Биск И. Я. Методология истории: курс лекций

«De omnibus dubitandum!» («Подвергай все сомнению!»)

ББК 63.01

Б 653

Биск И. Я. Методология истории: курс лекций / И. Я. Биск. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2007. 236 с.

В 15 лекциях курса, читающегося к Ивановском государственном университете с конца 1970-х годов и апробированного также в Тамбовском университете, рассмотрены теоретико-методологические вопросы исторической науки: социальные функции истории; особенности исторического познания; методы источниковедения и историографии; философские основы и принципы, структура и язык исторического исследования [1].

Печатается по решению редакцинно-издательского совета Ивановского государственного университета

Научный редактор

доктор исторических наук Л. Л. Коринков (Ивановский государственный университет)

Рецензенты: кафедра новой, новейшей истории и международных отношений Тамбовского государственного университета (заведующий кафедрой доктор исторических наук Л. Г. Айрапетов)

доктор исторических наук Л. И. Борозняк (Липецкий государственный педагогический университет)

Книга издана при финансовой поддержке благодарных учеников автора

ISBN 5-7807-0627-1 Биск И. Я. 2007

© Поюров В. С, оформление, 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие. 4

Лекция первая ВВЕДЕНИЕ В МЕТОДОЛОГИЮ ИСТОРИИ.. 5

1. Предмет и основные понятия методологии истории. 5

2. Значение методологии истории. 6

3. Изучение методологии истории отечественными учеными. 8

4. Новейшая литература. 10

Лекция вторая ПРЕДМЕТ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ.. 13

1. Определение и отграничение предмета. 13

2. Соотношение в истории науки и искусства. 14

3. Соотношение в истории прошлого и современности. 18

4. Структура предмета исторической науки. 20

Лекция третья. РОЛЬ ИСТОРИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА (Социальные функции исторической науки) 22

1. История как память человечества (функция социальной памяти) 22

2. Воспитательная функция истории. 23

3. Использование исторического опыта — уроков истории (прогностическая функция) 25

Лекция четвертая ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ.. 29

1. Отличие исторического познания от познания в других науках. 29

2. Базовая роль источника в исторической науке. 32

3. Историческое описание и проблема исторических законов в историческом исследовании 34

4. Релятивность исторического познания. 37

Лекция пятая ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ. 40

1. Понятие и особенности исторического факта. 41

2. Познавательная природа исторического факта. 46

3. Типология исторических фактов. 48

Лекция шестая МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ: ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ КРИТИКИ ИСТОЧНИКОВ ВСЕХ ВИДОВ.. 52

1. Историческая критика (критика) 52

2. Этапы исторической критики. 56

3. Отцы-родоначальники исторической критики. 57

4. Методы искажения и восстановления исторической правды.. 60

Лекция седьмая МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ: ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ИСТОЧНИКОВ.. 63

1. Анализ статистических материалов. 63

2. Историческая критика парламентских документов. 65

3. Анализ дипломатических документов. 68

Лекция восьмая МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ: ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ИСТОЧНИКОВ (Окончание) 73

1. Периодическая печать. 73

2. Мемуарная литература. 77

3. Художественная литература. 80

Лекция девятая МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИОГРАФИИ.. 83

1. Развитие отечественной методологии историографии. 83

2. Понятийный аппарат: историография и близкие дисциплины.. 85

3. Историографические источники. 87

4. Компоненты и модель историографического исследования. 89

Лекция десятая ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ К ИСТОРИОПИСАНИЮ В XVIII—XIX ВЕКАХ 94

1. Соотношение философии и методологии. 94

2. Рационализм — теоретическая основа Просвещения. 95

3. Историография романтизма. 97

4. Господство позитивизма. 98

5. Марксистский исторический материализм.. 102

Лекция одиннадцатая ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ К ИСТОРИОПИСАНИЮ В XX ВЕКЕ 105

1. Неокантианский прорыв. 105

2. Теоретические основы и характерные черты методологии «Анналов». 107

3. Постмодернизм в истории. 110

Лекция двенадцатая ПРИНЦИПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ.. 114

1. Что такое исследовательские принципы?. 114

2. Принцип историзма. 115

3. Принцип объективности. 119

4. Принцип причинности. 121

Лекция тринадцатая ЭТАПЫ И СТРУКТУРА ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.. 125

1. Выбор темы и эвристические процессы.. 125

2. Изучение литературы и определение проблематики. 129

3. Анализ источников и синтетические процессы.. 132

Лекция четырнадцатая ЯЗЫК ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.. 136

1. Общие вопросы литературного изложения. 137

2. Особенности литературной формы исторического труда. 138

3. Особенности лексики исторического исследования. 143

Лекция пятнадцатая, заключительная НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ ИЗ МЕТОДОЛОГИИ ИСТОРИИ И РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ИСТОРИИ ИСТОРИИ.. 149

1. «Что должно остаться?». 149

2. Место истории в XIX веке. 150

3. История в XX веке. 152



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: