Стратегии и тактики в дизайн-проектировании, их характеристики и разновидности.
Стратегия в дизайн-процессе- порядок основных действий по достижению намеченных целей. Стратегии делятся на заранее заданные (линейные) и оперативные (циклические). Заранее заданные стратегии выдает заказчик перед началом работы.Оперативные стратегии появляются в ходе выполнения работы.
Примеры стратегий:
-Адаптивная стратегия (Предполагает проведение рефлексии. Выполнив этап и получив результат, возвращаешься к исследованиям, чтобы улучшить конструкцию..; исп. Для модернизации)
-Импровизационная стратегия. (Проектирование, опираясь на импровизацию).
Стратегии воплощаются в виде тактики. Тактика выступает как вид практической деятельности. Метод достижения цели.
Примеры тактик:
- Тактика заимствования позиции потребителя
- Тактика формирования и развития проектного замысла. Необходимо сформулировать задание в виде конфликта
- Тактика трансформации объекта. Взаимодействие объекта со средой
- Тактика мозгового штурма, активизации проектного мышления
- Тактика инверсий. С точки зрения позиции потребителя, производителя..
- Эмпатия. Создание сюжета, сценария использования объекта
Тактики выхода из тупиковых ситуаций (недостаток инф.; несоглассованность действий в кол-ве):
|
|
-тактика повторений
-изменение оснований поиска
-тактика параллельного проектирования (несколько человек)
-занять позицию критика
-переосмыслить проектную ситуацию (выявить новый конфликт)
-сформулировать проблемы во всех видах проектирования (морфологическое, образное, технологическое)
-найти новый культурный образец
Билет 7
Основные методологические подходы в дизайн-проектировании, их сущность, специфика, возможности использования в практической деятельности. Системное и комплексное проектирование, средовой подход.
Методика дизайн-проектирования:
1) Гуманитарный аспект
Требования к дизайну товаров в эпоху потребления и синдрома изобилия:
1.Отсутствие токсинов, отсутствие вреда окружающей среде
2.использование возобновимых источников энергии и материалов
3.доступность для всех членов общества
4.приспособляемость, возможность использовать для других целей
5.разнообразие и уникальность
6.аккуратное исполнение
7.легкость в обращении
8.легкость тех. обслуживания
9.легкость в определении состава материала
10.дружелюбие к человеку
11.совместимость с жизнью и природой
12.совместимость с культурой
2) Эргономическое обеспечение
Основные подходы к проектированию:
1.Технократический. Основан на пассивном поведении человека. Главное техника
|
|
2.Социоцентрический. Предметы, товары, техника рассматриваются в виде элементов социальных систем
3.Антропоцентрический. Вещь рассматривается только как средство, как помощник человека в чем-либо. Основывается этот подход на учете реальных возможностей и потребностей человека, и на учете активной, ответственной рои во взаимодействии.
3) Проектно-графическое моделирование
ПГМ – это инструмент, который позволяет визуализировать ваши мысли.
Смысл – продумать последовательность мышления, сохранить все свои мысли на бумаге. Вид отчетности.
Способ доказательства проделанной работы.
Принципы:
1.Соответствие графической формы содержанию проектной идеи
2.Вариантный экспериментальный характер эскизного поиска
3. Систематичность и логическая последовательность.
Системный подход в дизайне – рассмотрение вещественно-предметной составляющей проектирования в связи с потребителем, где человек рассматривается как единица, несущая социально-культурные знаки того или иного общества.
Системный объект – ситуация, проблемность, ситуационность, предметность, которая моделируется системно.
Комплексный объект – входит в структуру системного объекта. Эмпирическая составляющая программирования.
Средовой объект – 2 компонента:
1.Предмет окружения
2.Все, что связано с взаимоотношением предмета и среды.
Социальная составляющая средового объекта очень динамично развивается, а предметно – физическая намного медленнее.
Средовой подход дает возможность рассматривать среду обитания как единое целое, неразрывность всех его компонентов. Главное – это физическое, социальное и культурное окружение.
1Очень важен социальный подход к проектированию среды.
Главной целью является организация самой среды для гармоничного протекания всех жизненноважных процессов человека.
Основной метод средового проектирования
Проектирование интерьера: метод сценирования – основополагающий. Необходимо большое внимание уделить проблемам и противоречиям социальных и предметных отношений (социальное развитие и физическое оснащение).
Проектирование средового объекта: метод концептуального макетирования – эскизный дизайн-проект средового объекта. Авторский надзор – осуществление реали- зации спроектированного объекта.
Изображения: планы, планировки, развертки по стенам, технологические схемы, расчеты материалов и проектных работ. Попытка визуализации: 3d – моделирование, анимация.
Билет 8
Дизайн-программа как метод решения сложных проектных задач.Структура и этапы разработки дизайн-программы, проектные типологии и классификации.
Дизайн-программа – метод, соединяющий в целостный процесс проблематизацию ценностей культуры, формулирование проектно-художественной концепции сложного системного объекта и разработку организационной программы, обеспечивающей реализацию этой концепции, включая дизайн-проектирование объекта и внедрение его в промышленность.
Основная структура дизайн-программ:
- Проблемно-целевой блок. Включает в себя дизайн проблему и целевую программу на основе социально-культурных проблем.
- Концептуальный блок. Дизайн-концепция, разработанная на основе стилевой художественной программы.
- Организационно- управленческий блок. Включает в себя организационную программу.
- Проектно-конструкторский блок. Включает дизайн-разработку, маркетинг, внедрение.
Для разработки дизайн-программ был разработан специфический программно-целевой подход.(попытка разбить на отдельные составляющие). Создается дерево целей(целевое поле) и организовывается работа в коллективе (ролевые игры, мозговой штурм, сценирование)
Основные этапы (элементы) структуры:
|
|
- Ядро фирменного стиля – продукция, которая выпускается
- Идентифицирующая продукция (товарные знаки, логотипы, фирменные цвета, деловая, печатная и электронная продукция
- Архитектура и производственная среда, сервисные и торговые центры
- Фирменные носители (dress-code сотрудников, транспорт)
Типологии и классификации:
Класс- множество предметов, выделяемых на основе одного или нескольких существующих признаков.(по конструкции)
Пример: пылесосы – сухая уборка\влажная уборка, мобильные\стационарные, работают от аккумулятора\от сети, механическое управление\электронное.
Тип – исходная единица конструирования научной, художественной или проектной картины мира, выделяемая на основе идеальной модели, являющейся носителем программной культуры. Тип относится к направлению,стилю.
Пример: типология мобилных телефонов: европейский стиль Nokia, Sony Erikson, азиатский стиль, американский стиль IPhone.