Понятие о стрессе. Слово «стресс" в переводе с английского (stress) означает «напряжете». Основоположником учения о стрессе является канадский ученый Г. Селье. Он рассматривал стресс как состояние неспецифического напряжения в живом организме, вызванное любым внешним повреждающим фактором (стрессором), независимо от его природы (физической, химической, биологической и т. п.). На воздействие разного рода (например, холод, страх, усталость, введение фармакологических веществ и гормонов и т. п.) Организм отвечает не только местной защитной реакцией, но и общей реакцией физиологического механизма независимо от того, какой именно раздражитель действует в этот момент на организм.
Действие стрессора повышает активность ряда желез внутренней секреции. Борьба защитных сил с болезнетворными агентами вызывает напряжение организма, что мобилизует его силы и заставляет искать пути приспособления к опасности. В этом (по Селье) и заключается основное биологическое значение стресса.
Г. Селье выделял три стадии проявления стресса: тревога, резистентность и истощение. Начало стресса рассматривается как сигнал к мобилизации. Это шоковая стадия. Ее основные симптомы — понижение мышечного тонуса и температуры. Вторая стадия характеризуется мобилизацией защитных сил организма и их сопротивлением вредоносному воздействию. Если действие стрессора продолжается, то наступает третья стадия — усиливается истощение и упадок сил, организм утрачивает способность адаптироваться к условиям существования. Г. Селье определил также характерные специфические изменения, происходящие в организме в состоянии стресса. Важнейшую роль в проявлении стресса он отводил гормонам.
Долгое время считалось, что стресс всегда отрицателен, что его вызывают только лишь негативные факторы. Однако многочисленные исследования последнего десятилетия показали, что механизм стресса может прийти в действие не только под влиянием вредоносных факторов. Поэтому в современной формулировке стресс определяется как неспецифическая реакция организма на любое воздействие, оказываемое на него. В зависимости от характера влияния на организм стресс подразделяют на дистресс (действующий отрицательно) и эвстресс (действующий положительно).
Стресс (по Селье) понимался как совокупность множества физиологических реакций, выполняющих адаптационную функцию и характеризующих целостное физиологическое состояние организма. По мере того как понятие стресса внедрялось в психологические исследования (в том числе и в области спортивной деятельности), оно приобретало все более аналитический характер. Стресс стали понимать как состояние, обусловленное каким-то одним психологическим фактором (например, ситуационным, эмоциональным и т. п.). Первоначальная концепция об общих закономерностях стресса была вытеснена представлением о множестве разновидностей стресса в зависимости от вызывающих его условий и от деятельности, в которой он проявляется. Так появились исследования стресса эмоционального, физического, интеллектуального, смешанного, социального и др.
Для того чтобы раскрыть некоторые общие закономерности стресса в целостной психической деятельности, необходимо преодолеть этот односторонний аналитический подход и исходить из интегральной характеристики стресса как психофизиологического состояния. При таком подходе обнаруживается, что состояние стресса определяется несколькими системами условий различного иерархического уровня. Первый и наиболее высокий уровень — мотивы и отношения личности, второй — нейро- и психодинамические свойства индивидуума, третий — собственно психофизиологическое состояние (Б. А. Вяткин, В. С. Мерлин, 1975).
Стресс следует понимать как целостное интегральное состояние личности, возникающее в трудной ситуации и связанное с высокоактивным отношением к выполняемой деятельности. Это состояние характеризуется сознательной ответственностью человека и сопровождается неспецифическими вегетативными и эмоциональными изменениями (которые возможны и вне стресса), выражается как в положительных, так и в отрицательных сдвигах в деятельности, динамика которых обусловлена свойствами общего типа нервной системы и темперамента, а также характером функциональной взаимосвязи между свойствами последнего (Б. А. Вяткин, 1975).
Проблема стресса в настоящее время является одной из актуальнейших в спортивной психологии. Ведь деятельность спортсмена протекает в экстремальных условиях тренировки и соревнования. Поэтому правомерно утверждение, что «ценность» спортсмена в значительной мере определяется его толерантностью (терпимостью) к стрессу, т. е. уровнем достижений, которого он способен добиться в условиях стресса, напряженной соревновательной борьбы. Эта способность зависит от целого ряда факторов, в том числе от свойств нервной системы и темперамента, которые оказывают влияние на психологические проявления стресса и тем самым в значительной степени определяют его генез и динамику. Рассмотрим, как свойства нервной системы влияют на такие факторы стресса, как трудность, антиципация (предвосхищение) угрозы и активность мотивации.
Фактор трудности. Трудность, как известно, является одним из обязательных условий, определяющих возникновение стресса (В. С. Мерлин, 1971). Это подтверждается иследованиями влияния стресса, вызванного возвращением объективной трудности задания, на латентное (скрытое) время простой двигательной реакции и максимальную частоту движения —теппинг-тест (Б. А. Вяткин, 1974).
Во время эксперимента испытуемый находился в звукоизолированной камере. Латентное время простой двигательной реакции на звуковой раздражитель регистрировалось электронным секундомером с точностью до 0,001 сек. Раздражители с интервалом в 17 сек. и предупредительный сигнал «Внимание!» за 1,5 сек. до включения раздражителя подавались автоматически 20 раз. Высчитывалось среднее время реакции и его вариативность. Максимальная частота движений (теппинг-тест) фиксировалась за 10 сек. Индикатором стресса служили показатели измерения тремора свободно опущенной руки (частота и амплитуда).
Процедура опыта заключалась в следующем. Испытуемый приглашался на психофизиологическое обследование, направленное на изучение ряда важных профессиональных качеств (особенностей психомоторики, эмоционально-волевой сферы и т. п.). После адаптации к условиям лабораторного эксперимента ему предлагалось как можно быстрее реагировать на серию звуковых раздражителей и в предельно быстром темпе «отстучать» на телеграфном ключе. После 4— 5-минутного отдыха испытуемый вновь выполнял эти же задания, но с инструкцией перекрыть только что полученные результаты (добиться личного рекорда) путем предельной мобилизации, волевого усилия, т. е. повышалась трудность выполнения задания. Испытуемыми были спортсмены разной квалификации (от II спортивного разряда до мастера спорта СССР), предварительно диагностированные по силе нервной системы.
Таблица 5