Пантеистическая онтология Николая Кузанского ( 1401 – 1464 ), знание как интуиция

Николай Кузанскии — крупнейший мыслитель эпохи Возрождения. Он родился в Германии в местечке Куза Трирской епархии в семье крестьянина. Первоначальное образование получил в Голландии в школе «братьев общей жизни». Позднее учился в Гейдельбергском, Падуанском и Кельнском университетах. Его научные интересы включали занятия математикой, астрономией, географией, медициной, естествознанием. Николай Кузанскии составил географическую карту, предложил реформу юлианского календаря, обосновал учение об исчислении бесконечно малых, предложил варианты решения задачи о квадратуре круга, выдвинул идею о бесконечности Вселенной. В 1430 г. он становится священнослужителем, а в 1448 году становится кардиналом римско-католической церкви.

Важнейшее сочинение Николая Кузанского — трактат «Об ученом незнании», написанный в 1440 г. Общей философской основой трактата является мистический пантеизм. Главные идеи работы: идея о совпадении противоположностей; идея взаимосвязи природных явлений; учение о бесконечности Вселенной; учение о человеке как микрокосме. Другие сочинения Николая Кузанского: «О предположениях» (1444), «Апологии ученого незнания» (1449), «Простец» (1450), «О согласии веры» (1453), «О видении бога» (1453), «О бытии-возможности» (1460), «О неином» (1462) и др.

Философия Кузанца – философия редкой силы воображения, способная поразить своей изобретательностью, богатством новых идей и принципов, структурных и динамических интуиций.

Первым очень ярким моментом философии Николая Кузанского является структурно-математический метод. Д ля него бог есть прежде всего возмож-ность (posse) бытия, или возможность становления (posse fiery), т.е. божествен-ное бытие и есть одновременно и бытие и активная возможность бытия.

В трактате «De possest» о бытие-возможности Н.Кузанский, несомненно, является предшественником математического анализа XVII в., т.е. предшест-венником учения о бесконечно малом и о пределе. Действительно, согласно трактату, бог либо есть предел суммы всех его бесконечных становлений, и тогда он есть, очевидно, абсолютный интеграл, или он есть каждое отдельное мельчай-шее превращение, но тоже взятое в своем пределе, и тогда он есть абсолютный дифференциал.

Оперируя с бесконечностью Кузанец представляет ее как некоторую фигурную конструкцию, подчиненную принципу упорядочения. Бесконечность, а в частнос-ти абсолютный максимум, по его мнению, не страдает ни от каких конечных операций (деления, сложения и т.д.). Но, будучи неделимым, он есть также и абсолютный минимум. Философ применяет свои рассуждения о максимуме и минимуме для диалектического обоснования всех главнейших догматов христианства. Суровые и недоступные догматы христианства подвергаются у Кузанского в связи с его общим методом весьма простой и ясной обработке.

Одной из существенных сторон философской эстетики Ни­колая Кузанского является конъектурально-экспериментальный метод натурфилософии и вообще естественных наук. Латинское слово «конъектура» указывает, с точки зрения Кузанца, на те «допущения» или «предположения», которые если не логически, во вневременном смысле сло­ва, то уж во всяком случае временно являются рабочими гипотезами для подбора соответствующих эмпирических материалов и их обобщения. Здесь впервые на фоне эсте­тики и мифологии и на фоне вообще теории бесконечности выдвигается необходимость особого рода логики науки. Эта логика, по Кузанцу, требует как тщательных эмпири­ческих наблюдений и всякого эмпирического эксперимента, так и всякого рода обобще-ний, индуктивных и дедук­тивных, без чего не может возникнуть сама наука. Уже из своего учения об абсолютной бесконечности он делал прямые вы­воды также и о бесконечности мира во времени и про­странстве, что, впрочем, уже плоховато мирилось с его церковной ортодоксией.

Философия Н. Кузанского затрагивает многие вопросы бытия, он рассуждает о науках, искусстве, окружающем мире, человеческой личности, о взаимосвязи и взаимопроникновении частей бытия, хотя она и направлена на разъяснения религиозного характера. После тяжелого, догматического средневекового мино-ра, философия Кузанца привлекает светлым, всеобъясняющим, человеколюби-вым мажором.

___ НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ ПАНТЕИЗМ ДЖОРДАНО БРУНО

Джордано Филиппо Бруно (1548— 1600) — итальянский мистик, философ и поэт. Монах-доминиканец, бежал из монастыря (1576). Поклонник Каббалы. Создатель религии космоса. Основные рабо­ты: "О причине, начале и едином" (1584), "О бесконеч­ности, Вселенной и мирах" (1584), "Изгнание торжест­вующего зверя" (1584), "О героическом энтузиазме" (1585), "Светильник тридцати статуй" (1587), "Сто шестьдесят тезисов против математиков и философов нашего времени" (1588), "Свод метафизических терминов" (1591), "О безмерном и неисчислимых" (1591), "О монаде, числе и фигуре" (1591), "О составлении об­разов" (1591) и др. Проповедовал свои идеи в универ­ситетах Англии, Германии, Франции, Швейцарии. При­говорен к смертной казни инквизицией за еретический религиозный мессианизм. Сожжен на костре в Риме.

Учение Бруно - специфический поэтический пантеизм, основанный на новейших достижениях естественнона­учного знания (особенно гелиоцентрической системе Коперника) и фрагментах эпикуреизма, стоицизма и неоплатонизма. Бесконечная вселенная в целом — это Бог — он находится во всем и повсюду, не "вне" и не "над", но в качестве "наиприсутствующего". Универ­сум движим внутренними силами, это вечная и неиз­менная субстанция, единственно сущее и живое. Еди­ничные вещи изменчивы и вовлечены в движение веч­ного духа и жизни в соответствии со своей организаци­ей.

Бруно неоднократно отождествлял Бога с природой, с ее разнообразными процессами и вещами, с материей ("божественным бытием в вещах"). Согласно Бруно, элемен­тарные фрагменты сущего, "minima", одновременно относятся к материальному и психическому; свойства микрокосма (как интеллектуальные, так и психичес­кие) он распространяет на природу в целом.

Мировая же душа у Бруно — носитель такого атрибутивно­го свойства как "всеобщий ум", универсальный интел­лект. Понятие Бога в результате замещается поняти­ем "мировая душа".

Согласно Бруно, земной и небесный миры физически однородны, не возникают и не исчеза­ют, образуя лишь неисчислимое количество разнооб­разных сочетаний. Бесчисленные солнца со своими на­селенными ("другие миры так же обитаемы, как и этот") планетами движутся по собственным орбитам. "Вселенная есть целиком центр. Центр Вселенной по­всюду и во всем". (В отличие от Коперника преодолел постулаты о конечности мироздания, замкнутого сферой "неподвижных" звезд, и о статичном Солнце как центре Вселенной.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: