кузнецов, П.М. Прейн, отец протоирей Иоанн Рачковский, Д.С. Щёголев, Н. Щёголева, А.И. Родственная, М.В. Яшина, Н.Ф. Водовозов, Н.Г. Гадалов.(16,с.17)

Попечительный совет занимался подбором кадров, совершенствованием учебного плана, и результаты не замедлили сказаться: в отчёте за 1874 год констатировано: "Учебное дело в женских прогимназиях (Енисейской и Красноярской) идёт удовлетворительно. Красноярской прогимназии, однако ж, должно отдать в этом отношении преимущество перед Енисейской. В отчётном году в Красноярской прогимназии окончило курс 14 девиц и почти все с отличными успехами. Одни из них с успехом поступили в столичные

гимназии, а другие в Томскую женскую гимназию, и только 4 по бедности остались в Красноярске. Из последних, впрочем, две готовятся дома на звание домашних учительниц по арифметике и геометрии".(16,с.23)

Члены попечительного совета настаивали на открытии ещё 3-х классов и преобразовании прогимназии в гимназию. Препятствием к достижению этой цели служил лишь недостаток средств. В 1876 году почётная гражданка Т. Щёголева пожертвовала 3000 рублей для устройств приготовительного, пятого и шестого классов, и губернатор разрешил попечительному совету открытие шестиклассной прогимназии. В 1876 году в ней обучалось 128 учениц, в 1877 - 163.В 1878 году попечительный совет добивается преобразования прогимназии в гимназию.

Показательна последовательная и настойчивая работа попечительного совета по строительству нового здания гимназии. Расширение учебного заведения ставило перед устроителями проблему размещения открываемых классов, и в 1879 году жена золотопромышленника Александра Фёдоровна Кузнецова пожертвовала 12000 рублей "с точным определением, что сумма назначается ею на постройку нового здания гимназии. Этот почин был поддержан Татьяной Ивановной Щёголевой, передавшей на новое строительство 4000 рублей.(16,с,27) Попечительный совет утвердил план здания и смету строительства, но "едва успели 7 апреля 1881 года сделать закладку здания, как спустя 10 дней, 17 апреля во время пожара, старое здание гимназии сгорело, в том числе всё движимое имущество гимназии".(16,с.28)

Разрушительный пожар, который принёс неисчислимые убытки городу, не обескуражил членов попечительного совета: они решают пересмотреть проект нового здания гимназии, и несмотря на то, что изменения были значительны и привели к удорожанию планируемой постройки до 65000 рублей, работы были начаты уже в июне 1881 года. Директор гимназии А.С. Еленёв обратил внимание членов совет на неизбежное уменьшение доходов гимназии вследствие пожара, т.к. многие родители воспитанниц лишились почти всего своего имущества и принуждены были детей взять из гимназии, рассчитывать на какие-либо крупные пожертвования, в виду истребления пожаром лучшей части города, было неосновательно". (16,с.29)

Однако, разместив временно гимназию в зданиях уездного и первого народного училищ, попечительный совет "признал необходимым ходатайствовать не только об увеличении выдаваемых правительством и городским обществом субсидий, но испросить разрешение начальника губернии на сбор пожертвований в основной капитал гимназии." И начальник края Д.Г. Анучин, и начальник губернии И.К. Педашенко отнеслись весьма сочувственно к положению гимназии: было получено разрешение для сбора пожертвований в пользу гимназии. Попечительный совет через газеты обратился о сборе средств на строительство здания гимназии. Генерал-губернатор лично обратился с письменными посланиями к 30 наиболее известным сибирским благотворителям, и эти общие усилия принесли положительные результаты. Канский купец И.Н. Некрасов пожертвовал 3000 р., И.Г. Гадалов - 5000р., Н.К. Переплётчиков - 1000р., канский купец С.Т. Тимофеев - 1000р. Собранной суммы было недостаточно, чтобы выполнить весь объём строительных работ, и тогда на нужды гимназии откликнулся И.Н. Некрасов, пожертвовавший 43000 рублей.(16,с.31)

Строительство здания, содержание гимназии приводило к серьёзным финансовым трудностям: в постановлении попечительного совета от 16 августа 1883 года говорилось, что "в настоящее время гимназия не имеет никаких источников для покрытия ежегодного дефицита, простирающегося до 3500 рублей, и встречает затруднения даже в своевременной выдаче жалованья служащим". Генерал-губернатором в этих условиях было предложено преобразовать гимназию в прогимназию с тем, чтобы уменьшить расходы на её содержание, но попечительный совет решил, что "пока есть хотя небольшая возможность, сохранить гимназию".(16,с.32).Гимназию удалось сохранить благодаря пожертвованиям: И.Н. Некрасов внёс 20000р., А.Ф. и А.П. Кузнецовы - 10000р., И.С. Токарева - 10000р., О.А. Данилов _ 500р., С.Ф. Васильев - 1000р., Г.В. Юдин - 5000р. Собранные средства дали возможность сохранить необходимое для гимназии количество классов-комплектов.

В 1886 году почётной попечительницей женской гимназии Александрой Фёдоровной Кузнецовой было сделано последнее - предсмертное пожертвование: 30000 рублей.(112,с.11) На проценты с этого капитала должен был содержаться 8-й класс. О необходимости иметь 8-й класс попечительный совет говорил ещё в 1880 году, когда председатель совета В.Ф. Долгушин заявил на заседании 9 декабря, что "совершившееся преобразование прогимназии в гимназию ещё не представляет совершенной законченности, так как по "Положению о женских гимназиях" при них может быть учреждён ещё специальный класс для лиц, желающих приобрести право на звание домашних наставниц и учительниц. Следовательно, конечная цель воспитывающихся в этом учреждении слушательниц настоящим составом вполне ещё не достигается. Между тем, большинство из них имеет целью в будущем пробить себе дорогу к труду, обеспечивающему средства к жизни, к труду в звании домашних наставниц или домашних учительниц, к труду, хотя тяжёлому, мало благодарному, но тем не менее продуктивному и благородному. Нашей Красноярской женской гимназии именно не достаёт этого дополнительного курса".(16,с.33)

В 1887 году был открыт 8-й класс, для которого педагогический совет разработал специальный учебный план, в основу которого был взят опыт Иркутской, Омской и Енисейской гимназий. В 8-м классе стали изучать Закон Божий, педагогику, дидактику, русский и церковно-славянский язык, словесность, математику, географию, методику русского языка, арифметики и географии.

Кроме теоретических занятий были и практические:

1)посещение гимназистками уроков учителей в низших классах и составление конспектов прослушанных уроков,

2)исполнение обязанностей помощниц классных надзирательниц в низших классах гимназии.

Кроме этого каждой ученице 8-го класса поручались для педагогического наблюдения 2-3 ученицы из младших классов, о работе с которыми составлялись отчёты-дневники. Во втором полугодии ученицы 8-го класса должны были давать пробные уроки приготовительном классе гимназии. Весьма показательно, что на открытие нового класса были приглашены не только официальные лица, но и семья покойной жертвовательницы А.Ф. Кузнецовой, а на другой день после открытия класса по желанию воспитанниц в Воскресенском соборе была отслужена панихида по ней, после чего на её могилу, расположенную в ограде собора, были возложены венки.(16,с.50).С 1891-92 учебного года в гимназии были открыты обязательные уроки пения, рисования и гимнастики, средства на проведение которых давались в продолжение трёх лет членом попечительного совета С.Ф. Васильевым.

Попечительный совет контролировал состояние учебно-воспитательного процесса в гимназии. Преподаватели были знакомы с правилами организации уроков в лучших учебных заведениях России, в частности Мариинского женского училища: "Когда начался урок, то главным хозяином в классе делается учитель: всё внимание детей должно быть устремлено на его слова и действия; а потому надзирательницы хотя и приглашаются присутствовать при уроках, но никаких действий, нарушающих тишину класса и развлекающих внимание детей, не должны себе позволять, а потому было бы неуместно, если бы надзирательницы во время урока начали ходить по классу, входить в него и выходить, делать замечания детям, ибо всё это развлекает внимание детей и препятствует успеху учения; если они заметят в поведении детей что-либо неприличное, то могут сказать об этом после урока, разве усмотрено будет какое действие, которое резко нарушает приличие и потому должно быть немедленно прекращено. Но таких действий трудно ожидать от девочек. В классе во время урока должен господствовать строгий порядок. Но сие понятие часто понимается совершенно превратно. Истинный педагогический порядок класса не в мёртвой тишине и не в однообразном неподвижном положении детей. Нимало не нарушается педагогический порядок класса, если ученица, устав сидеть совершенно прямо, обопрётся на спинку своего стула, если она несколько раз переменит положение рук и ног, скромно и кстати засмеётся по поводу того, что говорит наставник, во время прервёт речь его или ответ своей подруги выражением своего недоумения, лишь бы это делалось в форме, согласной с природою детского возраста, требованиями нравственного приличия. Класс должен, сколько возможно больше, походить на семью; чем полнее будет это сходство, тем ближе будет и класс к своей истинной цели. Истинно педагогический порядок состоит в том, чтобы все дети постоянно и неуклонно были заняты тем, что составляет предмет объяснений наставника. Некоторые наставники имеют вредное обыкновение при начале урока вызывать несколько учениц на средину класса и у них исключительно спрашивают о предмете изложения, оставляя всех остальных без внимания. Подобные действия ослабляют деятельность детей, вовлекают их в рассеяние, нарушают порядок класса, а потому не должны быть допускаемы".(16,с.3-4)

Однако местные чиновники были далеки от требований демократизации педагогического процесса, которые выдвигали передовые общественные и педагогические деятели второй половины XIX века. Во время посещения гимназии в сентябре 1883 года Главный инспектор Восточной Сибири Н.И. Раевский предложил усилить надзор за ученицами, посещая их на дому, наблюдать за их поведением в общественных местах и на улице, не допускать хождения по улицам группами, приучить учениц посещать одну церковь. Педагогический совет обязан был выполнить эти предписания и поэтому обратился в попечительный совет с просьбой "выхлопотать бесплатный вход одной надзирательнице в общественные места" для наблюдения за гимназистками. Что же касалось посещения одной церкви всеми гимназистками, то "вследствие невозможности для учениц без провожатых ходить к всенощной осенью, зимой и весной" им было предложено посещать 3 церкви.(16,с.40-41)В гимназии были созданы на пожертвования библиотека и физический кабинет. Ежегодно два раза устраивались литературно-музыкальные вечера, денежный сбор от которых шёл для поддержки беднейших учениц гимназии. С этой же целью при гимназии были учреждены две небольшие стипендии: одна имени Т.И. Щёголевой и одна - А.Д. Лохвицкого - на проценты с учреждённого ими капитала в 4100рублей.

26 октября 1907 года при женской гимназии было создано общество вспоможения. Идея образования общества принадлежала председателю родительского комитета женской гимназии Витольду Станиславовичу Могучему. В женской гимназии обучались дети среднего класса, среди которых некоторые относилось к числу слабо обеспеченных, ряд учениц имел дело "с крайним недостатком в средствах". Это служило причиной "выхода из гимназии по бедности родителей". Некоторые ученицы испытывали "недостаток в книгах, одежде, сносном питании". Желая помочь им, В.С. Могучий разработал проект устава общества, который был утверждён губернатором. В первый состав правления общества вошли В.С. Могучий, председатель попечительного совета гимназии Г.Ю. Стемпневский, председатель педагогического совета А.П. Оносовский, начальница гимназии П.В. Игнациус и три выбранных члена- Н.Н. Сергеев, А.П. Бойчевский и С.В. Телегин. Первые усилия правления были направлены на изыскание средств и поэтому решили организовать спектакли. Первый спектакль был устроен 6 января З.И. Шепетковской, Г.Ф. Мякотиным и М.И. Груздевым. Сбор средств был неплохим и удача вдохновила организаторов на проведение ещё одного представления. сумма выручки была 654рубля. Деньги пошли на оплату обучения малообеспеченных учениц. Уже в первый год работы были освобождены от платы за учение 46 девочек, на что было потрачена 1000рублей. Правлением содержались 3 пансионерки, кроме этого выдавались единовременные пособия. В последующие годы менялся состав правления, но работа оставалась прежней. Кроме денежных пособий члены правления старались приходить на помощь ученицам и другими способами. "Бедным ученицам доставлялась возможность приобретать собственные средства путём уроков, которые приискивались специально для них. Некоторые бедные ученицы таким путём приобретали бесплатную квартиру, помимо довольно значительного денежного вознаграждения. Кончившим курс члены правления старались найти должности учительниц, чтобы они имели возможность самостоятельно работать и приносить пользу обществу."(145,с.4) Представительницы "дамского общества" Красноярска организовали бесплатные завтраки для беднейших учениц. Каждый учебный день месяца был закреплён за одной благотворительницей, которая приносила завтрак для 40 девочек.(145,с.5)

Однако говорить о том, что произошло окончательное осознание обществом необходимости увеличения числа образовательных учреждений, было рано. Когда в 1881 году здание второй начальной школы (училища) сгорело, то на запрос нового Губернатора Апполона Давыдовича Лохвицкого, когда же вновь станет действовать второе училище, городская Дума 9 марта 1882 года ответила, что в открытии школы нужды нет. 13 апреля Губернатор вновь обратился в Думу с настоятельным заявлением о необходимости открытия школы. Он писал, что в городе с 20-и тысячным населением имеется только одно училище, и что подобного рода явление недопустимо. Только после этого деятельность училища была возобновлена.

К.Д. Ушинский, перечисляя причины того, что в русской действительности этого периода мешало дойти до осознания необходимости образования, называл основную: "Первая: недостатки нашего собственного образования, образования того поколения, которое призвано думать об образовании будущих поколений. Ясно, что основная идея народного образования есть прежде всего идея глубоко философская и идея психологическая".(182,с.251)

Сибирские историки педагогики А.П. Панчуков, Д.Г. Жолудев, Ф.Ф. Шамахов сделали объективный вывод, что если реформы 60-х годов в Центральной России были шагом вперёд на пути превращения России в буржуазную монархию, то в Сибири, где не было необходимости отменять крепостное право, так как его здесь не было, сохранялась экономическая и культурная отсталость.

В 1882 году Красноярская училищная комиссия обратилась в Городскую думу с письмом, в котором выразила обеспокоенность тем, "что в городе с 16-тысячным населением нет ни одной народной школы для девочек, а также недостаточное количество низших народных школ вообще".(57,с.1) Училищная комиссия называла цифру - "1400 детей школьного возраста вне образования". Было понятно, что финансовое положение города не создаёт возможности для решения задач улучшения состояния образования, и поэтому училищная комиссия предложила "Городской думе через Мещанскую управу обратиться к мещанскому сословию города Красноярска с предложением об ассигновании некоторой суммы в помощь начальным училищам города. Большая часть детей в даровых школах принадлежит к детям красноярских мещан, следовательно, вполне справедливо, чтобы и часть расходов на это дело несло общество или то сословие, которых дети обучаются в этих школах".(57,с.1) С таким же предложением предлагалось обратиться к купеческому обществу: "Весьма вероятно, что наше почтенное купечество, сознавая всю важность народного образования для бедного класса общества, по примеру томского купечества добровольно согласится уделять на училищное дело какой-нибудь % с капиталов и это предложение думы будет сочувственно принято и минусинским купечеством и остальные граждане города при ознакомлении с развитием училищного дела не останутся равнодушными".(57,с.1) Фактически училищной комиссией был дан импульс для объединения сил и средств влиятельных учреждений города и губернии на решение назревшей проблемы народного образования. Однако Мещанская управа решает поставленный вопрос по-своему: в 1883 году она принимает решение открыть свою мещанскую школу, что и делает. Купеческое общество, ссылаясь на то, что оно финансировало Красноярскую женскую гимназию ежегодно в размере 3000рублей, принимает решение с 15 мая 1883 года перечислять "в помощь начальным училищам 100 рублей ежегодно". (57,с.21)

В 1915 году в губернии функционировали 2 мужские гимназии с 753 юношами, 6 женских гимназий и 1 прогимназия с 2602 девушками. Юноши также обучались в специальных учебных заведениях: техническом железнодорожном училище, землемерном училище, Учительской семинарии и торговой школе.(80,с.19)

ВЫВОДЫ: 1.Отдаленность Енисейской губернии от Европейской России, промышленных и культурных центров, ее социально-экономическая отсталость были основными причинами слабого развития просвещения в регионе. Население губернии, жившее патриархальным укладом, в абсолютном большинстве своем не испытывало потребности в получении образования. До 60-х годов Х1Х века в городах Енисейской губернии не были открыты гимназии. Инициативу в открытии средних учебных заведений в губернии проявил губернатор П.Н. Замятнин, в обязанности которого входило попечительство над учебными заведениями. Организованный сбор средств на открытие мужской и женской гимназий в г. Красноярске объясняется тем, что этот процесс происходил под контролем и при участии губернатора, которого поддерживала часть купцов, желавших дать образование своим детям. Важную роль играло общественное настроение, которое на протяжении ряда лет формировалось в пользу открытия гимназий..

2.Большую организаторскую роль в сборе средств, строительстве и функционировании средних учебных заведений играли попечительские советы, состоявшие в основном из членов купеческих семей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: