Особенности проектного мышления
1критика,
2анализ,
3проблематизация,
4целеполагание,
5концептуализация,
6экспертная оценка
7и др.), их место в процессе дизайн проектирования.
Дизайн – деятельность – критический подход к ситуации. Цель: определить противоречия между тем, что предлагается производством и представлением потребителя, общества. Критика – это звено проектного исследования.
Анализ как познавательная деятельность. Изучение аналогов. Аализ технической и патентной информации
Проблема – это внутреннее противоречие, возникающее в области социально-культурных отношений в обществе. Эти проблемы дизайнер решает способами проектирования.
В зависимости от объекта проектирования главными могут становиться и другие проблемы. Задача дизайнера – выстроить иерархию этих проблем.
Целеполагание – установить цель. Может поставить заказчик – техническое задание или может сложится внутри – дизайнер сам ее ставит, видя конечный результат. Связано с морфологией, технологией, образом, функциями.
|
|
Проектная концепция – это замысел, дизайн – проект, обобщенно конструктивно излагающий идею решения актуальной, научно обоснованной, объективно существующей проблемы и пути достижения цели.
Основные блоки проектной концепции:
1.идеология
2.система принципов дизайнерского проектирования
3.создание принципиальной проектной модели (образ)
4.общеглобальное видение социально-экономической выгоды.
В основе концепции – решение проектных проблем.
Экспертная оценка – привлечение специалистов из разных областей для оценки процесса и конечного результата. Их помощь в решении проблем возникающих в их областях (конструктивные, психологические, эргономические и т.д.).
Цель экспертного анализа: выявить важнейшие достоинства и недостатки изделия для внесения предварительного оценочного суждения о его качестве. Необходимо оценить прототипы.
В экспертной оценке участвуют дизайнеры, технологи, маркетологи, эргономисты.
Их место в дизайн-проектировании: последовательно!!!! Без них никак не обойтись. Сначала мы анализируем почву, аналоги, ситуацию. Потом критекуем аналоги, получая тем самым возможность роставить правильно проблему. Далее, зная проблему, мы ставим себе цель, которую можем и должны достичь. Затем думаем как мы можем ее достичь, какими путями. А в конце это все оценивают. Но не стоит забывать, что некоторые из вышеперечисленных действий помимо четко зафиксированного во времяни шага имеют еще и довольно длительный период: критика, экспертная оценка длятся на протяжении всего процесса проектирования!!!!
|
|
Билет 10
Основные категории проектной деятельности в дизайне: функция, морфология, проектный образ. Взаимосвязь категорий «функция», «морфология», «проектный образ» в процессе реального проектирования.
Основные категории композиции, используемые в процессе реального проектирования:
1.морфология- материальная форма вещи, организованная всоответствии с ее функциями. Для этой категории характерна структурность.
2.тектоника-зримое отражение в форме работы конструкции, организации, материалов. Главное: устойчивость, прочность, надежность материалов и запчастей.
3.объемно-пространственная структура.Соединяет объем и пространство.(открытые(ажурные), закрытые(массивные) формы)
4.свойства и качества композиции:
Гармоническая целостность(соподчиненность элементов – закономерность композиции)
Композиционное равновесие(пластическое, фактурное, цветовое решения)
Симметрия\асимметрия (вертикальная, горизонтальная, диагональная)
Динамичность\статичность (статичная композиция- состояние покоя, динамичная композиция – односторонняя направленность в пространстве, движение)
Единство характера (совокупность черт, противопоставления)
Функции вещи:
Выделяют основную и прикладные функции вещи. Так же выделяют:
- рабочая (утилитарная) функция (направлена на потребителя)
- адоптивная функция (человек-вещь-среда)
- результативная функция (направлена на достижение цели)
- знаковая (коммуникативная) функция
- обучающая функция
и т.д.
Проектный образ – образ, выбранный в процессе проектирования. Он соответствует потребителю, применим для тиражирования и зависит от технологической осуществимости, конструктивной составляющей и т.д.
Билет 11
ПОНЯТИЕ ФУНКЦИИ, ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА, СПЕЦИФИКА 11ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ, ФУНКЦИОНАЛИЗМ КАК ОДНО ИЗ ВЕДУЩИХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ В ДИЗАЙНЕ
Функции:
1. Утилитарная (инструментальная) – самая главная; проектируя ее, дизайнер должен воссоздать образ человеческого действия, направленного во внешнюю среду в ее материальных, пространственных, временных характеристиках.
2. Адаптивная – поддерживает внешнюю среду в состоянии благоприятном для протекания процессов жизнедеятельности. (проблема удобства и комфорта). Часто зависит от потребителя.
3. Результативная – вещь выступает носителем многообразных целей общества. Цель – это результат процесса производства.
* определение результативной функции вещи:
- моделирование ситуации социального функционирования вещи
- установки и условия, которые характеризуют ситуацию функционирования
- выявление условий достижения цели: экономические ресурсы
- выделение проектных задач и последовательность их выполнения
- выделение условия совместимости целевых установок при решении проектных задач
4. Интегративная - функция вещи как противопоставление и единство целого. Проектируя единичную вещь, нужно думать о тех, кто проектирует вещь в общем.
Интеграция – взаимодействие на разных этапах дизайн-проекта. Необходимо органически все связать в единое целое.
5. Коммуникативная (знаковая) –связана с морфологией. Донесение коммуникации через форму.
Функции вещи проявляются в различных контекстах социально-культурной жизнедеятельности людей
- преобразование внешней среды – инструментальная
- поддержание среды в состоянии, обеспечивающем нормальное протекание процессов жизнедеятельности – адаптивная
- достижение целей – результативная
- рассмотрение единичного объекта в системе от частного к целому, объединение объекта проектирования с субъектом - интегративная
Существует 3 подсистемы жизнедеятельности человека:
Подсистема «человек-вещь-среда». В ней совершается взаимодействие человека и среды: человек преобразует среду и адаптируется к ней. Вещь как промежуточное звено в отношении человека и среды, принимает на себя инструментальную и адаптивную функции.
|
|
Подсистема «цель-вещь-результат». В ней осуществляется процесс целеполагания и достижения целей. Люди являются носителями целей, а вещи опосредуют результат, выполняют результативную функцию в этом процессе.
Подсистема «индивид-вещь-общество». Основной процесс здесь интеграция индивидов, благодаря которой человек предстает в своей родовой сущности. Вещь опосредуя этот процесс, оказывается носителем и выразителем интегративной функции.
Введенное расчленение задает тематические направления функционального проектирования. При проектировании вещи, проводя функциональный анализ, важно четко фиксировать контекст /подсистему/, в котором проявляется та или иная ее функция, то есть определять тип этой функции.
Форма следует за функцией, интерпретированная в чисто утилитарном плане /без учета социальной составляющей функции/ стала основополагающим принципом направления в эстетике, получившего название функционализм. С позиции функ-ма форма в дизайне-результат почти «чистой» инженерной деятельности. Форма строится на основе конструктивных и технологических закономерностей, «человеческие факторы» учитываются в пределах эргономики.
Характерно: Обнаженная конструкция, узлы играют формообразующую роль Геометрия как всеобщий признак Основной материал-металл Жесткие, лаконичные цвета
Стерильность формы