Обучение детей приемам саморегуляции, самообладания

Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории детей будут полезны любые релаксационные упражнения. В процессе коррекционной работы можно го­ворить с ребенком о том, что такое гнев и ка­ковы его разрушительные действия, можно объяснить ребенку, каким злым и некрасивым становится человек в порыве гнева. Поэтому важно работать над собой, управлять и вла­деть своими отрицательными эмоциями.

М. Мак-Кей, П. Роджерс и Ю. Мак-Кей (1997) рекомендуют несколько интересных приемов обретения самоконтроля. Например, в карман одежды можно положить нарисован­ный от руки дорожный знак «Стоп». Как толь­ко агрессивного ребенка начнут одолевать не­званые мысли и желания, он может достать из кармана картинку и мысленно или шепотом произнести: «Стоп». Для того чтобы данный прием начал работать, необходима многоднев­ная тренировка.

Для того чтобы приучить ребенка в момент «неприятной ситуации» не стискивать челюс­ти (что характерно для многих агрессивных детей), а расслаблять мышцы лица, можно ис­пользовать релаксационные упражнения. Ин­тересные и эффективные упражнения можно найти в книге К. Фопеля «Как научить детей сотрудничать» (1998).

Игра «Улыбка» — способствует расслаблению мышц лица. Выдыхая воздух и многократно улыбаясь лучу солнца, дети ста­новятся чуть-чуть добрее. В неприятных жиз­ненных ситуациях они могут вспомнить свои ощущения, отработанные в этих и других по­добных играх, и вернуться к ним, заменяя не­гативные эмоции на нейтральные или поло­жительные.

ОТРАБОТКА НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ

Агрессивные дети иногда проявляют агрес­сию лишь потому, что не знают других спосо­бов выражения своих чувств. Задача взросло­го — научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой це­лью можно в группе (или в кругу) обсудить с детьми наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ (эмпатии, доверия к людям, доброты и т. д.)

Эмпатия — это «нерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование)... сопереживая, человек испы­тывает чувства, идентичные наблюдаемым» (Психологический словарь, 1997, с. 429).

Считается, что развивать эмпатию и форми­ровать другие качества личности можно во вре­мя совместного чтения взрослого и ребенка. Об­суждая прочитанное, взрослый поощряет выра­жение ребенком своих чувств. Кроме этого, очень полезно сочинять с ребенком сказки, истории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: