Природа и причины стресса

Стресс (от англ. stress — напряжение ) — это со­стояние напряжения, возникающее у человека под влиянием силь­ных воздействий. Стресс — обычное и часто встречающееся явле­ние (повышенная раздражительность или бессонница перед ответственным событием — экзаменом, докладом и т.п.). В любой даже с благоприятным психологическим климатом организации су­ществуют ситуации, которые вызывают стресс, например, нехватка времени для выполнения всего объема работ.

Появляется нервозность, обеспокоенность (стресс), когда ситуа­ция выходит из-под контроля. Незначительные стрессынеизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для ин­дивидов и организаций. Отсюда необходимость различать допусти­мый уровень стресса. Чрезмерный стресс дорого обходится и со­труднику и организации: снижается эффективность и благополучие человека, а болезни, порожденные стрессом, укорачивают ему жизнь. Особенно это относится к руководителям высшего ранга, ответственность которых неизмеримо выше, чем у рядового сотруд­ника. В этом случае стресс характеризуется чрезмерным психологи­ческим или физиологическим напряжением (рис. 53).

Рис. 53. Модель стрессовой реакции

К физиологическим признакам стресса относятся язвы, гиперто­ния, боль в спине, астма и боли в сердце. Психологические прояв­ления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию.

Причины стресса. Основной причиной стресса являются переме­ны,нововведения, частота которых в современных условиях резко возросла. Любая перемена, даже позитивная, например, повышение статуса работника, нарушает баланс нашего окружения, к поддер­жанию которого мы стремимся.

Если менеджер ощущает наличие частых стрессов, он должен стремиться к устранению факторов, которые делают стресс чрез­мерным. При этом необходимо четкое представление симптомов стресса (рис.54).

По мере того как менеджер решает собственные проблемы с на­пряженностью, он одновременно должен решать аналогичные про­блемы своих подчиненных, максимально уменьшая факторы риска в отношении стрессовых симптомов. Поэтому менеджеры должны стремиться к исключению источников стресса как для себя, так и для своих сотрудников.

Выделяют две группы факторов, вызывающих стресс: организаци­онные и личностные(рис.55).

Организационные факторы. Перегрузка работника является первой причиной стресса в организациях. В этом случае возникает беспо­койство, чувство безнадежности и материальных потерь.

Симптомы стресса
1. Проблемы здоровья
2. Проблемы со сном
3. Нервозность и напряжение
4. Хроническое переживание
5. Неспособность к отдыху
6. Чрезмерное употребление алкоголя или курение
7. Чувство неспособности справится с чем-либо
8. Эмоциональная неустойчивость
9. Впечатлительность и лёгкая ранимость

Рис. 54. Типичные симптомы стресса

Вторым фактором является конфликт ролей, когда работнику предъявляют противоречивые требования. Конфликт ролей может произойти, например, в результате нарушения принципа единона­чалия. В результате возникает чувство беспокойства и напряжения.

Третий фактор — это неопределенность ролей. В этом случае ра­ботник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от кон­фликта ролей, здесь требования будут не очень противоречивыми, но они уклончивы и неопределенны.

Четвертый фактор — неинтересная работа. Исследования показа­ли, что люди, имеющие более интересную работу, проявляют мень­шее беспокойство и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой.

Кроме того, стресс может возникнуть в результате плохих усло­вий труда (температурный режим, недостаточное освещение, чрез­мерный шум), а также из-за информационной недостаточности, неправильного соотношениямежду полномочиями и ответствен­ностью.

Рис. 55. Основные причины стресса

Личностные факторы. Потенциальными причинами стресса, кото­рые могут привести к снижению результатов работы, относятся мно­гие события, которые происходят за пределами организации, т.е. в личной жизни работника. Наибольшее влияние оказывают смерть супруга, развод, болезнь, смерть близкого родственника и т.п.

Учитывая влияние стресса на производительность, руководитель должен научиться справляться со стрессом сам и помочь снизить уровень стресса своих сотрудников. Сделать это можно, используя следующие рекомендации.

1. Исходя из влияния той или иной работы на результаты фирмы разработать систему приоритетов в своей деятельности.

2. Научиться говорить «нет» при достижении предела в объеме работ, который вам предстоит выполнить, либо настаивать на от­несении сроковвыполнения ранее данного вам задания.

3. При выдвижении противоречивых требований со стороны ва­шего руководства (конфликт ролей) объяснить несостоятельность и невозможность их выполнения.

4. Каждый день находить время для отключения и отдыха. В это время выбросить работу из головы, расслабиться, обратиться к при­ятным мыслям и образам.

5. Обеспечить надлежащее вознаграждение за эффективную работу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: