1. Логика и методология науки есть философская дисциплина, стремящаяся понять, что такое наука, в чем состоит специфика научного познания и методов науки, каковы структура и функции научного знания, как развивается наука.
2. Проблема демаркации – проблема нахождения четких критериев, позволяющих отличить науку от других видов духовной деятельности или научное знание от других продуктов культуры.
3. Наука есть сфера человеческой духовной деятельности, направленная на выработку, обоснование и систематизацию интерсубъективного знания о мире.
4. Научным наблюдением называется восприятие предметов и явлений действительности, осуществляемое с целью их познания.
5. Требование интерсубъективности: научное наблюдение должно быть таким, чтобы его с одинаковым результатом мог повторить любой наблюдатель.
6. Непосредственное наблюдение – наблюдение самих изучаемых предметов и явлений.
7. Косвенное наблюдение – наблюдение результатов взаимодействия изучаемых объектов с другими объектами, позволяющее судить о свойствах изучаемых объектов.
8. Измерение – приписывание чисел свойствам изучаемых объектов, осуществляемое с помощью сравнения объекта с некоторым эталоном.
9. Качественные понятия – понятия о свойствах объектов, позволяющие дать их первичную классификацию, т.е. разбить их на какие-то группы, классы и т.п., например, качественные понятия цвета – красный, оранжевый, зеленый и т.д. – позволяют разбить все окружающие нас предметы на группы одинаково окрашенных предметов.
10. Сравнительные понятия – понятия, позволяющие установить иерархию между классами качественно одинаковых предметов.
11. Количественные понятия (количественные величины) – понятия, позволяющие выразить числом соответствующие свойства предметов.
12. Правила измерения – правила приписывания чисел свойствам объектов, обеспечивающие интерсубъективность результата измерения.
13. Научный эксперимент – важнейший метод эмпирического познания, состоящий в материальном воздействии на изучаемый объект или условия, в которых он находится.
14. Поисковый эксперимент – эксперимент, осуществляемый с целью обнаружения новых объектов или новых свойств известных объектов.
15. Проверочный эксперимент – эксперимент, осуществляемый с целью проверки гипотезы или теории.
16. Мысленный эксперимент – теоретическое рассуждение, осуществляемое с образами идеальных или реальных объектов, поставленных в идеализированные условия. Решающее отличие от реального эксперимента – отсутствие материального воздействия на изучаемые объекты.
17. Научная теория – высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности.
18. Основание гипотетико-дедуктивной теории – набор исходных понятий (величин) и фундаментальных принципов (постулатов, законов), из которых дедуктивно выводятся все остальные утверждения теории.
19. Идеализированный объект теории – абстрактный объект или множество таких объектов, в упрощенном виде представляющих реальные предметы и явления, изучаемые теорией.
20. Теоретическая интерпретация понятий и принципов теории – придание смысла основаниям теории с помощью идеализированного объекта.
21. Эмпирическая интерпретация понятий и утверждений теории – сведение с помощью редукционных предложений теоретических понятий и утверждений к понятиям и утверждениям, относящимся к чувственно воспринимаемым объектам и явлениям.
22. Редукционные предложения – предложения, сводящие теоретические термины и утверждения к терминам и утверждениям, относящимся к чувственно воспринимамым объектам.
23. Дедуктивно-номологическое объяснение – логический вывод предложения, выражающего объясняемое явление, из законов и начальных условий; подведение объясняемого явления под закон; указание на причинную связь объясняемого явления с другим известным явлением.
24. Эксплананс (объясняющее) – совокупность утверждений, включающая в себя один или несколько законов природы и условий их применимости и используемая для объяснения некоторого явления.
25. Экспланандум (объясняемое) – утверждение, описывающее явление, которому дается объяснение.
26. «Рациональное» объяснение – объяснение действий людей посредством указания на «разумность» этих действий в глазах действующих субъектов. Сформулировано канадским философом и историком У.Дреем в 1952 г.
27. Интенциональное объяснение – объяснение действий людей посредством указания на цели и мотивы действующего субъекта.
28. Предсказание – выведение из закона или теории высказывания о фактах, еще не установленных наблюдением или экспериментом.
29. Эмпирическая проверка теории – соотнесение с реальностью посредством наблюдения, измерения или эксперимента одного из эмпирических следствий теории.
30. Эмпирическое следствие теории – высказывание, полученные из теории с помощью редукционных правил и относящееся к чувственно воспринимаемым объектам.
31. Подтверждение теории – установление истинности одного из ее эмпирических следствий.
32. Опровержение теории – установление ложности одного из ее эмпирических следствий.
33. Эволюционное развитие научной теории – постепенное совершенствование концептуального аппарата теории, замена качественных понятий количественными величинами, все более точное и полное описание изучаемого фрагмента реальности.
34. Аномальный факт (аномалия) – факт, которого теория не может объяснить, несмотря на многолетние усилия ученых.
35. Научный кризис – тот период в развитии научной дисциплины, когда подорвана вера научного сообщества в господствующую теорию, не способную справиться с объяснением возрастающего количества аномальных фактов, когда начинаются поиски альтернативных теорий.
36. Научная революция – переход научного сообщества от одной фундаментальной теории к новой теории, связанный с изменением взгляда на изучаемый фрагмент реальности, разрыв в эволюционном развитии науки.