Оправдания

5. Существуют различные типы ситуаций, в которых воз­никает когнитивный диссонанс:

• логическое несоответствие: человек осознает, что принял решение в пользу одного варианта, а логика требует друго­го;

• несоответствие культурным образцам: человек, действуя в

соответствии со своими установками, осознает, что он вступает в противоречие с общепринятыми нормами;

• несоответствие нового знания более обобщенной системе

представлений;

• несоответствие новых знаний прошлому опыту.

Фриц Хайдер, Харольд Келли Теория каузальной атрибуции

1. Как наблюдатель и участник событий каждый человек не просто фиксирует действия других людей или свои собст­венные действия, но пытается установить и их возможные

причины.

2. От характера используемого объяснения зависят осо­бенности эмоционально-оценочного отношения к другим людям, поведение которых объясняется, а также эмоцио­нальное отношение к самому себе (Э. Аронсон).

3. Способы приписывания причин зависят от качества и объема информации, которой располагает субъект, и могут

быть ошибочными.

• В ситуации неопределенности люди склонны приписы­вать такие причины событиям и действиям людей (осуще-209

ствлять атрибуцию причин), которые соответствуют их убеждениям и предрассудкам (Э. Аронсон).

• Субъект, опираясь на здравый смысл, может приписывать

причины явлений и событий: а) самому себе; б) другим лю­дям; в) особенностям ситуации.

4. Существует три фактора, которые влияют на то, чему

мы припишем поведение — внешним или внутренним при­чинам (Г. Келли): у

фактор нормативности: ведет ли человек себя в определен­ной ситуации подобно другим людям (да — внешняя при­чина поведения; нет — внутренняя причина поведения);

• фактор постоянства (последовательности): повторяется ли подобное поведение у субъекта часто и в различных ситуа­циях (да — внутренняя мотивация; нет — внешняя мотива­ция);

• фактор различия (дифференцированности): ведет ли чело­век себя по-разному в разных ситуациях (да — внешняя

причина поведения; нет — внутренняя причина поведе­ния).

Наиболее типичные ошибки и феномены каузальной атри­буции: люди склонны объяснять свои успешные, этически приемлемые, социально одобряемые действия собственны­ми личностными факторами, а неуспешные и социально не одобряемые действия — внеличностными факторами (случайность, обстоятельства, давление ситуации).

Фундаментальная ошибка атрибуции: а) тенденция наблю­дателей недооценивать ситуационные и переоценивать диспозиционные (внутриличностные) влияния на поведе­ние других людей; б) тенденция наблюдателей переоцени­вать ситуационные и недооценивать диспозиционные (зпутриличностные) влияния на свое поведение.

В случае, когда наблюдатель находится с людьми в отно­шениях сотрудничества, появляется склонность причинно объяснять их поведение так же, как и свое собственное.

• Прогнозируя поведение других людей, человек считает, что большинство людей в аналогичных условиях будут по­ступать так же, как он сам.

• Человек допускает, что если обстоятельства в дальнейшем не изменятся, то и поведение другого человека должно остаться тем же (согласованность поведения).

Объяснение: когда действуем мы, то нашим вниманием управляет окружение; когда мы наблюдаем за действиями другого, то человек попадает в центр нашего внимания, а си­туация становится менее очевидной (фигура — фон).

Гипотезы В. Вайнера

Существует три «измерения» в приписывании причин дей­ствиям и поведению других людей (каузальной атрибуции).

• Приписываемый источник причины: а) внутренний — причина поведения в субъекте; б) внешний — причина по­ведения во внешних обстоятельствах.

• Приписываемые возможности контроля, которыми обладает индивид: контролируемая или неконтролируемая ситуация.

• Приписываемая степень стабильности причины, устойчи­вости ее действия: а) стабильная или факультативная, вре­менно действовавшая причина.

А. Если результат приписывается стабильной причине, то в будущем он будет антиципироваться с большей уве­ренностью.

Б. Если результат приписывается нестабильной причине, то в будущем он будет антиципироваться с меньшей уверенностью или будет ожидаться другой результат.

Джулиан Роттер Теория локализации субъективного контроля:

локус контроля

1. Притязание на успех, стремление субъекта к достиже­нию успеха зависят:

• от частоты успехов, испытанных субъектом ранее в сход­ных ситуациях;

• от уверенности в том, что успех находится (не находится) под собственным контролем.

2. В процессе индивидуального развития формируется два типа мотивационных установок, в соответствии с кото­рыми люди различаются по характеру объяснения событий, происходящих с ними:

экстернальный тип личности (мотивационных установок):

субъекты с внешним локусом (расположением) контроля, склонные объяснять причины событий и собственного по­ведения внешними факторами: везением, случаем, влия­нием других людей;

интерналъный тип личности (мотивационных установок):

субъекты с внутренним локусом (расположением) контро­ля, склонные объяснять причины событий внутренними факторами: собственными навыками, способностями, личностными качествами.

3. Люди с внутренним локусом контроля сильнее изменя­ют свои ожидания и поведение под влиянием успеха или неу­дачи.

• Экстернальный тип личности характеризуется установкой на избегание неудач.

• Интернальный тип личности характеризуется установкой на достижение успеха.

Дерил Бем

Теория самовосприятия и самоатрибуции причин своего поведения

1. Повседневное поведение субъекта не всегда является результатом предварительных внутренних рассуждений, ко­торые строятся на осознании собственных мотивов, ценно­стей, переживаний и установок.

2. Неуверенность в собственных ценностях и установках заставляет нас делать о них выводы посредством «наблюде­ния за собой» — отслеживая свое поведение в различных си­туациях.

3. Субъект часто узнает, каковы его ценности, мотивы и установки (или какими они должны быть), на основе про­цессов самовосприятия и самоатрибуции, вспоминая свое поведение в прошлом и ситуативные факторы, которые на него в то время воздействовали.

• Процессы самоатрибуции более вероятны, когда собствен­ное поведение субъект не может объяснить влиянием внешних побуждающих факторов.

• Процессы самоатрибуции и самовосприятия запускаются в тех ситуациях, когда внутренние установки не осознаны, не упорядочены или слабы.

4. Самоатрибуция выступает одним из механизмов фор­мирования и изменения установок.

• Эффект «сверхоправданности» поведения: если изначаль­но привлекательные для субъекта действия высоко возна­граждаются, то снижается внутренний интерес к таким действиям.

9.1.2. Деятельностный подход к объяснению процессов мотивации

В. А. Иванников

1. Потребность следует понимать не как внутреннее свойство самого организма, а как характеристику отношений живого существа с условиями жизни в окружающей среде

(кужду организма во внешних предметных условиях).

Естественные врожденные потребности — это результат эволюционного развития живых организмов, приспособ­ления их к меняющимся условиям окружающей среды.

Человеческие потребности — результат исторического фор­мирования и развития человеческих форм деятельности и человеческих взаимоотношений.

2. Определенные условия жизнедеятельности становятся для организма потребностями, когда по мере развития (фи­логенетического или онтогенетического) живого организма формируется: а) программа сохранения и поддержания своей целостности б) в новых непостоянных или неопреде­ленных условиях существования.

3. Отношения живого существа с условиями окружающей среды складываются на разных уровнях, которые определя­ют разные уровни существования потребностей.

• Базовые потребности и соответствующие им механизмы поддержания жизнедеятельности:

— отношения «организм — биохимическая и биофизи­ческая среда» обеспечиваются базовыми программа­ми физиологического самосохранения и самовосста­новления живого существа;

— отношения «вид живых организмов — другие виды и экологическая ниша» обеспечиваются базовыми про­граммами поддержания вида.

• На основе базовых потребностей и соответствующих им программ поддержания жизнеспособности формируются производные потребности, мотивы и качественно новые механизмы их удовлетворения:

— отношения «природный субъект — природное этоло-гическое (поведенческое) поле его действий»;

— отношения «социальный, культурный субъект — дру­гие люди, пространство жизни общества»;

— отношения «личность, нравственный субъект — про­странство нравственных и ценностных отношений с другими личностями».

4. Потребность может иметь сложное «вертикальное» строение и быть представлена одновременно на нескольких уровнях.

А. Н. Леонтьев

1. Источником формирования и развития мотивацией -ной сферы человека являются изменения в его деятельности. Формирование нового мотива одновременно есть возникно­вение новой деятельности.

Мотив — «опредмеченная потребность» — предмет (вос­принимаемый, представляемый), который удовлетворяет потребность и на который направляется деятельность.

2. Развитие мотивационной сферы человека подчиняется ряду закономерностей.

• Исходно к активности субъекта побуждают естественные потребности, которые запускают врожденные формы не­направленного поискового поведения.

Обнаружение предметов, удовлетворяющих потребно­сти, ведет к преобразованию потребностей в мотивы, кото­рые в дальнейшем начинают направлять деятельность.

• В человеческом обществе новые мотивы формируются и развиваются через овладение с помощью других людей разнообразными видами человеческих действий и деятель-ностей, через овладение способами производства различ­ных предметов и способами их использования.

3. Мотивы выполняют побудительную, направляющую и смыслообразующую функции.

• Процесс деятельности направляется определенным моти­вом и реализуется посредством ряда действий, каждое из которых подчиняется промежуточной цели.

• Всякое действие и всякая цель могут рассматриваться: а) в объективных связях и отношениях — как значения, б) по отношению к мотивам (со стороны мотивов) человека —

как личностный смысл.

• По отношению к любому текущему действию человека различные мотивы выстраиваются в иерархические отно­шения и связи друг с другом.

4. Мотивационное значение предметов, действий, собы­тий для субъекта (личностный смысл) не всегда осознается, но всегда представлено в форме положительных или отрица­тельных эмоциональных переживаний.

5. По мере овладения субъектом определенными действи­ями сами действия, их отдельные результаты и цели могут приобретать для человека самостоятельный личностный смысл. Такие цели и действия преобразуются в самостоятель­ный мотив — формируется новая деятельность (механизм сдвига мотива на цель).

6. Формирующиеся мотивы упорядочиваются в иерархи­ческую систему, которая образует основу личности человека и которой подчиняются поведение и деятельность субъекта (см. выше: теории личности).

9.3. Произвольная и волевая регуляции деятельности и поведения

Психологические механизмы организации произволь­ного поведения и волевой регулядии человека, пожалуй, наиболее глубокое теоретическое объяснение получили в контексте культурно-исторического и деятельностного подходов, а также в контексте физиологии активности А. Н. Бернштейна (см. выше).

Л. С. Выготский

Механизм интериоризации: формирование и развитие способностей к самостоятельной организации произвольных, преднамеренных действий

7. В чем особенность человеческих форм произвольной преднамеренной организации поведения и психических процес-сов?

Все человеческие формы произвольной организации по­ведения и психических процессов возникают как результат формирования высших психических функций (ВПФ).

• Любая новая ВПФ по мере формирования и развития при­обретает характер произвольных преднамеренных форм поведения или произвольной регуляции психических про­цессов.

• При этом центральное значение имеет овладение способа­ми использования языковых и других знаково-символиче-ских средств.

2. Как формируются и развиваются произвольные предна­меренные формы поведения и психики у человека?

Любая новая ВПФ исходно формируется во внешних, разделенных с другими людьми действиях, позднее преобра-

зуясь в самостоятельно, произвольно организуемые, внут­ренние (умственные) способы организации субъектом свое­го поведения и психических процессов.

Первое направление формирования ВПФ — от разделенного (совместного) действия к действию произвольному и самосто­ятельному (индивидуальному).

• Развитие умений подчинять свои действия, поступки, пси­хические процессы (внимание, восприятие, память, мыш­ление и др.) речевым указаниям другого человека (взрос­лого).

• Развитие умений с помощью речи направлять протекание психических процессов и организовывать поведение у дру­гих людей.

• Межфункциональное объединение обоих умений в одну функцию — формирование произвольной преднамерен­ной саморегуляции (овладение способностью произволь­но регулировать свое поведение или психическую функ­цию).

Второе направление формирования ВПФ — от внешней ор­ганизации произвольных действий и психических функций к внутренним (умственным) формам их организации.

• Доречевая фаза стихийного развития поведения или пси­хической функции (внимания, восприятия, памяти, мыш­ления) и «доинтеллектуальная» фаза развития звуковой коммуникации.

• Межфункциональное объединение естественных психи­ческих и речевых функций — формирование внешнего развернутого речевого планирования и произвольной ор­ганизации поведения и психических функций (через «эго­центрическую» речь).

• Преобразование внешней речи (через эгоцентрическую речь) во внутреннюю речь, ее последующее сокращение и автоматизация. Возникновение произвольных форм орга­низации и выполнения умственных действий.



В. А. Иванников Мотивационный подход к волевой регуляции:

волевая регуляция как произвольное изменение смысла действия (самодетерминация)

7. Какова особенность удовлетворения индивидуальных по­требностей и мотивов в человеческом обществе?

Эволюционно сложившаяся необходимость в совмест­ном производстве нужных каждому человеку условий жизни ведет к формированию общественных задач.

В процессе исторического развития человечества личные потребности каждого человека начинают удовлетворяться через результаты совокупной деятельности общества.

• Для удовлетворения индивидуальных потребностей люди необходимо вступают в социальные отношения и связи.

• В совместной деятельности смысл действий для субъекта определяется: а) индивидуальными мотивами, б) социаль­ной связью между результатами действий разных людей.

2. Что представляет собой личностный смысл как психи­ческое образование?

Личностный смысл — психическое образование, которое представляет собой более или менее ясно осознаваемое и эмоционально переживаемое значение предметов, явлений, событий для самого субъекта, возникающее в результате со­отнесения:

• объективного значения событий, результатов собственных действий, поведения с собственными мотивами и ценно­стями, с контекстом собственной жизни;

• индивидуальных мотивов и результатов собственных дейст­вии с общественными мотивами^ общественными ценно­стями и контекстом существования всего человечества.

J. Каковы необходимые условия для формирования и разви­тия мотивов трудовой деятельности?

Мотивы трудовой деятельности не даны изначально, а формируются при жизни человека, путем включения его в совместную деятельность.

• Побуждение к выполнению действий в совместной деятель­ности представляет для человека особые задачи — находить и создавать индивидуальные мотивы для целей, которые диктуются общественной необходимостью и социальной деятельностью.

• Появляется необходимость в особой форме регуляции дей­ствий — волевой регуляции.

4. В решении каких задач человеку требуется волевая регу­ляция?

Необходимость в волевой регуляции действий появляет­ся в тех случаях, когда:

• социально необходимое или индивидуально необходи­мое действие не связано с актуально переживаемой по­требностью, не имеет достаточного побуждения;

• осуществление действия сталкивается с факторами, снижа­ющими или делающими невозможными создание и поддер­жание необходимого побуждения к нему (препятствия);

• необходимо воздержаться от действия, связанного с акту­ально переживаемой, но социально не одобряемой в дан­ной ситуации потребностью.

5. В чем заключаются основные особенности волевого дей­ствия в отличие от действий произвольно-преднамеренных?

Произвольно-преднамеренные и волевые действия раз­личаются по ряду существенных особенностей.

• За произвольными действиями стоит субъект (индивид, регулирующий свои действия в предметной среде на осно­ве психического отражения), который имеет возможность выбора способа осуществления действия.

За волевыми действиями стоит личность, овладевающая собственным мотивационным процессом, что обеспечива­ет способность выбирать и планировать такие действия,

которые имеют социальное значение и требуют дополни­тельного побуждения.

• В структуре деятельности произвольное действие предпола­гает осознание отношений цели к средствам ее достижения. В структуре деятельности волевое действие предполагает осознание отношений цели к мотивам деятельности.

• Произвольность предполагает осознанность ориентировоч­ных и исполнительных компонентов собственных действий. Волевое действие предполагает осознанную организацию побуждения к действию, организацию мотивации к осуще­ствлению действия.

• Развитие произвольности заключается в овладении сред­ствами организации и планирования своих действий, своего поведения.

Развитие воли заключается в формировании, организации и сохранении устойчивой мотивации.

• Становление произвольной регуляции действия можно представить как процесс означивания (объективации) соб­ственных действий.

Становление волевой регуляции заключается в осмысле­нии личностного значения цели и последствий действия, отношений действия к интересам других людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: