Принцип сомнения Мишеля Монтеня

Мишель Эйкем де Монтень (1533—1592) — французский мыслитель, юрист, поли­тик. Из купеческой семьи; родовое имя — Эйкем. Пер­вый в семье носитель дворянского имени (по названию приобретенной в 15 в. его прадедом сеньории Монтень). Основные сочинения: "Опыты" (в трех книгах — первая их редакция издана в 1580, оконча­тельная — в 1588), "Путевой журнал" (написан в жан­ре индивидуального дневника в 1580—1581, издан в конце 18 в.) и др.

В 1676 "Опыты" М. были внесены Ватиканом в "Индекс запрещенных книг".

Не стремясь к созданию собственной философской системы, высту­пил основоположником жанра философско-морализаторского эссе в европейской культуре. Был общеизвес­тен как глубокий знаток и тонкий интерпретатор клас­сической традиции: в "Опытах" были содержатель­но использованы более 3000 цитат античных и средне­вековых авторов. Целью творчества Монтеня было написа­ние своеобразного "учебника жизни": согласно Монтеня, "нет ниче­го более прекрасного и оправданного, чем хорошо и честно исполнить роль человека".

Предметом боль­шинства эссе Монтеня являлось поведение человека в экс­тремальных ситуациях, раскрывающее как самые при­чудливые движения его души, так и самые разнообраз­ные патологии его характера (с его точки зрения, "ис­тинное зеркало нашей речи — это течение нашей жиз­ни").

Монтень сумел осуществить значимый поворот в систе­ме ценностей западноевропейского интеллектуализма: "хорошо заполненной голове" (Ф.Рабле) Монтень акцентиро­ванно предпочитал "правильно выработанный разум", воспитываемый на исторической эрудиции, склоннос­ти к парадоксам и двусмысленностям. Основания ми­ропонимания Монтенем были изложены им, в частности, в эс­се "Апология Раймона Себона".Здесь он говорил, что природа человека двойственна: зачастую необузданные духов­ные устремления нейтрализуются физическими воз­можностями его тела. Осмысление и принятие этого как неизбежной данности позволяет людям ориентиро­ваться на идеал подлинно счастливой жизни — жизни в умеренности. Органы чувств человека — несовер­шенны ("кто знает, не лишены ли мы одного, двух, трех или нескольких чувств?"), способности нашего познания ограниченны — лишь один Бог, согласно Монтеню, — всеведущ. Неспособность людей четко опреде­литься в выборе между "Я знаю" и "Я не знаю" — ес­тественно трансформируется, по его мнению, в единст­венно правильно поставленный вопрос: "А что именно я знаю, предполагающий воздержание от суждении, подлежащих дальнейшему рассмотрению. С точки зре­ния Монтеня, "... если хочешь излечиться от невежества, на­до в нем признаться... В начале всяческой философии лежит удивление, ее развитием является исследование, ее концом — незнание".

Гносеологический скептицизм Монтеня фундировался также на его мысли о том, что все живое (в том числе и люди) находится в постоянном изменении: существование человека неизбывно состо­ит из "движения и деятельности". При этом, Монтень пола­гал долгом любого индивида стремиться к самосовер­шенствованию, рассматривая самопознание как пер­вейшую обязанность человека. Он полагал, "чело­век может быть лишь тем, кто он есть; он способен вы­думывать лишь в меру собственного опыта; какие бы усилия он не предпринимал, ему будет известна лишь собственная душа". Одоление людского невежества жизненно важно, ибо "люди ничему не верят так твердо, как тому, о чем они меньше всего знают", а "...не достигнув желаемого, они делают вид, будто же­лали достигнутого". ("Об истине же, — утверждал Монтень, — нельзя судить на основании чужого свидетельства или полагаясь на авторитет другого человека".)

Убеж­денность Монтеня в идеях свободы и сословного равенства людей явила собой перспективнейшую компоненту эволюции идеала человеческого достоинства в рамках европейского менталитета: его фраза "души императо­ров и сапожников скроены на один манер" использова­лась как эпиграф "Газеты санкюлотов" в 1792. По мне­нию Монтеня, "вся мудрость и все рассуждения в нашем ми­ре сводятся в конечном итоге к тому, чтобы научить нас не бояться смерти... Предвкушение смерти есть предвкушение свободы. Кто научился умирать, тот разучил­ся рабски служить".

"Опыты" явили собой творчес­кую процедуру метафорического соединения мира на­стоящего и мира прошлого с одновременным новатор­ским экспериментом бессюжетного художественного "беспорядка".

Темы "Опытов" Монтеня по своей широте могут показаться своего рода разрозненной эн­циклопедией; нельзя, однако, зная Монтеня, вообра­зить, чтобы он пожелал увидеть разрозненное собран­ным- заметил С.Аверинцев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: