Билет 41 Анализ предметного поля объекта

Предметное поле объекта - каким-либо образом упорядоченное множество терминов и словосочетаний, используемых для описания объекта в данный момент времени.

Для представления предметного поля необходимо из профильной и достаточно полной базы данных выделить все ключевые слова, упорядочить их по убывающей частоте их употребления, выделить из их числа значимые понятия, объединить их в родственные группы.

Подобные процедуры необходимы для локализации объекта, выделения оценочных его индикаторов, объективизации процесса диагностики.
Что же отличает анализ ПП-объекта в информационном анализе от привычных нам процессов?

Назовем главное: мы собираем множество ключевых слов об одном объекте, сравниваем их, оцениваем распространенность терминов (например, через частоту их употребления в определенном массиве текстов), а главное — соотносим в итоге изменения ПП с развитием самого объекта или знания о нем.
Сейчас создание частотного словаря об объекте — дело нескольких часов, но его качество вновь будет зависеть лишь от точности подбора текстов библиографом: перечни предметных и классификационных рубрик, стандарты, справочники об объекте, тексты обзорных документов, массив рекламных объявлений.
освоить анализ предметного поля и интерпретировать изменения в нем.

Информационная диагностика перспективных направлений в развитии объекта
Шаг 1. Возьмите три-четыре номера из какой-либо серии текущих библиографических указателей с предметными ключами.

Шаг 2. Составьте таблицу частотного анализа для 50 терминов на любую букву алфавита.

Шаг 3. Нужно подсчитать общую продуктивность (частоту встречаемости) каждого термина, выделить цветом.

Шаг 4. В заключительном столбце попробуйте отобразить графически тенденцию «поведения» каждого термина. Это ускорит интерпретацию данных.
Шаг 5. По общей продуктивности терминов и найденной тенденции их использования выделить в мониторинговой справке:
• общую тенденцию развития предметного поля объекта (темы) во времени;
• базовые проблемы;
• затухающие проблемы;
• актуальные темы;
• новые вопросы.
Шаг 6. Представить словник зоны А в виде дерева связей, кластера с указанием частоты использования.
Шаг 7. На основе дерева связей выделить главные тематические направления в разработке проблемы, для них назвать основных авторов (имеющих обобщающую работу, несколько работ).
Шаг 8. Выделить новые, зарождающиеся, возможные перспективные направления в изучении темы или развития объекта.

На основе ретроспективного библиографического указателя с хронологическим охватом литературы более семи лет можно провести ретроанализ проблемы. Для этого следует анализировать библиографические описания отраженных в нем публикаций, фиксируя:
а) развитие предметного поля проблемы через появление новых ключевых слов в заглавиях в хронологическом ряду;
б) развитие научного сообщества, разрабатывающего проблему, через увеличение списка авторов в хронологии;
в) долю соавторских работ в разделе в целом, ее изменение в отдельные периоды исследования проблемы;
г) изменение круга научных организаций, участвующих в изучении проблемы;
д) авторов обобщающих работ по теме.
На основе хронолингвистической шкалы четко видны основные события в жизни объекта или в разработке проблемы — появление новых аспектов, авторов, соавторских коллективов, журналов, обобщающих работ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: