Глава шестая 2 страница

Проведённый в начале «перестройки» анализ, «окрестивший» всех «совками», был весьма поспешным и поверхностным. «Совков» как аналитическое нововведение надо было понимать, как граждан, проживающих в Советском Союзе, и, самое «страшное» ничего ужасного в этом не видящих.

А между тем, практически в течение всего XX века российские города рассматривались, прежде всего, как социально-экономические образования. В результате этого мы имеем работы, исследующие экономические, географические и демографические аспекты истории формирования и развития городов в России. И здесь есть чем гордиться.

С другой стороны, мы имеем почти полное отсутствие работ, посвящённых истории города как социально-культурного феномена. Отсюда и возникло непонимание советского образа жизни и сами «совки», как её носители.

Заволжье можно считать именно таким социально-культурным феноменом социалистического периода развития России. Заволжье – это социалистический город.

На рубеже XIX и XX вв. в России сложилась оригинальная научная школа гуманитарного исторического градоведения, которая рассматривает городское поселение не только и не столько как центры экономической и политической жизни, но прежде, всего как особый культурный феномен.

Наиболее крупными представителями этого научного направления были И.М. Гревс и Н.П. Анциферов. В одной из своих работ И.М. Гревс писал: «Его (т.е. город) надо понять как нечто внутреннее, цельное, как особый «субъект», собирательную личность, живое существо, в «лицо» которого мы должны вглядеться, понять его «душу», познать и восстановить «биографию» города». Развивая мысль своего учителя, Н.П. Анцифиров отмечал, что нельзя противопоставлять город - населяющему его обществу. Город есть одно неразрывное целое со всем населением.

По этой причине, чрезвычайно интересным является начало образования и формирования города. Кем? Где? Зачем? И т. д.

Город Заволжье был основан рядом с историческим и традиционным, многовековым местом поселения людей разных национальностей и сословий г. Городцом.

Влияние на социально-культурный потенциал города со стороны традиционных поселенцев огромно, вместе с тем, городу Заволжью удалось не только задать темп развития всего Городецкого района, внести в его жизнь динамичность, новые формы управления и т. п., но и сохранять этот темп, постоянно наращивая его.

Именно в этом заключается миссия и один из феноменов г. Заволжья. Традиционно возникновение и развитие городов шло снизу. Люди привязывались к земле, к воде, к какому – либо ресурсу или просто к «безопасности» выбранного места. Строили один дом, затем улицу и т. д. Так было до социализма.

Социалистический период развития России поставил совершенно новый опыт градостроительства: «Город под ключ», рядом с традиционными городами. Это так называемые города – спутники. Видимо по замыслу именно эти «социалистические города под ключ» должны были служить примером новой общественной жизни. Многие такие города свою задачу выполнили: Саров и Обнинск, Волжск и Первомайск (Читинская обл.), Чернобыль и номерной Челябинск.

Город Заволжье задумывался как один из таких форпостов социалистической культуры, и стать им ему во многом удалось, но не во всём. Тому есть много причин, но главная – местные традиции, о которые социалистическая модернизация разбилась, как «Титаник» об айсберг.

Справедливости ради стоит отметить, что подобный феномен навязывания нового старому укладу жизни в России уже имел место быть. Например, знаменитый и один из самых красивейших городов мира Санкт-Петербург. Но этот опыт был поставлен Петром I, единственным и неповторимым Петром.

Это первый, в масштабах всей России, опыт строительства города против воли всех, на собственном энтузиазме и совершенно несгибаемой воле. Более того, кураж Петра зашёл так далеко, что придан был городу, совершенно новому для России, сразу статус столицы всей Руси. Собственно в этом и заключается тайна тайн всех царствующих особ и Божьего промысла, которым они следуют.

Далеко не случайно и в г. Заволжье часто слышится сравнение заволжан с питерцами, и не только из-за болот, торфяных пожаров и похожей архитектуры. Причины более глубоки. Питер – это окно в Европу, но при этом по умолчанию следует читать в «новую», другую культуру.

Заволжье – это точно такое же окно из одной культуры «социалистической» в другую культуру, традиционную, очень глубокую и очень древнюю - городецкую.

В традиционных городах важнейшим «капиталом» и источником развития любого общества являлся тот огромный социально-культурный потенциал, который был накоплен гражданами на протяжении столетий. Этот потенциал концентрировался в городском образовании, в результате чего город становился не только специфическим образованием в системе расселения, но и в системе общественных отношений. Этот процесс в Древней Руси длился чрезвычайно долго, но образовавшиеся таким образом города очень устойчивы, и не только в России.

В отличие от традиционного пути развития г. Заволжью, как и Санкт-Петербургу, выпало на долю пройти этот традиционный путь с конца: сначала образование города с заданным социально-культурным потенциалом в системе расселения и традиционных общественных отношений. Затем адаптация собственного социально-культурного потенциала к потенциалу среды, традиционной и довольно часто агрессивной. По истечению 55 лет с начала основания города можно заключить, что во многом такая адаптация удалась. Конечно, было не легко, но по крайней мере г. Заволжью никто не устраивал блокады Ленинграда, а архивные материалы свидетельствуют, что продукты из Ленинграда вывозились до последнего дня полного окружения города. Так происходило усиление Москвы за счёт уничтожения питерской элиты, включая и ничего не знавших о таких противоречиях простых горожан.

Цитируя К. Маркса, сделавшего вывод о том, что «само существование города как такового отличается от простой множественности независимых домов. Здесь целое не просто сумма своих частей. Это своего рода самостоятельный организм», можно сделать вывод о том, что Заволжью удалось стать самым настоящим, классическим социалистическим городом.

Само возникновение нашего города, его быстрое развитие и повседневную жизнь можно сравнить с полётом в Космос. Городская культура большинства городов мира складывалась на протяжении многих столетий под непосредственным влиянием разновеликих взаимодействующих факторов, а культура нашего города складывалась мгновенно.

Основной тенденцией развития г. Заволжье стал переход от преимущественно традиционных (доиндустриальных) к преимущественно урбанистическим (индустриальным и постиндустриальным) формам культуры развития. Не следует однако рассматривать процесс формирования и развития культуры г. Заволжья как однолинейный и однонаправленный. В условиях экстенсивной урбанизации 1950-х годов практически во всех городах, как традиционных, так и вновь возникающих «под ключ», серьёзнейшую роль играли процессы «рурализации» городской среды, «реактивное» воздействие села на формирующуюся культуру городов, на образ жизни человека.

В том, что Заволжью как городу удалось найти баланс между городской и сельской культурой, заключён ещё один феномен нашего города.

Чтобы понять этот феномен и главное понять, чего это стоило городу как самостоятельному «живому организму», необходимо понять различие в укладах жизни горожанина и селянина.

Сельская традиционная культура, в отличие от городской, ориентированной преимущественно на создание искусственной среды обитания, всегда ориентировалась на природу (в широком смысле этого слова) и стремилась гармонизировать свои отношения с ней. Отсюда происходят её несомненные преимущества над городской в решении некоторых проблем. Например, более высокая экологическая чистота среды обитания и т. п. Но ориентация на природу подразумевает постоянную занятость с раннего утра и до позднего вечера. Это особый, очень размеренный уклад жизни. Даже занятие ремёслами, традиционными для Нижегородской области, в этом укладе ничего не меняет.

Городская жизнь имеет совершенно другой уклад. Прежде всего это нормированный рабочий день. А чем заняться после работы? Как правило, при отсутствии развитой досуговой индустрии – нечем. Что остаётся? Беспробудное пьянство во всё свободное от работы и сна время.

Многие города, в том числе и по этой причине, находятся в полном упадке и переживают жесточайшие кризисы.

В городе Заволжье изначально была заложена прекрасная система отдыха как для горожан (горожан во втором, третьем поколении) через спорткомплекс, Дворец культуры, кинотеатр, библиотеку и т. д., так и для жителей, приезжающих в город на постоянное место жительства из сёл.

Вместе с тем, местная власть не препятствовала созданию и разветвленной системы дач для переехавших в город из сёл жителей. И хотя традиционные горожане считают, что «сады и огороды» это дополнительное и общественно неоправданное рабочее время, которое можно потратить более рационально, а селяне (недавно переехавшие в город из сёл и деревень) считают горожан как минимум «лентяями» - это даёт городу равновесие и формирует общую культуры. Горожане входят во вкус дачной жизни, селяне начинают понимать преимущества культурного досуга.

Вместе с тем основным носителем городской культуры нашего города является традиционное, часто переселившееся к нам из других городов городское население. Только сегодня, спустя полвека, мы можем констатировать, что и в нашем городе выросло первое поколение коренных горожан. По-другому просто не могло быть.

Город Заволжье – это результат научно-технической революции. Это первый росток постиндустриального развития России, зародившийся в конце 1950-х начале 1960-х гг. Исходным моментом в любом исследовании социально-культурного облика города является определение его основных показателей, характеризующих влекомые им изменения на все рядом расположенные поселения.

Городу Заволжью всего полвека. Вполне очевидно, что в современных условиях представляется возможным выделить единый интегральный показатель, характеризующий подобные изменения. В этой связи наиболее распространённым эмпирически замеряемым показателем, который наиболее часто используют исследователи, является уровень образования городского населения. Этот показатель в г. Заволжье чрезвычайно высок. Достаточно отметить, что на 42 тысячи горожан приходится три филиала государственных вузов, таких, как Нижегородская архитектурно-строительная академия, Нижегородский государственный университет им. Лобачевского, Нижегородский технический университет.

Кроме вузов хорошо развита сеть среднего специального и профессионально-технического образования через автомоторный техникум, УПК и профессионально-техническое училища (лицей).

Особенно глубокие корни в нашем городе имеет старейший вуз Нижнего Новгорода – Нижегородский технический университет и зародившийся в г. Заволжье автомоторный техникум.

Однако известно, что нельзя отождествлять понятие образование с понятием культура. В то же время следует помнить, что образование создаёт почву для культуры.

В этом плане особенностью г. Заволжья является то, что знания заволжан, понимание ими принципов и основ жизнеустройства до сих пор больше формируются системой городского образования, чем средствами массовых коммуникаций. Видимо, это особенность всех малых городов, а возможно ещё один феномен г. Заволжья. Тем не менее заволжанам удаётся избегать массовизации культуры, так присущей большим городам.

Город – это особая социально-территориальная форма организации общественного производства, где осуществляется не только производство вещей, но и «производство» самих людей, их образа жизни.

Качество «производства» человека во многом, если не во всём, зависит от состояния социально-культурной среды, которая создаётся в этом городе. Качество, которое определяется в том числе и такими факторами, как наличие и качество жилья и коммунальных услуг, связи, торговли, состояния здравоохранения, образования и т. п.

В г. Заволжье всем этим факторам было изначально уделено самое серьёзное внимание, и с годами происходило их дальнейшее улучшение.

В целом сам процесс усложнения городской среды приводит к изменению «качеств» самого человека. Как это ни странно может показаться, но основная проблема г. Заволжья скрыта в адаптации коренного населения к городскому быту. Здесь достаточно отметить, что в буквально рядом расположенном городе Городце за всю его тысячелетнюю историю, так и не открыл свои двери ни один вуз, ни один техникум, пока рядом не возник г. Заволжье. Там совершенно другая культура и совершенно другое понимание жизненных основ и укладов. Только появление рядом с Городцом Заволжья внесло в жизнь городчан некоторые основы городской жизни и городской культуры.

Так как длительное время два небольших города Городец и Заволжье были неразрывно связаны друг с другом и активно влияли и продолжают влиять друг на друга, то следует рассмотреть, в чём и как именно происходит это взаимовлияние.

Культура села была преобладающей в г. Заволжье на первой стадии строительства города. Культура села в условиях модернизации и урбанизации, несмотря на то, что сильно сокращается поле её воздействия в городской среде под воздействием указанных процессов, тем не менее является составной частью культуры города.

Культура села – это социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы жизнедеятельности сельской общины (общества).

Сельская культура отличается от городской не только и не столько по количественным и даже качественным параметрам основных её составляющих, сколько по технико-организационным, пространственно-временным и функциональным характеристикам.

Город Заволжье в полной мере испытал на себе процесс проникновения деревни в город, функционирование и мутацию сельской традиционной культуры в новых для неё городских условиях. Но г. Заволжье достаточно мягко прошёл все стадии адаптации и взаимопроникновения двух, в общем-то, очень различных культур. Этот не насильственный путь заключался в последовательном росте от посёлка городского типа до города.

Кроме того, ни городчане формировали и формируют население Заволжья. Жители Городца всегда были привязаны к своему месту и никогда никуда не стремились переезжать, другое дело, что и приезжим в Городце выживать довольно трудно. Эти трудности связаны с вхождением в ту или иную общину по вере или в местный клан, основанный на каких-то своих принципах, которые сначала надо обнаружить, затем понять, а потом начать по ним жить.

Также следует заметить, что только благодаря Заволжью стало расти и население Городца по той простой причине, что вновь прибывающие для проживания граждане не вторгались в местные трудовые связи, имея возможность трудоустройства на совершенно новые производства. Что касается численности городецкого населения, то научный сотрудник Государственного архива Кувшинова Ж.Д. в своей статье «Как село Городец стало уездным городом» отмечает, что в 1915 г. Городец насчитывал до 14 тыс. человек населения, а по выборочной городской переписи 1920 г. население Городца составляло 5633 человека.

Итак, на первой стадии своего становления г. Заволжью была свойственна гибридная (квазиурбанистическая или квазигородская) культура, возникшая как результат неполной и искажённой адаптации традиционной сельской культуры к «новым» условиям урбанизации под воздействием ряда причин.

Наиболее интересными в этом плане являются выводы В.Л. Глазычева о формировании в советских условиях особого типа культуры, возникающей на базе промежуточных типов поселений, главным образом – посёлков городского типа и рабочих окраин больших городов, которые автор характеризует удачным термином «слобода».

В культуре «слободы», по мнению В.Л. Глазычева, «представлены элементы патриархальной культуры, роднящие её с деревней, и элементы «фабричной» культуры и мещанского фольклора, в которых чисто внешне присутствовали ценности культуры крупных городов и их центров в первую очередь. «Слободская культура» является промежуточным звеном в системе адаптации сельских мигрантов к урбанизованной среде.

Первое, с чем сталкивается город, адаптируя селян к городской культуре – это совершенно другое понимание потребления природного ресурса.

Замещение природных элементов окружающей деревенского человека среды искусственно создаваемыми - есть фундаментальная черта городской жизни. «Социальность» города начинается тогда, когда речь заходит о процессе потребления, т. е. об использовании природы и искусственно создаваемой городской среды для жизнедеятельности человека.

В этом смысле «потребление» человеком природы есть важнейший показатель социально-культурного развития городов. Чем крупнее город, тем более сложной и дорогой становится система его жизнеобеспечения, тем, как правило, сильнее загрязнена окружающая его среда. В загрязнении даже собственно окружающей среды таится одна из самых главных проблем городов. Не удалось избежать этой проблемы и г. Заволжью. Особенно трудно это проблема решается при большом притоке сельской миграции, уклад жизни которой не подразумевает вывоза мусора, общих мест пользования, таких как пляжи в городской черте, внутренние городские водоёмы, подъезды домов, наличие лифтов.

Конечно, селяне оценивают вновь приобретённые удобства, но они не привычны, кажутся совершенно не нужными, и к ним необходимо привыкнуть. Зачем, к примеру, ждать мусорную машину, когда есть опыт выноса мусора в овраг за деревню. Но в городе нет оврага, следовательно, можно поступить проще и вывалить мусор прямо с балкона. Многоэтажность домов вроде как напоминает «овражий» быт. Долгое время мусор на улицах был очень серьёзной головной болью городской администрации.

Но по мере адаптации сельской миграции, работы с ней через домовые комитеты и трудовые коллективы проблему во многом удалось решить. Во многом, но далеко не совсем.

Следует заметить, что изначально для формирования городской культуры г. Заволжья были заложены оптимальные условия. Напомним, что строился социалистический город, город состоявшегося «светлого будущего». Несмотря на то, что годы строительства города приходятся на первые послевоенные (Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.), Заволжье не строилось в спешке. Сбитые в неряшливую группу бараки, землянки, засыпушки, окружавшие первую экономическую стройку ГЭС, были довольно быстро снесены, а жители расселены, хотя первоначально и в коммунальные квартиры, но в каменные дома. В этом плане Заволжье сначала стал посёлком городского типа, а затем и городом в самом полном смысле этого слова.

Более того, хотя в Заволжье не предусматривалось строительство духовного центра в виде церкви по понятным причинам, тем не менее, социально-культурное развитие населения с первых дней основания посёлка городского типа получило системное направление через связи «культура в экономике» и «экономика в культуре». В этом процессе огромную роль сыграло строительство кинотеатра «Энергетик», Дома культуры энергетиков и стадиона «Гидростроитель».

На первой стадии своего строительства г. Заволжье как образец социалистического города имел очень красивый вид, особенно его центральная часть. Более того, город представлял завершённую социально-культурную систему: ГЭС и инфраструктура по её обслуживанию, включающая школу, больницу, кинотеатр, культурный центр, детский сад, жилые дома, стадион и т. д. Весь комплекс имел прямые и ухоженные улицы, скверы.

Оставаясь в своём прежнем виде, пгт Заволжье, возможно, стал бы наукоградом. Но активно шло послевоенное восстановление страны. С каждым годом возрастала промышленная и шире – экономическая роль городов. В связи с этим пгт Заволжье попал в «волну» и стал одним из центров промышленной цивилизации.

В результате городок, практически построенный для обслуживания единственного объекта - Горьковской электростанции, становится эпицентром бурного роста заводского производства и концентрации огромных людских и финансовых ресурсов.

К счастью для жителей Заволжья, на момент его экономического подъёма приходится решение о расселении коммунальных квартир через быстрое строительство пятиэтажных панельных домов, так называемых «хрущёвок». Такое решение правительства в очередной раз избавило строящийся город от бараков и т. п. А так как в основание города, его проектирование и строительство уже была заложена хорошая основа, то новые районы, хоть и изменили облик города в целом, но не нарушили его прежней архитектуры, а главное принципа застройки. Город начинает приобретать вид многослойного пирога, очень удобного, хотя и очень разного.

В принципе по архитектурному облику города Заволжья можно проследить, что, как и когда строилось в СССР.

Если центр города представляет собой двухэтажные особняки с полукруглыми стенами, колоннами, лепными украшениями, то каждый новый район имеет свои достопримечательности, соответствующие времени утверждения проектов градостроительства.

Так, в одном городском районе только пятиэтажные панельные дома, магазины со стеклянными витринами, в другом, более позднем, девятиэтажные и двенадцатиэтажные дома.

Строительство социально-культурного и жилого сектора было необычайно высоко вплоть до 1991 года. Конечно, быстрый рост города наложил серьёзный отпечаток на систему общественных отношений.

Город Заволжье становится главным местом занятости достаточно большой части населения близлежащих сёл и таких городов, как Балахна, Правдинск, Городец.

Жители этих городов начинают оказывать на культуру Заволжья очень большое влияние. Справедливости ради следует отметить, что коренное население традиционных городов и сёл достаточно быстро адаптировалось к той новой городской среде, которая пришла в эти края вместе со строительством нового города. Одной из причин можно назвать прежний уклад жизни традиционного населения, неразрывно связанного с ремёслами, что по сути является тем же производством. Этой же причине г. Заволжье обязан своим сохранением и неуклонным развитием, даже в период распада СССР и последующей перестройкой страны. Социокультурные, пространственные и другие условия оказались очень благоприятными для развития города.

Практически все взаимосвязи социокультурных, экономических, градостроительных, природно-ландшафтных и других аспектов города не входили в противоречия с общим историческим фоном развития традиционных поселений.

Город Заволжье фактически демонстрировал успехи индустриально-культурного освоения Нижегородского региона (Горьковской области), а его ведущим признаком образцово-показательного «соцгорода» стала промышленная функция.

В Заволжье, кроме ГЭС, строятся и выходят по полную мощность ещё пять заводов: Заволжский моторный завод, завод гусеничных тягачей, ремонтный завод, деревообрабатывающий завод, железобетонный завод. От промышленной составляющей не отставало и строительство общественных зданий – самого современного на то время в СССР кинотеатра «Юбилейный», плавательного бассейна, дома спорта, открывается ряд библиотек и т. д.

В то время подчёркивалось, что почти все культурно-просветительские учреждения появились в советский период. И это было правдой. Более того, в этот же период на берегу Горьковского моря (водохранилища) начинается строительство пансионатов и санаториев федерального значения, а также целого комплекса турбаз и пионерских (детских) лагерей отдыха.

Практически г. Заволжье становится тем катализатором, который приводит весь Городецкий район к небывалому расцвету, делая его образцово-показательным с точки зрения удобства проживания. С ростом промышленности увеличивается и рост сельскохозяйственной продукции. В Городецком районе появляются флагманы сельского хозяйства – колхозы «миллионеры», а санаторно-курортный комплекс получил признание во всём Советском Союзе.

Все эти факты фиксируют то важное обстоятельство, что в городах, строительство которых пришлось на послевоенный период, сложилось своё культурное пространство – ландшафт советского типа с обязательным набором инструментальных элементов в виде административно-хозяйственных, образовательных, культурно-просветительных учреждений и прочих опорных конструкций местного потенциала, включая и его духовно-творческие компоненты.

На этот же период приходится расцвет шефских связей, которые закладывали соответствующие ценностные установки и организовывали встречные культурные потоки.

Таким образом, культурный потенциал, изначально заложенный в основу г. Заволжья, был очень высок. Но подобный потенциал закладывался в ту пору в каждый город. Даже каждый более менее преуспевающий колхоз строил у себя Дом культуры, как правило, в разы превышающий свои потребности, стадион и т. д.

В этой связи очень интересным является подход В.Л. Глазычева к содержанию понятия «культурный потенциал города». По его мнению, он подвижен, и одной из трактовок можно считать меру способности городского сообщества создавать и вновь поддерживать условия своего развития. Другой существенный момент связан с предложением В.Л. Глазычева: раскрывать культурный потенциал города через соединение двух компонентов формальной интерпретации культуры как чего-то внешнего, к чему можно приобщиться, и её сущностного смысла как городского мира, создаваемого усилиями всех жителей при ведущей роли активного меньшинства.

Суть культурного потенциала города в его втором значении – городской мир – для историков культуры прежде всего истолковывается как деятельность «культурных сил» - местных и пришлых – таким образом увязывается с «интеллигентоведением», хотя и не ограничивается им. Собственно речь идёт о самоорганизации общества и людях её носителях, которые являются объектами и субъектами культуры и чья деятельность укрепляет эту культуру как специфическое явление.

Эти люди не только наполняют культурным содержанием формальные компоненты культуры, но и способствуют тенденции к складыванию новых мест городской культурной среды. Зачастую их инициаторами становятся пришлые деятели науки, образования, просветительской сферы. Результаты их усилий в большей степени принадлежат будущему «городскому миру» и востребованы первоначально лишь в узком кругу единомышленников.

Об этих людях, пионерах культурно-просветительской деятельности, благодаря которым г. Заволжье стал тем, чем он является, следует сказать особо.

Первый приток «столичных» специалистов пришёлся на 1950 год и был связан со строительством ГЭС и собственно «социалистического города».

Второй приток «столичных специалистов» пришёлся на 60-десятые годы XX столетия и был связан, как со строительством Заволжского моторного завода, так и с созданием системы средне - технического и высшего образования.

Именно здесь мы наблюдаем вливание в местный культурный потенциал одиночек – новаторов, сознательно связавших свою деятельность с г. Заволжьем.

Их роль оказалась весьма значительной либо сразу, либо некоторое время спустя.

Но самыми яркими примерами можно назвать возникновение очагов культуры в средних школах города и так называемых школьных «группах продлённого дня», нынешний аналог – центры дополнительного образования.

Отсутствие столичного скепсиса по отношению к местной культурной среде, сотрудничество с активным меньшинством местного населения, особенно занимающегося художественными промыслами, в налаживании и обустройстве новых ячеек городского культурного пространства - эти черты отличали взаимодействие культурных потоков первого и второго притока «столичных» специалистов.

Картина сложившегося культурного потенциала города Заволжья будет не полной без упоминания перестроечного времени, которое началось в нашем городе приблизительно с 1990 года, но особенно активные изменения начались с 2000 года. Перестроечный период характеризуется вживлением в местную культуры «олигархических» групп.

К сожалению, эти представители будучи не очень образованными, первоначально приступили к активному разрушению замкнутого промышленно – социально - культурного цикла. Взяв за основу только личный интерес и как следствие только промышленный комплекс.

В некотором роде такой подход послужил причиной частичного разрушения административно-хозяйственного управления города. Избавление новыми собственниками промышленных предприятий от социально – культурной сферы привело к упадку КЦ «Энергетик» принадлежавшего ГЭС, к закрытию ряда детских учреждений, к запущенности кинотеатра «Юбилейный» (вплоть до показа кинофильмов на рваном экране) и т. д. Только к 2007 году ситуация стала чуть-чуть выравниваться.

Здесь следует заметить, что почти всё назначаемое и пестуемое руководство финансово-промышленных групп понятия не имело о том, что такое сложное производство. Сложное производство интенсивно разрушалось по всей стране. Для личного обогащения «реформаторам» хватало природных ресурсов. Но, занимаясь добычей руды, нефти и т. д., сильно мозги не разовьёшь. В начальный постперестроичный период, особенно с выбором нового Президента России В.В.Путина, федеральное правительство практически вынуждено было направлять своих «реформаторов» в такие центры – города «соцкультуры», как Заволжье, где ещё не всё успели разрушить, для того, чтобы эти «олигархи» набрались ума.

Эти «прививки к местному древу», в итоге дали кое-какой результат. Результат взаимообогащения как на профессиональном, так и на культурно-личностном уровнях. Здесь наблюдается очень интересная особенность всей перестроечной поры. Если во времена СССР из центра на периферию посылали прогрессивных деятелей поднимать целину, строить гидроэлектростанции, новые города, -одним словом нести на окраины культуру и адаптировать к новым условиям жизни аборигенное население, то в перестроечный период, наоборот, из центра хлынул поток «аборигенного» населения сначала с заданной целью ограбления, но затем, к счастью, адаптации под местные, более, как оказалось, культурные условия. И хотя ничего нового эти финансово-промышленные группы ещё не создали, но они уже прекратили разрушение созданного до них.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: