В чем заключаются основные особенности формирования и развития человеческих форм мышления?

Мыслительные действия формируются на основе разде­ленных с другими людьми внешних практических действий установления межпредметных связей и отношений к дейст­виям индивидуальным и умственным. Превращение исход­но внешнего совместного предметного действия в самостоя­тельное и умственное действие включает несколько этапов:

• прослеживание действия, выполняемого другим челове­ком, в плане восприятия;


• включение в выполнение разделенного с другими людьми действия, которое может представлять собой: а) предмет­но-практическое материальное действие с реальными объек­тами; б) «материализованное» действие, выполняемое с изображениями или знаково-символическими объектами;

• самостоятельное выполнение предметно-практического или материализованного действия с опорой на внешнюю громкую речь, а затем с опорой на внутреннюю разверну­тую речь «про себя»;

• уровень самостоятельных действий над представляемыми предметами, изображениями, схемами, моделями с опо­рой на развернутую речь «про себя»;

• уровень сокращенных и.автоматизированных умственных действий во внутреннем умственном плане.

5. Какова роль языка в развитии познавательных возмож­ностей человека?

По мере овладения субъектом действиями и операциями обозначения и замещения языковыми знаками ориентиро­вочных и исполнительных составляющих действий обеспе­чивается их фиксирование в форме значений.

• Языковые средства начинают обеспечивать процессы ак­туализации в психике человека определенных значений, а также организацию действий по их преобразованию. Фор­мируется внутренний план умственных действий.

• По мере овладения разнообразными знаково-символиче­скими системами и способами их использования человек совершенствует способы произвольной организации и расширяет функциональные возможности собственного внутреннего плана умственных действий (сознания).

6. Что выступает в качестве результата ориентировоч­но-исследовательской активности субъекта, который интег­рирует все познавательные психические функции?

По мере непосредственно-чувственного знакомства с предметами окружающего мира и овладения способами их преобразования на основе интериоризации ориентировоч-


ных и исполнительных компонентов разнообразных пред­метных действий формируется, уточняется и совершенству­ется на протяжении жизни субъекта образ мира, который фиксируется в памяти субъекта и выступает ориентировоч­ной основой для организации разнообразных действий.

7. Каковы основные направления развития и особенности организации внутреннего плана умственных действий?

Внутренний план умственных действий включает преоб­разования представлений и понятий, которые в различной степени организованы знаково-символическими средства­ми.

• Для организации умственных действий над представлени­ями и понятиями могут использоваться: а) внешние мате­риальные (например, графические или речевые) знако-во-символические средства; б) интериоризированные субъектом внутренние способы использования знаков и символов (внутренняя речь, а также представляемые зна-ково-символические схемы, модели различной степени обобщенности и абстрактности).

• Интериоризированные знаково-символические изобра­жения, схемы, модели, в свою очередь, могут становиться предметом преобразования в умственном плане с исполь­зованием других знаково-символических средств (внеш­них и внутренних). Возникают иерархические и гетерархи-ческие отношения между различными уровнями организа­ции умственных действий.

• Любые виды исходно развернутых во времени (сукцес-сивных) умственных действий по мере овладения ими субъектом сокращаются, автоматизируются, приобрета­ют симультанный характер и преобразуются в умствен­ные операции, которые обеспечивают условия для выпол­нения других, все более сложных умственных действий. Так формируются сложные иерархические отношения между умственными действиями и умственными опера­циями.


Исследования, проводимые в русле поэтапного форми­рования умственных действий и умственных операций в контексте теории интериоризации, позволили установить некоторые механизмы, лежащие в основе интуитивного и творческого мышления.

/7. Я- Гальперин

Механизмы, лежащие в основе интуитивного

и творческого мышления

1. Основную роль в процессах интуитивного и творческо­го решения разнообразных задач выполняют два фактора:

• осознаваемые ориентировочно-исследовательские дейст­вия, направленные на выделение основных условий зада­чи, а также на установление межпредметных связей и отно­шений между условиями;

• неосознаваемые автоматизированные умственные опе­рации, которые ранее в процессах формирования могли представлять сложнейшие системы умственных дейст­вий.

2. Если решение получено преимущественно на основе автоматизированных приемов мыслительной деятельно­сти — умственных операций, то сам способ решения будет требовать своего развертывания и осознания.

• Процесс осознания способа решения необходимо пред­полагает фиксирование (выражение) в знаково-симво-лической форме тех операций, которые обеспечили ре­шение.

• Процесс осознания способов и приемов решения может преобразовываться для субъекта в самостоятельную за­дачу.

Еще один психологический механизм организации инту­итивных форм мышления в контексте деятельностного под­хода исследован Я. А. Пономаревым.


Я. А. Пономарев

Механизмы включения «побочного» неосознаваемого

опыта в решение творческих задач

1. При выполнении разнообразных предметных действий в памяти субъекта фиксируется два вида опыта:

• осознаваемый, который: а) формируется в результате опо­средствованных знаково-символическими средствами, целенаправленно реализуемых действий; б) может быть произвольно актуализирован при необходимости;

• интуитивный, неосознаваемый, который: а) не фиксиро­ван в знаково-символических средствах; б) образуется сти­хийно вне поля произвольного внимания субъекта; в) в по­следующем не может быть произвольно актуализирован.

2. Интуитивный, неосознаваемый опыт постоянно на­капливается в качестве «побочного» продукта целенаправ­ленно реализуемых действий.

3. Решение творческих задач складывается из трех основ­ных фаз:

• фаза произвольного, осознаваемого логического поиска способа решения;

• фаза интуитивного поиска и обнаружения в «неосознавае­мом опыте» способа решения;

• фаза вербализации интуитивного решения, а также его формализации.

4. Интуитивное творческое решение новых задач стано­вится возможным при ряде условий:

• наличии побочного продукта ранее выполняемых дейст­вий в неосознаваемом опыте;

• высоком уровне познавательно-поисковой мотивации;

• ясной и четкой формулировке задачи;

• отсутствии доминирования чрезмерно автоматизирован­ных осознаваемых способов действия.


Ряд функциональных особенностей мыслительных опе­раций в составе интуитивных и творческих мыслительных действий, а также связь умственных операций с эмоциональ­ными и мотивационными процессами операциональное значение и операциональный смысл выявлены в исследова­ниях О. К. Тихомирова (1969, 1984).

О. К. Тихомиров

Психологический механизм эмоционального

предвосхищения в процессах решения мыслительных

задач

1. Выполнение творческого мыслительного действия, подчиненного определенной цели, реализуется посредством умственных операций — автоматизированных, неосознавае­мых приемов и способов решения.

2. Каждая операция в зависимости от функциональной необходимости в процессе решения по отношению к цели действия приобретает операциональное значение.

Эффективность используемых операций (их операцио­нальное значение) определяется: а) достижением цели и решением задачи; б) наиболее простым способом реше­ния, основанным на выборе определенных операций из диапазона возможных и необходимых.

3. В процессе решения задач операциональное значение от­бираемых и реализуемых операций не осознается, но эмоцио­нально переживается субъектом как операциональный смысл.

• Операциональный смысл через осознаваемую цель и смысл действия связан с мотивом реализуемой деятельно­сти.

• Смысл операции, используемой в ходе решения задачи, может быть зарегистрирован: а) объективно — по сдвигам физиологических показателей (ЧСС, КГР и др.); б) субъек­тивно, в самоотчете испытуемого — как переживание эмо­ционального состояния (например, в форме «озарения», инсайта).


4. Новый способ установления межпредметных связей и отношений в определенной ситуации при решении задачи эмоционально фиксируется. В последующем эмоциональ­ные переживания определяют направления поиска решения задач в аналогичных ситуациях.

• Регулирующая функция эмоций в процессах решения за­дач, как правило, не осознается субъектом.

• Переживаемые эмоции могут (в лаборатории) регистриро­ваться по вегетативным изменениям, опережающим вы­полнение успешного действия (механизм эмоционального предвосхищения).

Глава 12

Структурные, функциональные и генетические теории памяти человека

12.1. Теории и модели памяти в когнитивной психологии

12.1.1. Модели организации процессов памяти в когнитивной психологии

Кратковременная память

Ограниченность объема: в среднем 5—7 единиц информа­ции. При этом сложность единиц запоминаемого материа­ла может увеличиваться.

Существуют различные способы кодирования и сохране­ния информации: зрительное, слуховое, семантическое.

Долговременная память

Неограниченность объема и длительности хранения ин­формации.


Долговременная память включает два типа содержания опыта:

• категориальная (семантическая) память: внутрипонятий-ная и межпонятийная;

• эпизодическая (событийная, схемная) память на датиро­ванные по времени эпизоды и события: схемы «сцен», си­туаций (фреймы) и схемы событий (скрипты).

В зависимости от осознаваемости запоминаемого мате­риала:

• имплицитная память — обеспечивает узнавание предметов и явлений при повторной встрече с ними, а также воспро­изведение определенных действий в контексте ситуации;

• эксплицитная память — осознаваемое вербальное воспро­изведение разнообразных сведений.

В зависимости от содержания информации:

• декларативная память — сохранение знаний о предметах, явлениях, событиях; знаний о том, «что есть...»;

• процедурная память — сохранение моторных навыков и знаний о том, «как делать что-то...».

Р, Аткинсон, Р. Шиффрин

Модель последовательных этапов продвижения

и переработки поступающей информации

1. Информация последовательно проходит обработку в сенсорных регистрах (иконическая, эхоическая память), в кратковременном хранилище и поступает в долговременное хранилище.

2. Обработка информации в кратковременном хранили­ще: а) осуществляется на основе информации, поступающей с сенсорных регистров (рецепторных аппаратов) и из долго­временного хранилища; б) частично поддается произволь­ному контролю.


• Перцептивная информация поступает в сенсорные регист­ры различной модальности.

• Через несколько миллисекунд информация, на которую обращено внимание, передается в кратковременное хра­нилище (КВХ), где информация: а) обрабатывается путем повторения с опорой на вербально-слуховую систему;

б) частично вытесняется по мере поступления новой ин­формации.

• Объем кратковременного хранилища ограничен (около 7 единиц информации), объем долговременного хранили­ща неограничен.

3. Из КВХ информация поступает в долговременное хра­нилище (ДВХ) в результате перекодировки в концептуаль­ный код.

• Из ДВХ может поступать информация, требующаяся для выполнения текущих задач. Извлечение информации из ДВХ может опираться на различные стратегии.

Ф. Крэйк, Р. Локхарт

Модель последовательно-уровневой обработки

поступающей информации, имеющей разную

глубину

1. Существуют различные способы и разная глубина об­работки поступающей информации, последовательность ко­торых может изменяться в зависимости от текущих задач.

2. Характер, длительность и прочность запоминаемого содержания являются результатом глубины обработки ин­формации.

• На поверхностном уровне информация подвергается сен­сорному и подетальному анализу.

• На более глубоких уровнях информация обрабатывается посредством распознавания паттернов (организованных конфигураций стимулов) и выделения их значений.

• На самых глубоких уровнях: а) происходит когнитивная семантическая обработка путем установления различных


связей с информацией в долговременной памяти; б) уста­навливается смысл и содержание информации и осуществ­ляется ее субъективная оценка.

12.1.2. Теории (модели) структурной организации знаний (информации) в долговременной памяти и репрезентации знаний

Знания это обладающие постоянством когнитивные (информационные) образования, не зависящие от актуально выполняемой задачи и хранящиеся в долговременной памя­ти: вербальные, образные, понятийные, семантические структуры.

• Из долговременной памяти знания извлекаются в форме различных репрезентаций: вербальных, образных, поня­тийных, семантических и других структур.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: