Существует множество способов целенаправленного изменения смысла действий как другими людьми, так и самим субъектом:
• через намеренное уменьшение привлекательности одной стороны действия при увеличении другой;
• через предвидение и переживание последствий выполнения или отказа от осуществления действия;
• через обращение к людям, к внешним символам, к ритуалам, укрепляющим значимость совершаемых действий, а также к божеству за поддержкой;
• путем связывания действия с обещаниями и клятвами другим людям;
• через изменение социальной роли, позиции человека;
• путем соединения заданного и принятого к исполнению действия с новыми мотивами или с новыми целями (переосмысление действия);
• через включение заданного действия в более широкое и значимое для человека действие;
• через связывание заданного действия с возможностью затем осуществить другое, желаемое человеком действие;
• через речевую самостимуляцию (самоприказ, клятва себе);
• путем сравнения себя с другими людьми;
|
|
• через привлечение целей и мотивов из воображаемой ситуации.
9. Как могут формироваться новые мотивы на основе произвольного изменения или создания дополнительного смысла
действия?
Волевое поведение может обеспечивать формирование новых индивидуальных мотивов путем автоматизации произвольных форм поиска дополнительного смысла для выбора и организации выполнения определенных действий.
Психологические теории ощущений и восприятий
В психологии существует большое количество разнообразных теорий, направленных на объяснение процессов по-
строения первичных образов окружающего мира с опорой на органы чувств — процессов ощущений и восприятий. Такие теории могут иметь как общепсихологический, так и более частный характер, а также различаться по множеству разнообразных оснований.
К числу первых естественно-научных подходов к объяснению процессов возникновения ощущений и восприятий можно причислить теории Г. Фехнера, И. Мюллера, Г. Гельм-
гольца.
Большое значение для исследования психологических
закономерностей ощущений и восприятий имели общепсихологические подходы к исследованию психических явлений, один из которых сформулирован Вильгельмом Вунд-том, а второй выдвинут гештальтпсихологами. Гештальтпси-хологический подход был разработан как исторически более поздняя альтернатива теории В. Вундта. Оба подхода строились на широком использовании феноменологических методов исследования.
В настоящее время большой известностью в мировой
психологии пользуются теории сенсорных и перцептивных процессов, разрабатываемые в рамках информационного подхода в когнитивной психологии, а также экологический подход к процессам восприятия, разработанный Джеймсом Дж. Гибсоном. Этот подход опирается на ряд объяснительных принципов, которые являются принципиальными и для
|
|
отечественной теоретической психологии.
В отечественной психологии наиболее методологически обоснованным, опирающимся на широкие естественно-научные эволюционно-биологические объяснительные принципы является деятельностный подход к формированию и развитию психологических механизмов восприятия, сформулированный А-. Н Леонтьевым. Этот подход к исследованию процессов восприятия конкретизировался и дополнялся многими выдающимися отечественными психологами.
10.1. Что такое ощущения? Как организованы сенсорные процессы?
Фехнер Густав Теодор (1801-1887)
1 Ощущения и вызывающие их внешние стимулы принадлежат к двум разным сферам — явлений психических и явлений физических
• Психические и физические явления нельзя непосредственно сравнивать друг с другом.
• Внутри каждой из этих сфер возможны специфические измерения
2. Ощущение есть простейший психический процесс, который обозначает границу между психическими и физиологическими явлениями.
3. Сенсорная система человека — это «измерительный прибор», который регистрирует особенности внешних физических стимулов и преобразует их в психические явления.
4 Процесс возникновения психического образа имеет следующую последовательность:
• внешнее раздражение, воздействующее на рецептор (физическое явление);
• процессы в рецепторе и проводящих нервных волокнах (физиологическое явление);
• возникновение ощущения в ЦНС (психическое явление);
• суждения (психические явления, подчиняющиеся логике).
5. Психофизические характеристики людей распределены по нормальному закону как любые антропологические характеристики.
Иоганнес Мюллер (1801—1858),
Герман фон Гельмгольц (1821—1894)
Теория специфических энергий органов чувств
1. Сенсорный опыт определяется функциональным состоянием сенсорных нервов и их мозговой проекцией (локализацией)
2. Каждый орган чувств в ответ на воздействующие стимулы вырабатывает «специфические энергии» или качества.
• Один и тот же стимул, действуя на разные нервы, вызывает разные качества переживаний.
• Разные воздействия на один и тот же нерв приводят к одинаковому сенсорному качеству
3. В ощущениях выражается не столько природа физического воздействия, сколько природа и состояние органов чувств
Психофизиологический закон и измерение ощущений
Факты
• Ощущения меняются не прямо пропорционально силе физических стимулов, действующих на органы чувств.
• Интенсивность ощущений, как правило, растет медленнее, чем величина измеряемых физических стимулов (как исключение — более быстрый рост чувствительности к изменению напряжения электрического тока).
Эрнст Г. Вебер (1795-1878)
Человек ощущает не абсолютные, а относительные различия между физическими стимулами одной модальности.
Закон Бугера — Вебера отношение изменения интенсивности физического стимула, которое регистрируется субъектом как едва заметное изменение интенсивности ощущения,
к исходной интенсивности физического стимула есть величина постоянная.
Закон Вебера — Фехнера: если интенсивность физического раздражителя увеличивается в геометрической прогрессии, то интенсивность ощущения растет в арифметической прогрессии (интенсивность ощущений растет пропорционально логарифму интенсивности физического раздражителя).
• Отношения между стимулами и ощущением устанавливаются вслед за тем, как субъект фиксирует едва заметное различие в возрастании интенсивности физической стимуляции.
|
|
• Едва заметное отличие выступает в качестве условной единицы измерения.
Закон С. С. Стивенса'. величина ощущений растет пропорционально интенсивности изменения физического раздражителя, возведенной в определенную степень.
Отношения между физическими стимулами и величиной ощущений устанавливаются путем субъективного шкалирования:
• субъект фиксирует ощущение, которое вызывается определенным эталонным физическим стимулом и которому приписывается определенное числовое значение;
• вслед за этим предъявляется множество физических стимулов, изменяющихся только по одному параметру, ощущения от которых субъект должен сопоставить с величиной эталонного стимула и выразить различия в условных числовых значениях.
Теория обнаружения сигналов (информационный подход в когнитивной психологии)
1. Возникновение ощущения можно анализировать как вероятностный процесс обнаружения сигнала, который подчиняется кривой нормального распределения.
2. Любой сигнал обнаруживается на фоне помех — «шума». Вероятность обнаружения сенсорного сигнала определяется двумя видами альтернатив:
• стимульными альтернативами: «шум без сигнала»; «шум с
сигналом»;
• возможные альтернативные решения субъекта о наличии сигнала: «сигнал есть»; «сигнал отсутствует».
3. Прием сигнала на основе труднообнаруживаемых стимулов часто представляет для субъекта процесс принятия решения. Такое решение, в зависимости от обстоятельств, может иметь четыре варианта'
• правильное обнаружение — положительный ответ при наличии сигнала;
• пропуск — отрицательный ответ при наличии сигнала;
• ложная тревога — положительный ответ при отсутствии
сигнала;
• правильное отрицание — отрицательный ответ при отсутствии сигнала.
4. На решение субъекта о наличии — отсутствии сигнала может влиять ряд факторов:
• интенсивность стимула (физическая энергия и контрастность по отношению к фону);
|
|
• содержание задачи;
• ожидание наблюдателя: ожидается появление или не ожидается появление сигнала;
• возможные последствия принятого решения: наказание или поощрение и их величины.
5. Перед принятием решения субъект устанавливает некоторый субъективный критерий (интуитивный или осознаваемый), в соответствии с которым делается вывод о наличии или отсутствии сигнала.
10.2. Что такое восприятия? Как организованы перцептивные процессы?
Герман фон Гельмгольц (1821—1894)
Теория бессознательных умозаключений в процессах
восприятия
1. Процессы восприятия строятся на основе актуальных сенсорных данных.
2. Воспринимаемые образы предметов и явлений возникают на основе бессознательных умозаключений, которые:
а) выполняются по отношению к сенсорным данным и организуют их в образы; б) формируются у человека в течение жизни — являются результатом научения.
Вильгельм Вундт (1832—1920) Психология элементов сознания
1. Существует два типа психических процессов, требующих разных методов исследования:
• простейшие психические процессы — ощущения, восприятия, переживания; следует использовать экспериментальные методы;
• высшие психические процессы — мышление; следует использовать исторические и социологические методы.
2. Психика представляет собой содержание сознания человека. Задачи психологии:
• описание элементарных составляющих сознания — элементов психики;
• определение характера связей, способов организации психических элементов;
• раскрытие механизмов, обеспечивающих соединение психических элементов.
3. Психология изучает непосредственный сознательный опыт человека путем метода интроспекции. При этом следует различать:
• опосредствованный опыт, который зависит от прошлого опыта и фиксируется в общепринятых понятиях и словах, отнесенных к предметам внешнего мира;
• непосредственный опыт внутренних ощущений и переживаний, который очищен от всякого рода интерпретаций и не зависит от предыдущего опыта.
Данный нам опыт един, но может быть интерпретирован с двух позиций, с двух точек зрения: 1) как данное нам содержание явлений и 2) как наше субъективное восприятие такого содержания.
• Опыт, «идущий от объектов»: ощущения, которые различаются по интенсивности, продолжительности, модальности.
• Опыт, «идущий от субъекта»: элементарные чувства, которые имеют три субъективных качества: а) удовольствие — неудовольствие; б) напряжение — расслабление; в) возбуждение (подъем чувств) — успокоение (угасание чувств). Из соединения таких элементарных чувств складываются эмоции.
4. Образ предмета возникает в сознании на основе слияния последовательно меняющихся, следующих друг за другом элементарных ощущений.
• В результате суммации ощущений формируются пространственные и временные образы объектов и процессов.
5. Сознательный опыт субъекта организуется на основе механизмов апперцепции (внимание и воля) — активный, осуществляемый субъектом процесс «творческого синтеза» элементов психики.
• При этом сложное психическое явление нельзя свести к простой сумме составляющих его элементов.
Сознание человека имеет сложную структурную организацию: а) центральную, отчетливо воспринимаемую часть (фокус внимания до шести элементов); б) периферическую,
неотчетливо воспринимаемую часть; в) внутреннюю границу, которая отделяет центральную часть и определяется механизмами («силами») апперцепции; г) внешнюю границу, которая определяется механизмами перцепции.
• Элементы в фокусе сознания (около шести) становятся ясными и отчетливыми.
• Элементы в фокусе сознания могут укрупняться, составляя все более сложные структуры.
Макс Вертгеймер (1880—1943),
КуртКоффка (1886-1941),