Работа с родителями

Родители гиперактивных детей, как прави­ло, испытывают много трудностей при взаи­модействии с ними. Так, некоторые стремятся жесткими мерами бороться с «непослушани­ем» сына или дочери, усиливают дисциплинар­ные способы воздействия, увеличивают рабо­чие нагрузки, строго наказывают за малейший проступок, вводят непреклонную систему за­претов. Другие, устав от бесконечной борьбы со своим чадом, махнув на все рукой, стара­ются не обращать внимания на его поведение или, «опустив руки», предоставляют ребенку полную свободу действий, тем самым лишая такой необходимой для него поддержки взрос­лых. Некоторые же родители, слыша и в дет­ском саду, и в школе, и в других обществен­ных местах непрекращающиеся упреки и за­мечания в адрес своего ребенка, начинают ви­нить только себя в том, что он такой, и даже приходят в отчаяние и впадают в состояние депрессии (которое, в свою очередь, негатив­но влияет на чувствительного ребенка). Во всех этих случаях родители часто теряются при выборе линии поведения с ребенком. Поэтому с ними необходимо проводить планомерную разъяснительную работу. Прежде всего надо объяснить мамам и папам, бабушкам и дедуш­кам, что ребенок ни в коей мере не виноват, что он такой, и что дисциплинарные меры воз­действия в виде постоянных наказаний, заме­чаний, окриков, нотаций не приведут к улуч­шению поведения ребенка, а в большинстве слу­чаев даже ухудшат его. Для этого целесооб­разно организовать постоянно действующий лекторий, в рамках которого родители могут задавать конкретные вопросы специалистам, а также проводить совместные тренинги роди­телей и детей. В процессе тренингов те и дру­гие научатся лучше понимать друг друга.

1. С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Если взрослый выполняет вместе с ним учебное задание, то желательно, чтобы не было криков и приказа­ний, но и восторженных интонаций, эмоцио­нально приподнятого тона. Гиперактивный ре­бенок, будучи очень чувствительным и воспри­имчивым, скорее всего, быстро присоединится к вашему настроению. Эмоции его захлестнут и станут препятствием для дальнейших успеш­ных действий. Если взрослый хочет похвалить ребенка за удачное выполне­ние задания, за усидчивость или аккуратность, лучше это делать не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить его.

2. Довольно часто гиперактивные дети обла­дают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и быстро «схваты­вают» информацию, отчего у родителей со­здается впечатление, что обычная программа обучения в детском саду или школе слишком примитивна для них, и они записывают ребен­ка в различные кружки, на факультативы. Однако завышенные требования к таким де­тям и увеличение учебных нагрузок зачастую ведут к переутомляемости, капризам и отказу от учебы вовсе.

3. Бывает, что родители, уверовав либо в ис­ключительность своего чада, либо в невозмож­ность что-то изменить, выбирают тактику все­дозволенности, и очень быстро смышленый ребенок начинает манипулировать взрослыми. А поскольку такому ребенку для ощущения собственной безопасности просто необходимы четкие границы дозволенного и обязатель­ная «обратная связь» от взрослого, то в этом случае поведение только усугубляется.

4. Гиперактивному ребенку, как правило, де­лают огромное количество замечаний и дома, и в детском саду, и в школе, в связи с этим страдает его самооценка, поэтому надо поча­ще хвалить его за успехи и достижения, даже самые незначительные. Нельзя, однако, забы­вать, что недопустима похвала неискренняя, незаслуженная. Все дети, а особенно гиперак­тивные (и особо чувствительные), быстро «рас­кусят» вас и перестанут доверять.

5. Если взрослый хочет добиться того, чтобы его гиперактивный ребенок выполнял указа­ния и просьбы, надо научиться давать инст­рукции для него.

6. Прежде всего, указания долж­ны быть немногословными, и содержать не более 10 слов. В противном случае ребенок просто «выключится» и не услышит вас.

7. Ро­дители не должны давать ребенку несколько заданий сразу, например: «Иди в детскую, убери игрушки, потом почисти зубы и прихо­ди за стол...» Лучше дать те же указания, но отдельно, добавляя следующее только после того, как выполнено предыдущее. Причем не­обходимо, чтобы задания были выполнимы для ребенка и физически, и по времени. Их вы­полнение необходимо проконтролировать.

8. В случае если родители считают, что какую-то деятельность ребенка необходимо запретить (например, ребенку нельзя гулять одному, нель­зя брать спички т. д.), то надо помнить, что подобных запретов должно быть очень немно­го, они должны быть заранее оговорены с ре­бенком и сформулированы в очень четкой и непреклонной форме. При этом желательно чтобы ребенок знал, какие санкции будут вве­дены взрослыми за нарушение того или иного запрета.

9. В свою очередь, родители должны быть очень последовательными при исполнении санк­ций. В противном случае ребенок каждый раз будет жертвой настроения мамы или папы и станет бояться не конкретного наказания со стороны взрослого, а любой неожиданной «эмо­циональной бури». Все это приведет лишь к тому, что ребенок начнет стараться скрывать происшествия от родителей, и детско-родитель­ские отношения ухудшатся.

10. В повседневном общении с гиперактивны­ми детьми родители должны избегать резких запретов, начинающихся словами «нет» и «нельзя». Гиперактивный ребенок, являясь импульсивным, скорее всего, тут же отреаги­рует на такой запрет непослушанием, либо вер­бальной агрессией. В этом случае, во-первых, надо говорить с ребенком спокойно и сдер­жанно, даже если вы что-либо ему запрещае­те, а во-вторых, желательно не говорить ре­бенку «нет», а дать ему возможность выбора. Например, если ребенок «носится как вихрь» по квартире, можно предложить ему на выбор два или три других занятия: побегать во дворе или послушать чтение взрослого. Если ребе­нок громко кричит, можно вместе с ним спеть по его выбору несколько любимых песен. Если ребенок швыряется игрушками и вещами, мож­но предложить ему игры с водой, которые описаны в разделе «Игры, в которые играют...» (например, «Шариковые бои»).

11. В силу своей импульсивности гиперактив­ному ребенку трудно по первому требованию взрослого переключиться с одного вида дея­тельности на другой. Иногда лучше за несколь­ко минут до начала новой деятельности пре­дупредить его об этом. К примеру, если ребе­нок смотрит телевизор, а родителям надо идти в магазин, можно сказать ему: «Через 10 ми­нут мы выключает телевизор. Хорошо?» При­чем чтобы не вызвать агрессии ребенка, лучше если по истечении этих 10 минут ему напом­ните не вы, а звонок будильника или кухонно го таймера. В том случае, когда ребенок пра­вильно выполняет поставленные условия, он, безусловно, заслуживает вознаграждения, и здесь уместно использовать систему поощре­ний и наказаний, о которой шла речь выше.

12. Очень часто родители гиперактивных де­тей утверждают, что их дети никогда не уста­ют: «В воскресенье Валера побывал в зоопар­ке, в Петропавловской крепости, в Летнем саду, съездил на салют, а вечером просился гулять во дворе. Он был очень веселый, активный и подвижный. Даже спать не хотел долго. Уснул в 12 часов ночи», — рассказывает мама. На самом же деле Валера, конечно же, очень ус­тал. И именно эта усталость проявилась в виде двигательного беспокойства, которое родите­ли часто принимают за активность. Такие дети очень быстро утомляются, а это приводит к снижению самоконтроля и к нарастанию ги­перактивности, от которой страдают и они сами, и их родители, и все окружающие. По­этому, чтобы не допустить перевозбуждения, родителям рекомендуется ограничить пребы­вание гиперактивных детей в местах скопле­ния большого количества людей, стараться не приглашать в дом сразу много гостей.

13. Соблюдение дома четкого режима (распо­рядка) дня — тоже одно из важнейших усло­вий успешных действий при взаимодействии с гиперактивным ребенком. И прием пищи, и прогулки, и выполнение домашних заданий необходимо осуществлять в одно и то же, из­вестное ребенку, время. Чтобы предотвратить перевозбуждение, такой ребенок должен ло­житься спать в строго определенное (фикси­рованное) время, причем продолжительность сна должна быть достаточной для восстанов­ления сил (в каждом конкретном случае роди­тели определяют эту продолжительность сами, исходя из состояния ребенка).

14. По возможности надо оградить гиперак­тивного ребенка от длительных занятий на компьютере и от просмотра телевизионных передач, особенно способствующих его эмо­циональному возбуждению.

15. Довольно часто родители гиперактивного ребенка, стремясь дать возможность своему чаду израсходовать избыточную энергию, за­писывают их в различные спортивные секции. К сожалению, это не всегда способствует ус­покоению ребенка. Кроме того, большое зна­чение имеет стиль преподавания взрослого. Если тренер придерживается авторитарного, жесткого стиля воспитания, если во время пребывания ребенка в кружке он подвергает­ся многочисленным наказаниям и ограничени­ям со стороны взрослого, то, скорее всего, это будет способствовать только нарастанию ги­перактивности. Если секцию посещает боль­шое количество детей, они заняты только груп­повыми видами занятий (например, игра в во­лейбол, футбол), и гиперактивный ребенок не взаимодействует с тренером один на один, то, очевидно, он тоже вряд ли успокоится, а по­сле занятий дома вынужден будет выплеснуть накопившуюся энергию. Хорошо, когда ребе­нок занимается, например, плаванием, бегом и др. видами спорта. Но бывают случаи, когда ребенок так и не может приспособиться к за­нятиям в многочисленной группе сверстников. В таких ситуациях совместные с родителями занятия принесут ему гораздо больше пользы.

16. Полезны гиперактивному ребенку и спокой­ные прогулки с родителями перед сном, во вре­мя которых родители имеют возможность от­кровенно, наедине поговорить с ребенком, уз­нать о его проблемах. А свежий воздух и раз­меренный шаг помогут ребенку успокоиться.

«СКОРАЯ ПОМОЩЬ» ПРИ РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ

1. Отвлечь ребенка от его капризов.

2. Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).

3. Задать неожиданный вопрос.

4. Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошу­тить, повторить действие ребенка).

5. Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.

6. Не приказывать, а просить (но не заискивать).

7. Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном слу­чае он не услышит вас).

8. Автоматически, одними и теми же словами повторять мно­гократно свою просьбу (нейтральным тоном).

9. Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.

10. Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).

11. Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни ста­ло принес извинения.

12. Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: