В семейной жизни шизоиду присущи эмоциональная сдержанность в отношениях с другими членами семьи, война за частную жизнь, бытовая неприспособленность, равнодушие к маленьким детям.
Основной проблемой совместного проживания с шизоидом является его холодность, стремление к дистанции и независимости. Эйнштейн признавался: «Я никогда не принадлежал всем сердцем ни какой–либо стране, ни кругу друзей, ни даже моей собственной семье».
Он был всегда эмоционально сдержан с другими членами семьи. Так, своей первой жене Милене, страдающей от его холодности, он предъявляет список требований, таких как «я должен получать три раза в день еду в своей комнате… вы никогда не можете ожидать близости или упрекать меня за что–либо…»
Как непросто строить семейные отношения с шизоидом, не нуждающимся в тепле человеческих отношений! Эйнштейн признался однажды: «Что нужно человеческому существу? Рукопись, скрипка, кровать, стол, стул и больше ничего».
Но все же, несмотря на свою отгороженность от других людей, шизоид способен создавать семейные союзы. Однако они редко наполнены гармонией как в силу почти неизбежного чувства одиночества у супруги, так и в силу уязвимости самого шизоида.
|
|
Шизоид готов отдавать все деньги жене, словно оплачивая свое право на непонятные для других хобби, на нестандартность. Он готов таким образом откупаться за то, чтобы его не тащили в театр, в ненужные ему гости и оставили дома на диване с книгами и интернетом.
В семейной жизни шизоид является нелегким партнером. Любое упорядочивание непонятной и ненужной ему реальности — дело, с которым он справляется из рук вон плохо. Вокруг него всегда беспорядок, который он даже не замечает. Дай ему волю — и он не будет менять одежду, будет есть непонятно что, будет забывать оплачивать счета.
Однако возможен другой вариант: гиперэстетизм, чистая, элегантная, несколько своеобразная одежда, необычайно красивая обстановка в квартире, редкие антикварные вещи.
Для шизоида идеален партнер, который все за ним уберет, возьмет на себя все заботы по быту, оплатит вовремя счета, спланирует бюджет и воспитает детей.
В семье положение шизоида может быть прочным лишь в том случае, если близкие люди прощают ему многочисленные странности, холодность, отстраненность от бытовых проблем.
Он может быть чрезвычайно сильно привязан к спутнице жизни, однако редко выражает словами свое чувство. Его закрытость, отстраненность, трудность в разделении чувств с семьей, бесцветность его эмоций могут легко создать у партнера чувство непонятости и одиночества.
Однако понимание внутреннего мира шизоида, его богатства и уникальности могут привести его супругу к признанию его нестандартности и оправданию его странностей. Шизоид необычайно ценит эту роль сочувствующего зрителя и союзника, он еще больше привязывается к жене, прощая ей многое. Он также ценит, когда жена снимает с его плеч непонятные и тягостные для него заботы о быте и биологическом выживании.
|
|
Однако иногда шизоид может проявлять желание помочь семье справляться с бытом, особенно если существует какая–то угроза со стороны окружающего мира. И в этот момент еще раз становится очевидной вся необычность и нестандартность его характера.
Б. Пастернак во время участившихся краж на дачах в Переделкине положил под бочку во дворе дома сто рублей и написал: «Для воров». Его жена втайне брала оттуда деньги, когда ей не хватало на хозяйство, и снова докладывала их под бочку, когда деньги появлялись. Узнав об этом, Пастернак был обижен и рассержен.
Однако многие супруги отказываются принять необычность своего партнера, игнорируют его увлечения, работу, внутренний мир, демонстрируют свое раздражение, всячески унижают шизоида, фокусируя свое внимание и внимание окружающих на его несостоятельности в плане адаптации к бытовой и социальной жизни.
В случае непонимания со стороны близких, непринятия особенностей его характера, а также в различных сложных житейских ситуациях шизоид уходит в себя и еще больше внимания уделяет работе, своим необычным хобби или вычурным фантазиям.
Какими бы настроениями ни было окрашено у шизоида восприятие его семейной жизни, он всегда сохраняет потребность в одиночестве, стремление к обособленности, дистанцированию.
Я ручей, я ручей,
я для всех, я ничей…
О. Мандельштам