Содержание. Глава 1. Психологическое содержание проблемы профессиональной пригодности

Введение.................................................................................................................................................... 4

Глава 1. Психологическое содержание проблемы профессиональной пригодности........... 9

1.1. Профессиональная пригодность как категория системы «человек–профессия»... 9

1.2. Принципы определения профессиональной пригодности.......................................... 21

1.3. Разработка системы определения профессиональной пригодности....................... 27

Глава 2. Развитие и состояние проблемы профессиональной пригодности (исторический очерк)..................................................................................................................................................................... 33

Раздел I. Теоретико-методологические основы профессиональной пригодности.............. 51

Глава 3 Деятельность и профессиональная пригодность.......................................................... 51

3.1. Психологические особенности профессиональной деятельности............................ 51

3.2. Психологическая система деятельности и профессиональная пригодность......... 62

3.3. Рабочая нагрузка и профессиональная пригодность.................................................... 68

3.4. Безопасность труда и профессиональная пригодность................................................ 72

Глава 4. Психическая регуляция процесса формирования профессиональной пригодности 80

4.1. Основные направления изучения механизмов регуляции.......................................... 80

4.2. Роль индивидуально-психологических особенностей личности............................... 82

4.2.1. Типологические особенности....................................................................................... 82

4.2.2. Личностные особенности.............................................................................................. 85

4.2.3. Познавательные функции............................................................................................. 88

4.3. Функциональная организация корковых (мозговых) процессов................................. 90

4.3.1. Электрокорковая активность........................................................................................ 90

4.3.2. Функциональная асимметрия парных органов....................................................... 93

4.4. Психические состояния......................................................................................................... 95

4.4.1. Утомление......................................................................................................................... 95

4.4.2. Психологический стресс................................................................................................ 97

4.5. Саморегуляция и самоконтроль.......................................................................................... 99

Глава 5. Профессиональная пригодность и личность профессионала................................ 104

5.1. Личность и деятельность..................................................................................................... 104

5.2. Человек как субъект деятельности................................................................................... 110

5.3 Самоопределение личности профессионала................................................................ 113

5.4. Развитие личности профессионала................................................................................ 118

5.5. Этапы профессионального развития личности............................................................ 129

Глава 6. Структура личности, способности и мотивация......................................................... 133

6.1. Структура личности.............................................................................................................. 133

6.1.1. Основные направления изучения структуры личности........................................... 133

6.1.2. Психологические теории личности.......................................................................... 139

6.1.3. Психологические модели структуры личности..................................................... 143

6.2. Способности........................................................................................................................... 146

6.2.1. Содержание понятий «задатки», «способности», «одаренность»................... 146

6.2.2. Современные взгляды на проблему способностей.................................................. 149

6.2.3. Общие, специальные и профессиональные способности. Профессионально важные качества (ПВК)............................................................................................................................. 151

6.2.4. Развитие способностей............................................................................................... 157

6.3. Профессиональная мотивация......................................................................................... 160

Раздел II Методы определения профессиональной пригодности.......................................... 169

Глава 7. Психологический анализ деятельности и профессиональные требования к личности 169

7.1. Основные принципы психологического анализа деятельности............................... 169

7.2. Профессиография................................................................................................................ 173

7.3. Методические приемы психологического анализа деятельности........................... 178

7.4. Процедура обоснования профессиональных требований........................................ 181

7.5. Психологическая классификация профессий.............................................................. 182

Глава 8. Методы психологической диагностики и прогнозирования профессиональной пригодности........................................................................................................................................... 185

8.1. Основные направления развития психодиагностики и прогностики..................... 185

8.2. Классификация методов психодиагностики*................................................................ 192

8.3. Компьютерная психодиагностика..................................................................................... 200

8.4. Требования к методам психодиагностики и прогнозирования................................ 207

Глава 9. Методические приемы психологического обследования........................................ 212

9.1. Оценка основных свойств нервной системы................................................................. 212

9.2. Оценка познавательных процессов.................................................................................. 214

9.3. Оценка психомоторных процессов................................................................................... 214

9.4. Изучение свойств личности*.............................................................................................. 215

9.4.1. Личностные опросники................................................................................................ 215

9.4.2. Проективные методы................................................................................................... 225

9.4.3. Оценка темперамента.................................................................................................. 229

9.4.4. Оценка интеллектуальных способностей............................................................... 231

9.4.5. Оценка мотивационной сферы................................................................................. 233

9.4.6. Оценка нервно-психической (эмоциональной) напряженности....................... 236

9.5. Тесты достижений (диагностика уровня достижений)................................................ 237

9.6. Нетестовые методы изучения личности......................................................................... 238

Глава 10. Приемы разработки и оценки методов диагностики и прогнозирования профессиональной пригодности..................................................................................................... 240

10.1. Показатели оценки профессиональной пригодности учащихся............................ 240

10.2. Показатели оценки профессиональной пригодности специалистов................... 245

10.3. Приемы оценки прогностической ценности методик................................................ 246

10.4. Математические процедуры разработки шкал методик........................................... 260

10.5. Статистический алгоритм разделения субъектов на классы профессиональной пригодности............................................................................................................................... 264

10.5.1. Постановка задачи...................................................................................................... 264

10.5.2. Алгоритм........................................................................................................................ 265

10.5.3. Градация признаков................................................................................................... 268

10.5.4. Выбор порога............................................................................................................... 269

10.5.5. Пример........................................................................................................................... 269

Раздел III Результаты экспериментальных исследований и практические рекомендации по определению профессиональной пригодности.......................................................................... 275

Глава 11. Исследование проблемы психологического отбора в авиации........................... 275

11.1. Эффективность психологического отбора в авиации.............................................. 275

11.2. Личностные характеристики и успешность деятельности курсантов и пилотов 279

11.3. Структура и динамика развития летных способностей............................................ 286

11.4. Функциональная асимметрия парных органов и профессиональная пригодность пилотов....................................................................................................................................................... 299

11.5. Индивидуальные особенности электроэнцефалограммы (ЭЭГ)........................... 304

и профессиональная пригодность курсантов и пилотов................................................... 304

Глава 12.................................................................................................................................................. 311

Некоторые направления использования результатов определения профессиональной пригодности........................................................................................................................................... 311

12.1. Психологическая экспертиза совместимости членов малых групп...................... 311

12.2. Использование тренажеров для психофизиологической экспертизы профессиональной пригодности............................................................................................................................... 317

12.3. Психологическая экспертиза лиц с психосоматическими расстройствами....... 323

Заключение........................................................................................................................................... 328

Литература............................................................................................................................................ 331



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: