Какие существуют приемы и средства для целенаправ-ленного изменения смысла действий?

Существует множество способов целенаправленного из­менения смысла действий как другими людьми, так и самим субъектом:

• через намеренное уменьшение привлекательности одной стороны действия при увеличении другой;

• через предвидение и переживание последствий выполне­ния или отказа от осуществления действия;

• через обращение к людям, к внешним символам, к ритуа­лам, укрепляющим значимость совершаемых действий, а также к божеству за поддержкой;

• путем связывания действия с обещаниями и клятвами дру­гим людям;

• через изменение социальной роли, позиции человека;

• путем соединения заданного и принятого к исполнению действия с новыми мотивами или с новыми целями (пере­осмысление действия);

• через включение заданного действия в более широкое и значимое для человека действие;

• через связывание заданного действия с возможностью затем осуществить другое, желаемое человеком дейст­вие;

• через речевую самостимуляцию (самоприказ, клятва себе);

• путем сравнения себя с другими людьми;

• через привлечение целей и мотивов из воображаемой ситу­ации.

9. Как могут формироваться новые мотивы на основе про­извольного изменения или создания дополнительного смысла

действия?

Волевое поведение может обеспечивать формирование новых индивидуальных мотивов путем автоматизации про­извольных форм поиска дополнительного смысла для выбо­ра и организации выполнения определенных действий.

Психологические теории ощущений и восприятий

В психологии существует большое количество разнооб­разных теорий, направленных на объяснение процессов по-

строения первичных образов окружающего мира с опорой на органы чувств — процессов ощущений и восприятий. Такие теории могут иметь как общепсихологический, так и более частный характер, а также различаться по множеству разно­образных оснований.

К числу первых естественно-научных подходов к объясне­нию процессов возникновения ощущений и восприятий можно причислить теории Г. Фехнера, И. Мюллера, Г. Гельм-

гольца.

Большое значение для исследования психологических

закономерностей ощущений и восприятий имели общепси­хологические подходы к исследованию психических явле­ний, один из которых сформулирован Вильгельмом Вунд-том, а второй выдвинут гештальтпсихологами. Гештальтпси-хологический подход был разработан как исторически более поздняя альтернатива теории В. Вундта. Оба подхода строи­лись на широком использовании феноменологических ме­тодов исследования.

В настоящее время большой известностью в мировой

психологии пользуются теории сенсорных и перцептивных процессов, разрабатываемые в рамках информационного подхода в когнитивной психологии, а также экологический подход к процессам восприятия, разработанный Джеймсом Дж. Гибсоном. Этот подход опирается на ряд объяснитель­ных принципов, которые являются принципиальными и для

отечественной теоретической психологии.

В отечественной психологии наиболее методологиче­ски обоснованным, опирающимся на широкие естествен­но-научные эволюционно-биологические объяснитель­ные принципы является деятельностный подход к форми­рованию и развитию психологических механизмов восприятия, сформулированный А-. Н Леонтьевым. Этот подход к исследованию процессов восприятия конкрети­зировался и дополнялся многими выдающимися отечест­венными психологами.

10.1. Что такое ощущения? Как организованы сенсорные процессы?

Фехнер Густав Теодор (1801-1887)

1 Ощущения и вызывающие их внешние стимулы при­надлежат к двум разным сферам — явлений психических и явлений физических

• Психические и физические явления нельзя непосредст­венно сравнивать друг с другом.

• Внутри каждой из этих сфер возможны специфические из­мерения

2. Ощущение есть простейший психический процесс, ко­торый обозначает границу между психическими и физиоло­гическими явлениями.

3. Сенсорная система человека — это «измерительный прибор», который регистрирует особенности внешних фи­зических стимулов и преобразует их в психические явле­ния.

4 Процесс возникновения психического образа имеет следующую последовательность:

• внешнее раздражение, воздействующее на рецептор (фи­зическое явление);

• процессы в рецепторе и проводящих нервных волокнах (физиологическое явление);

• возникновение ощущения в ЦНС (психическое явле­ние);

• суждения (психические явления, подчиняющиеся логи­ке).

5. Психофизические характеристики людей распределе­ны по нормальному закону как любые антропологические характеристики.

Иоганнес Мюллер (1801—1858),

Герман фон Гельмгольц (1821—1894)

Теория специфических энергий органов чувств

1. Сенсорный опыт определяется функциональным со­стоянием сенсорных нервов и их мозговой проекцией (лока­лизацией)

2. Каждый орган чувств в ответ на воздействующие сти­мулы вырабатывает «специфические энергии» или качест­ва.

• Один и тот же стимул, действуя на разные нервы, вызывает разные качества переживаний.

• Разные воздействия на один и тот же нерв приводят к оди­наковому сенсорному качеству

3. В ощущениях выражается не столько природа физиче­ского воздействия, сколько природа и состояние органов чувств

Психофизиологический закон и измерение ощущений

Факты

• Ощущения меняются не прямо пропорционально силе физических стимулов, действующих на органы чувств.

• Интенсивность ощущений, как правило, растет медлен­нее, чем величина измеряемых физических стимулов (как исключение — более быстрый рост чувствительности к из­менению напряжения электрического тока).

Эрнст Г. Вебер (1795-1878)

Человек ощущает не абсолютные, а относительные раз­личия между физическими стимулами одной модально­сти.

Закон Бугера — Вебера отношение изменения интенсив­ности физического стимула, которое регистрируется субъек­том как едва заметное изменение интенсивности ощущения,

к исходной интенсивности физического стимула есть вели­чина постоянная.

Закон Вебера — Фехнера: если интенсивность физиче­ского раздражителя увеличивается в геометрической про­грессии, то интенсивность ощущения растет в арифмети­ческой прогрессии (интенсивность ощущений растет про­порционально логарифму интенсивности физического раздражителя).

• Отношения между стимулами и ощущением устанавлива­ются вслед за тем, как субъект фиксирует едва заметное различие в возрастании интенсивности физической сти­муляции.

• Едва заметное отличие выступает в качестве условной еди­ницы измерения.

Закон С. С. Стивенса'. величина ощущений растет про­порционально интенсивности изменения физического раз­дражителя, возведенной в определенную степень.

Отношения между физическими стимулами и величиной ощущений устанавливаются путем субъективного шкалиро­вания:

• субъект фиксирует ощущение, которое вызывается опре­деленным эталонным физическим стимулом и которому приписывается определенное числовое значение;

• вслед за этим предъявляется множество физических сти­мулов, изменяющихся только по одному параметру, ощу­щения от которых субъект должен сопоставить с величи­ной эталонного стимула и выразить различия в условных числовых значениях.

Теория обнаружения сигналов (информационный подход в когнитивной психологии)

1. Возникновение ощущения можно анализировать как вероятностный процесс обнаружения сигнала, который под­чиняется кривой нормального распределения.

2. Любой сигнал обнаруживается на фоне помех — «шума». Вероятность обнаружения сенсорного сигнала определяется двумя видами альтернатив:

• стимульными альтернативами: «шум без сигнала»; «шум с

сигналом»;

• возможные альтернативные решения субъекта о наличии сигнала: «сигнал есть»; «сигнал отсутствует».

3. Прием сигнала на основе труднообнаруживаемых сти­мулов часто представляет для субъекта процесс принятия ре­шения. Такое решение, в зависимости от обстоятельств, мо­жет иметь четыре варианта'

• правильное обнаружение — положительный ответ при на­личии сигнала;

• пропуск — отрицательный ответ при наличии сигнала;

• ложная тревога — положительный ответ при отсутствии

сигнала;

• правильное отрицание — отрицательный ответ при отсут­ствии сигнала.

4. На решение субъекта о наличии — отсутствии сигнала может влиять ряд факторов:

• интенсивность стимула (физическая энергия и контраст­ность по отношению к фону);

• содержание задачи;

• ожидание наблюдателя: ожидается появление или не ожи­дается появление сигнала;

• возможные последствия принятого решения: наказание или поощрение и их величины.

5. Перед принятием решения субъект устанавливает неко­торый субъективный критерий (интуитивный или осознавае­мый), в соответствии с которым делается вывод о наличии или отсутствии сигнала.

10.2. Что такое восприятия? Как организованы перцептивные процессы?

Герман фон Гельмгольц (1821—1894)

Теория бессознательных умозаключений в процессах

восприятия

1. Процессы восприятия строятся на основе актуальных сенсорных данных.

2. Воспринимаемые образы предметов и явлений возни­кают на основе бессознательных умозаключений, которые:

а) выполняются по отношению к сенсорным данным и орга­низуют их в образы; б) формируются у человека в течение жизни — являются результатом научения.

Вильгельм Вундт (1832—1920) Психология элементов сознания

1. Существует два типа психических процессов, требую­щих разных методов исследования:

• простейшие психические процессы — ощущения, вос­приятия, переживания; следует использовать экспери­ментальные методы;

• высшие психические процессы — мышление; следует ис­пользовать исторические и социологические методы.

2. Психика представляет собой содержание сознания че­ловека. Задачи психологии:

• описание элементарных составляющих сознания — эле­ментов психики;

• определение характера связей, способов организации пси­хических элементов;

• раскрытие механизмов, обеспечивающих соединение пси­хических элементов.

3. Психология изучает непосредственный сознательный опыт человека путем метода интроспекции. При этом следу­ет различать:

• опосредствованный опыт, который зависит от прошлого опыта и фиксируется в общепринятых понятиях и словах, отнесенных к предметам внешнего мира;

• непосредственный опыт внутренних ощущений и пережи­ваний, который очищен от всякого рода интерпретаций и не зависит от предыдущего опыта.

Данный нам опыт един, но может быть интерпретирован с двух позиций, с двух точек зрения: 1) как данное нам содер­жание явлений и 2) как наше субъективное восприятие тако­го содержания.

• Опыт, «идущий от объектов»: ощущения, которые различа­ются по интенсивности, продолжительности, модально­сти.

• Опыт, «идущий от субъекта»: элементарные чувства, кото­рые имеют три субъективных качества: а) удовольствие — неудовольствие; б) напряжение — расслабление; в) воз­буждение (подъем чувств) — успокоение (угасание чувств). Из соединения таких элементарных чувств складываются эмоции.

4. Образ предмета возникает в сознании на основе слия­ния последовательно меняющихся, следующих друг за дру­гом элементарных ощущений.

• В результате суммации ощущений формируются про­странственные и временные образы объектов и процессов.

5. Сознательный опыт субъекта организуется на основе механизмов апперцепции (внимание и воля) — активный, осуществляемый субъектом процесс «творческого синтеза» элементов психики.

• При этом сложное психическое явление нельзя свести к простой сумме составляющих его элементов.

Сознание человека имеет сложную структурную органи­зацию: а) центральную, отчетливо воспринимаемую часть (фокус внимания до шести элементов); б) периферическую,

неотчетливо воспринимаемую часть; в) внутреннюю грани­цу, которая отделяет центральную часть и определяется ме­ханизмами («силами») апперцепции; г) внешнюю границу, которая определяется механизмами перцепции.

• Элементы в фокусе сознания (около шести) становятся яс­ными и отчетливыми.

• Элементы в фокусе сознания могут укрупняться, составляя все более сложные структуры.

Макс Вертгеймер (1880—1943),

КуртКоффка (1886-1941),


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: