Билет 6. Стратегии и тактики в дизайн-проектировании, их характеристики и разновидности

Стратегии и тактики в дизайн-проектировании, их характеристики и разновидности.

Стратегия в дизайн-процессе- порядок основных действий по достижению намеченных целей. Стратегии делятся на заранее заданные (линейные) и оперативные (циклические). Заранее заданные стратегии выдает заказчик перед началом работы.Оперативные стратегии появляются в ходе выполнения работы.

Примеры стратегий:

-Адаптивная стратегия (Предполагает проведение рефлексии. Выполнив этап и получив результат, возвращаешься к исследованиям, чтобы улучшить конструкцию..; исп. Для модернизации)

-Импровизационная стратегия. (Проектирование, опираясь на импровизацию).

Стратегии воплощаются в виде тактики. Тактика выступает как вид практической деятельности. Метод достижения цели.

Примеры тактик:

  1. Тактика заимствования позиции потребителя
  2. Тактика формирования и развития проектного замысла. Необходимо сформулировать задание в виде конфликта
  3. Тактика трансформации объекта. Взаимодействие объекта со средой
  4. Тактика мозгового штурма, активизации проектного мышления
  5. Тактика инверсий. С точки зрения позиции потребителя, производителя..
  6. Эмпатия. Создание сюжета, сценария использования объекта

Тактики выхода из тупиковых ситуаций (недостаток инф.; несоглассованность действий в кол-ве):

-тактика повторений

-изменение оснований поиска

-тактика параллельного проектирования (несколько человек)

-занять позицию критика

-переосмыслить проектную ситуацию (выявить новый конфликт)

-сформулировать проблемы во всех видах проектирования (морфологическое, образное, технологическое)

-найти новый культурный образец

Билет 7

Основные методологические подходы в дизайн-проектировании, их сущность, специфика, возможности использования в практической деятельности. Системное и комплексное проектирование, средовой подход.

Методика дизайн-проектирования:

1) Гуманитарный аспект

Требования к дизайну товаров в эпоху потребления и синдрома изобилия:

1.Отсутствие токсинов, отсутствие вреда окружающей среде

2.использование возобновимых источников энергии и материалов

3.доступность для всех членов общества

4.приспособляемость, возможность использовать для других целей

5.разнообразие и уникальность

6.аккуратное исполнение

7.легкость в обращении

8.легкость тех. обслуживания

9.легкость в определении состава материала

10.дружелюбие к человеку

11.совместимость с жизнью и природой

12.совместимость с культурой

2) Эргономическое обеспечение

Основные подходы к проектированию:

1.Технократический. Основан на пассивном поведении человека. Главное техника

2.Социоцентрический. Предметы, товары, техника рассматриваются в виде элементов социальных систем

3.Антропоцентрический. Вещь рассматривается только как средство, как помощник человека в чем-либо. Основывается этот подход на учете реальных возможностей и потребностей человека, и на учете активной, ответственной рои во взаимодействии.

3) Проектно-графическое моделирование

ПГМ – это инструмент, который позволяет визуализировать ваши мысли.

Смысл – продумать последовательность мышления, сохранить все свои мысли на бумаге. Вид отчетности.

Способ доказательства проделанной работы.

Принципы:

1.Соответствие графической формы содержанию проектной идеи

2.Вариантный экспериментальный характер эскизного поиска

3. Систематичность и логическая последовательность.

Системный подход в дизайне – рассмотрение вещественно-предметной составляющей проектирования в связи с потребителем, где человек рассматривается как единица, несущая социально-культурные знаки того или иного общества.

Системный объект – ситуация, проблемность, ситуационность, предметность, которая моделируется системно.

Комплексный объект – входит в структуру системного объекта. Эмпирическая составляющая программирования.

Средовой объект – 2 компонента:

1.Предмет окружения

2.Все, что связано с взаимоотношением предмета и среды.

Социальная составляющая средового объекта очень динамично развивается, а предметно – физическая намного медленнее.

Средовой подход дает возможность рассматривать среду обитания как единое целое, неразрывность всех его компонентов. Главное – это физическое, социальное и культурное окружение.

1Очень важен социальный подход к проектированию среды.

Главной целью является организация самой среды для гармоничного протекания всех жизненноважных процессов человека.

Основной метод средового проектирования

Проектирование интерьера: метод сценирования – основополагающий. Необходимо большое внимание уделить проблемам и противоречиям социальных и предметных отношений (социальное развитие и физическое оснащение).

Проектирование средового объекта: метод концептуального макетирования – эскизный дизайн-проект средового объекта. Авторский надзор – осуществление реали- зации спроектированного объекта.

Изображения: планы, планировки, развертки по стенам, технологические схемы, расчеты материалов и проектных работ. Попытка визуализации: 3d – моделирование, анимация.

Билет 8

Дизайн-программа как метод решения сложных проектных задач.Структура и этапы разработки дизайн-программы, проектные типологии и классификации.

Дизайн-программа – метод, соединяющий в целостный процесс проблематизацию ценностей культуры, формулирование проектно-художественной концепции сложного системного объекта и разработку организационной программы, обеспечивающей реализацию этой концепции, включая дизайн-проектирование объекта и внедрение его в промышленность.

Основная структура дизайн-программ:

  1. Проблемно-целевой блок. Включает в себя дизайн проблему и целевую программу на основе социально-культурных проблем.
  2. Концептуальный блок. Дизайн-концепция, разработанная на основе стилевой художественной программы.
  3. Организационно- управленческий блок. Включает в себя организационную программу.
  4. Проектно-конструкторский блок. Включает дизайн-разработку, маркетинг, внедрение.

Для разработки дизайн-программ был разработан специфический программно-целевой подход.(попытка разбить на отдельные составляющие). Создается дерево целей(целевое поле) и организовывается работа в коллективе (ролевые игры, мозговой штурм, сценирование)

Основные этапы (элементы) структуры:

  1. Ядро фирменного стиля – продукция, которая выпускается
  2. Идентифицирующая продукция (товарные знаки, логотипы, фирменные цвета, деловая, печатная и электронная продукция
  3. Архитектура и производственная среда, сервисные и торговые центры
  4. Фирменные носители (dress-code сотрудников, транспорт)

Типологии и классификации:

Класс- множество предметов, выделяемых на основе одного или нескольких существующих признаков.(по конструкции)

Пример: пылесосы – сухая уборка\влажная уборка, мобильные\стационарные, работают от аккумулятора\от сети, механическое управление\электронное.

Тип – исходная единица конструирования научной, художественной или проектной картины мира, выделяемая на основе идеальной модели, являющейся носителем программной культуры. Тип относится к направлению,стилю.

Пример: типология мобилных телефонов: европейский стиль Nokia, Sony Erikson, азиатский стиль, американский стиль IPhone.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: