Профессионально важные качества и профессиональные способности

В проблеме системогенеза профессиональной деятельности вопрос развития профессионально важных качеств и формировании их подсистем является одним из ведущих. Этот вопрос позволяет тщательнее конкретизировать принцип единства сознания и деятельности, разработанный С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, Б.Г. Ананьевым, Б.М. Тепловым и др.

Операциональная сфера профессиональной деятельности осуществляет исполнительскую часть деятельности, обеспечивает получение необходимого результата. Мотивационная сфера труда раскрывает то, ради чего человек действует, а операционная сфера – то, как действует человек для реализации своих мотивов. Операционная сфера труда – это те средства и те ресурсы, которые человек использует для реализации имеющихся мотивов.

К психологическим средствам профессиональной деятельности относятся: операции и действия, осуществляемые человеком в процессе труда; совокупность приемов, умений, навыков, применяемая человеком для решения отдельных задач профессиональной деятельности и профессионального общения; технологии — четкое планирование специалистом психологической стороны производственного процесса, контроль за достижением поставленных целей.

Для выполнения профессиональных задач человек должен обладать рядом профессионально важных качеств (ПВК) – это качества человека, влияющие на эффективность его труда. ПВК являются и предпосылками профессиональной деятельности, и ее новообразованиями, так как совершенствуются, преобразуются в ходе труда. К ПВК относятся психические процессы (мыслительные, сенсорные, мнемические, речевые), психические состояния, а также отношение к труду и к другим людям.

По мнению В.Д. Щадрикова под профессионально важными качествами ПВК следует понимать индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на ее эффективность и успешность освоения. К ПВК относятся и способности, хотя они в полной мере их не исчерпывают(В.Д. Щадриков, 1996).

Профессиональные способности – это индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других людей, отвечающие требованиям данной профессии и являющиеся условием ее успешного выполнения. Различают общие и специальные профессиональные способности.

Профессиональные способности тесно связаны с профессиональными знаниями и умениями. Профессиональные знания – это совокупность знаний о структуре труда, способах осуществления профессиональной деятельности, о способностях, о мышлении. Профессиональные навыки и умения – это действия, доведенные до определенного уровня автоматизма, они образуют «техники» в труде специалиста.

Профпригодность характеризуется как совокупность психических качеств человека, необходимая и достаточная для достижения общественно приемлемой эффективности труда. Профпригодность определяется не только профессиональными способностями, но и мотивацией, чертами характера, удовлетворенностью процессом и результатом труда.

Наряду с профессиональными способностями в качестве отдельного компонента операционной сферы рассматривается профессиональное сознание и самосознание. Профессиональное самосознание – это комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ, включающий в себя систему отношений и установок к себе как профессионалу. Профессиональное самосознание меняется в процессе профессионализации.

Следующим компонентом операциональной сферы является профессиональный тип мышления, который определяется как преобладающее использование принятых именно в данной профессиональной области приемов решения проблемных задач, способов анализа профессиональных ситуаций, принятия профессиональных решений.

Для характеристики операциональной сферы важна также профессиональная обучаемость – открытость к дальнейшему профессиональному развитию, готовность к овладению новыми средствами труда. Важной характеристикой социальной компетентности является зрелость межличностного общения, способность человека к совместному труду с другими людьми. Профессиональной общностью называют одну из разновидностей социальных объединений людей, которая организована специально для эффективного достижения единых профессиональных задач.

Определяя различные виды профессиональной среды важны такие понятия, как «эффективность» и «работоспособность». Эффективность – соответствие полученного результата поставленным целям и задачам. Эффективность определяют либо количеством затрат, необходимых для получения определенного результата.

Работоспособность понимается как одно из основных социально-биологических свойств человека, отражающих его возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени и с требуемой эффективностью и качеством.

Условия, способствующие достижению цели те, которые сокращают время и дают возможность сберечь силы. Условия, препятствующие достижению цели те, которые можно изменить и которые изменить нельзя, и подумать, какие из них преобладают. Если преобладают условия, препятствующие достижению цели, но которые можно изменить, приложив к этому определенные усилия, надо действовать.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте характеристику операциональной сферы профессионализма.

2. Перечислите профессионально-важные психологические качества.

3. Дайте определение профессиональным знаниям и умениям.

4. В терминологическом словаре необходимо раскрыть содержание понятий: операциональная сфера профессиональной деятельности; мотивационная сфера деятельности; психологические средства труда; профессионально важные качества; профессиональные способности; профессиональные знания; профессиональный тип мышления; профпригодность; профессиональное самосознание; работоспособность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: