Посредничество психолога в разрешении конфликта

· Работа терапевта с реальными ситуациями межличностных отношений Принципы психологического посредничества

· Барьеры коммуникации в конфликте и возможность взаимопонимания

· Процесс психологического посредничества

— контакт посредника с клиентом

— анализ конфликта

— раздельная работа с участниками конфликта

— процесс совместного обсуждения и урегулирования проблемы

Описывавшиеся в предыдущей главе процедуры психологической работы с конф­ликтами ориентированы преимущественно на проработку индивидуальных проблем человека — внутриличностных и межличностных конфликтов, причем последние обычно рассматриваются как следствие трудностей, характерных в целом для про­странства его интерперсональных отношений. Однако в практической работе часто возникает необходимость разрешения конкретных конфликтных ситуаций, возника­ющих между людьми.

При этом существуют две принципиальные возможности: психолог в разных формах (индивидуальной беседы, группового тренинга и др.) прорабатывает с клиентом конфликт или конфликтную сферу его взаимоотношений, предполагая, что обсуждение ситуации, ее анализ, возникающие изменения в позиции клиента и т. д. приведут к позитивной трансформации его конфликтной ситуации; другой ва­риант предполагает прямой контакт психолога со всеми участниками конфликта и непосредственную работу с ними. С точки зрения рассмотрения психологической работы с конфликтами как побуждения человека к диалогу можно сказать, что если в традиционных подходах терапевтической и консультационной работы психолог инициирует, как указывалось, диалог человека с самим собой и другими людьми, то в последнем случае речь идет о диалоге между людьми.

Главное, что отличает такой тип психологической работы с конфликтами от опи­санных ранее, — это преимущественная ориентация на конкретный конфликт че­ловека, на конкретную сферу его взаимодействия, а не на его интерперсональные отношения в целом. Безусловно, позитивный эффект разрешения конфликта мо­жет способствовать улучшению его межличностного общения в целом, однако главным фокусом внимания в этом случае является конкретный конфликт.

При разработке подобных форм работы с конфликтами мы исходили из практи­ческой необходимости владения психологом такой формой работы, когда ему необ­ходимо выступить в роли посредника при решении конкретного конфликта. С такой задачей часто сталкивается психолог, работающий в организации, например школь­ный психолог или психолог-консультант в фирме. Традиционные психологические процедуры, такие как психологическое консультирование или — тем более — пси­хотерапевтическая работа, часто оказываются нерелевантны данной ситуации, по­скольку предметом работы являются не психологические проблемы одного челове­ка (даже и интерперсональные — «человек-в-ситуации»), а взаимодействие конкрет­ных людей («люди-в-ситуации»). Определенный опыт подобной практики накоплена конфликтологии, однако ее формы и принципы не всегда адекватны представлениям психологии о помощи людям, поскольку имеют преимущественно «проблемно-ори­ентированный» характер. Именно на решение этой задачи — работа с людьми, име­ющими проблемы во взаимодействии, — и ориентировано психологическое посред­ничество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: