Билет 9. Особенности проектного мышления

Особенности проектного мышления

1критика,

2анализ,

3проблематизация,

4целеполагание,

5концептуализация,

6экспертная оценка

7и др.), их место в процессе дизайн проектирования.

Дизайн – деятельность – критический подход к ситуации. Цель: определить противоречия между тем, что предлагается производством и представлением потребителя, общества. Критика – это звено проектного исследования.

Анализ как познавательная деятельность. Изучение аналогов. Аализ технической и патентной информации

Проблема – это внутреннее противоречие, возникающее в области социально-культурных отношений в обществе. Эти проблемы дизайнер решает способами проектирования.

В зависимости от объекта проектирования главными могут становиться и другие проблемы. Задача дизайнера – выстроить иерархию этих проблем.

Целеполагание – установить цель. Может поставить заказчик – техническое задание или может сложится внутри – дизайнер сам ее ставит, видя конечный результат. Связано с морфологией, технологией, образом, функциями.

Проектная концепция – это замысел, дизайн – проект, обобщенно конструктивно излагающий идею решения актуальной, научно обоснованной, объективно существующей проблемы и пути достижения цели.

Основные блоки проектной концепции:

1.идеология

2.система принципов дизайнерского проектирования

3.создание принципиальной проектной модели (образ)

4.общеглобальное видение социально-экономической выгоды.

В основе концепции – решение проектных проблем.

Экспертная оценка – привлечение специалистов из разных областей для оценки процесса и конечного результата. Их помощь в решении проблем возникающих в их областях (конструктивные, психологические, эргономические и т.д.).

Цель экспертного анализа: выявить важнейшие достоинства и недостатки изделия для внесения предварительного оценочного суждения о его качестве. Необходимо оценить прототипы.

В экспертной оценке участвуют дизайнеры, технологи, маркетологи, эргономисты.

Их место в дизайн-проектировании: последовательно!!!! Без них никак не обойтись. Сначала мы анализируем почву, аналоги, ситуацию. Потом критекуем аналоги, получая тем самым возможность роставить правильно проблему. Далее, зная проблему, мы ставим себе цель, которую можем и должны достичь. Затем думаем как мы можем ее достичь, какими путями. А в конце это все оценивают. Но не стоит забывать, что некоторые из вышеперечисленных действий помимо четко зафиксированного во времяни шага имеют еще и довольно длительный период: критика, экспертная оценка длятся на протяжении всего процесса проектирования!!!!

Билет 10

Основные категории проектной деятельности в дизайне: функция, морфология, проектный образ. Взаимосвязь категорий «функция», «морфология», «проектный образ» в процессе реального проектирования.

Основные категории композиции, используемые в процессе реального проектирования:

1.морфология- материальная форма вещи, организованная всоответствии с ее функциями. Для этой категории характерна структурность.

2.тектоника-зримое отражение в форме работы конструкции, организации, материалов. Главное: устойчивость, прочность, надежность материалов и запчастей.

3.объемно-пространственная структура.Соединяет объем и пространство.(открытые(ажурные), закрытые(массивные) формы)

4.свойства и качества композиции:

Гармоническая целостность(соподчиненность элементов – закономерность композиции)

Композиционное равновесие(пластическое, фактурное, цветовое решения)

Симметрия\асимметрия (вертикальная, горизонтальная, диагональная)

Динамичность\статичность (статичная композиция- состояние покоя, динамичная композиция – односторонняя направленность в пространстве, движение)

Единство характера (совокупность черт, противопоставления)

Функции вещи:

Выделяют основную и прикладные функции вещи. Так же выделяют:

  1. рабочая (утилитарная) функция (направлена на потребителя)
  2. адоптивная функция (человек-вещь-среда)
  3. результативная функция (направлена на достижение цели)
  4. знаковая (коммуникативная) функция
  5. обучающая функция

и т.д.

Проектный образ – образ, выбранный в процессе проектирования. Он соответствует потребителю, применим для тиражирования и зависит от технологической осуществимости, конструктивной составляющей и т.д.

Билет 11

ПОНЯТИЕ ФУНКЦИИ, ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА, СПЕЦИФИКА 11ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ, ФУНКЦИОНАЛИЗМ КАК ОДНО ИЗ ВЕДУЩИХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ В ДИЗАЙНЕ

Функции:

1. Утилитарная (инструментальная) – самая главная; проектируя ее, дизайнер должен воссоздать образ человеческого действия, направленного во внешнюю среду в ее материальных, пространственных, временных характеристиках.

2. Адаптивная – поддерживает внешнюю среду в состоянии благоприятном для протекания процессов жизнедеятельности. (проблема удобства и комфорта). Часто зависит от потребителя.

3. Результативная – вещь выступает носителем многообразных целей общества. Цель – это результат процесса производства.

* определение результативной функции вещи:

- моделирование ситуации социального функционирования вещи

- установки и условия, которые характеризуют ситуацию функционирования

- выявление условий достижения цели: экономические ресурсы

- выделение проектных задач и последовательность их выполнения

- выделение условия совместимости целевых установок при решении проектных задач

4. Интегративная - функция вещи как противопоставление и единство целого. Проектируя единичную вещь, нужно думать о тех, кто проектирует вещь в общем.

Интеграция – взаимодействие на разных этапах дизайн-проекта. Необходимо органически все связать в единое целое.

5. Коммуникативная (знаковая) –связана с морфологией. Донесение коммуникации через форму.

Функции вещи проявляются в различных контекстах социально-культурной жизнедеятельности людей

- преобразование внешней среды – инструментальная

- поддержание среды в состоянии, обеспечивающем нормальное протекание процессов жизнедеятельности – адаптивная

- достижение целей – результативная

- рассмотрение единичного объекта в системе от частного к целому, объединение объекта проектирования с субъектом - интегративная

Существует 3 подсистемы жизнедеятельности человека:

 Подсистема «человек-вещь-среда». В ней совершается взаимодействие человека и среды: человек преобразует среду и адаптируется к ней. Вещь как промежуточное звено в отношении человека и среды, принимает на себя инструментальную и адаптивную функции.

 Подсистема «цель-вещь-результат». В ней осуществляется процесс целеполагания и достижения целей. Люди являются носителями целей, а вещи опосредуют результат, выполняют результативную функцию в этом процессе.

 Подсистема «индивид-вещь-общество». Основной процесс здесь интеграция индивидов, благодаря которой человек предстает в своей родовой сущности. Вещь опосредуя этот процесс, оказывается носителем и выразителем интегративной функции.

Введенное расчленение задает тематические направления функционального проектирования. При проектировании вещи, проводя функциональный анализ, важно четко фиксировать контекст /подсистему/, в котором проявляется та или иная ее функция, то есть определять тип этой функции.

Форма следует за функцией, интерпретированная в чисто утилитарном плане /без учета социальной составляющей функции/ стала основополагающим принципом направления в эстетике, получившего название функционализм. С позиции функ-ма форма в дизайне-результат почти «чистой» инженерной деятельности. Форма строится на основе конструктивных и технологических закономерностей, «человеческие факторы» учитываются в пределах эргономики.

Характерно: Обнаженная конструкция, узлы играют формообразующую роль Геометрия как всеобщий признак Основной материал-металл Жесткие, лаконичные цвета

Стерильность формы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: