1. Взаимоотношения науки с различными сферами жизни современного общества.
2. Связь логики и методологии научного познания с философией, современным научным знанием и историей науки.
3. Общая характеристика науки как специфической деятельности.
4. Отличия научного знания от идеологических, политических, религиозных концепций.
5. Проблема разграничения науки и псевдонауки, лженауки.
6. Наука в ее истории.
7. Дисциплинарное разделение современной науки.
8. Эмпирические методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент.
9. Роль чувственного восприятия в эмпирических методах познания.
10. Интерсубъективность как важнейшее требование к результатам наблюдения, измерения, эксперимента.
11. Историческое формирование количественного понятия температуры.
12. Структура и этапы осуществления эксперимента.
13. Эксперимент П.Н.Лебедева по измерению светового давления.
14. Сфера и границы применения эмпирических методов познания.
15. Возможности использования эксперимента в науках о человеке.
|
|
16. Общая характеристика научной теории как основной единицы научного знания.
17. Возможные классификации научных теорий.
18. Структура объяснительной теории.
19. Различие между эмпирическим и теоретическим уровнями научного знания.
20. Природа аксиом и постулатов гипотетико-дедуктивной теории.
21. Цели научной теории.
22. Повседневное и научное истолкование объяснения.
23. Виды научного объяснения.
24. Общая характеристика дедуктивно-номологического объяснения.
25. Понятие научного закона и роль законов в объяснении.
26. Объяснение Фарадеем опыта Араго.
27. Проблема универсальности дедуктивно-номологического объяснения.
28. Виды объяснения в общественных науках.
29. Совместимость различных видов объяснения при объяснении крупных исторических событий.
30. Проблема существования законов общественного развития.
31. Общая характеристика научного предсказания.
32. Различие между объяснением и предсказанием.
33. Объяснение и предсказание в человеческой деятельности.
34. Логическая структура эмпирической проверки научной теории.
35. Почему истинность эмпирического следствия теории нельзя рассматривать как свидетельство ее истинности.
36. Различия в логическом выводе при подтверждении и опровержении научных теорий.
37. Роль подтверждения и опровержения в развитии научного знания.
38. Общая характеристика этапов решения творческих задач.
39. Различие между эволюционным и революционным этапами в развитии науки.
40. Общие задачи, решаемые наукой в эволюционный период ее развития.
41. Взаимосвязь признанной фундаментальной теории с научным сообществом.
|
|
42. Отношения между теорией и фактами в процессе развития научного знания.
43. Переосмысление известных фактов Галилеем при защите гелиоцентризма.
44. Накопление аномальных фактов и научный кризис.
45. Научная дисциплина в период кризиса господствующей теории.
46. Общее описание научной революции.
47. Примеры научных революций в истории науки: возникновение и утверждение гелиоцентризма; возникновение кислородной теории горения; квантовая механика и классическая физика и т.п.
48. Отношение между старой и новой теориями в процессе научной революции.
49. Проблема преемственности в развитии научного знания.
50. Внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие научного знания.
51. Понятие научно-технического прогресса.
52. Наука как один из важнейших институтов современного общества.
Оглавление
Введение.
1. Что такое наука. Проблема демаркации
1.1. Цель науки
1.2. Проблема демаркации
1.3. Наука в истории
2. Эмпирические методы научного познания
2.1. Наблюдение
2.2. Измерение
2.3. Эксперимент
3. Структура научной теории
4. Функции научной теории: объяснение и предсказание
4.1. Дедуктивно-номологическое объяснение
4.2. «Рациональное» объяснение
4.3. Интенциональное объяснение. Практический силлогизм
4.4. Предсказание
5. Проверка: подтверждение и опровержение научных теорий
6. Развитие научного знания
6.1. Научное творчество
6.2. Эволюционное развитие научной теории
6.3. Научная революция
Глоссарий
Список утверждений
Литература
Вопросы для самоконтроля