Мыслительные действия формируются на основе разделенных с другими людьми внешних практических действий установления межпредметных связей и отношений к действиям индивидуальным и умственным. Превращение исходно внешнего совместного предметного действия в самостоятельное и умственное действие включает несколько этапов:
• прослеживание действия, выполняемого другим человеком, в плане восприятия;
• включение в выполнение разделенного с другими людьми действия, которое может представлять собой: а) предметно-практическое материальное действие с реальными объектами; б) «материализованное» действие, выполняемое с изображениями или знаково-символическими объектами;
• самостоятельное выполнение предметно-практического или материализованного действия с опорой на внешнюю громкую речь, а затем с опорой на внутреннюю развернутую речь «про себя»;
• уровень самостоятельных действий над представляемыми предметами, изображениями, схемами, моделями с опорой на развернутую речь «про себя»;
|
|
• уровень сокращенных и.автоматизированных умственных действий во внутреннем умственном плане.
5. Какова роль языка в развитии познавательных возможностей человека?
По мере овладения субъектом действиями и операциями обозначения и замещения языковыми знаками ориентировочных и исполнительных составляющих действий обеспечивается их фиксирование в форме значений.
• Языковые средства начинают обеспечивать процессы актуализации в психике человека определенных значений, а также организацию действий по их преобразованию. Формируется внутренний план умственных действий.
• По мере овладения разнообразными знаково-символическими системами и способами их использования человек совершенствует способы произвольной организации и расширяет функциональные возможности собственного внутреннего плана умственных действий (сознания).
6. Что выступает в качестве результата ориентировочно-исследовательской активности субъекта, который интегрирует все познавательные психические функции?
По мере непосредственно-чувственного знакомства с предметами окружающего мира и овладения способами их преобразования на основе интериоризации ориентировоч-
ных и исполнительных компонентов разнообразных предметных действий формируется, уточняется и совершенствуется на протяжении жизни субъекта образ мира, который фиксируется в памяти субъекта и выступает ориентировочной основой для организации разнообразных действий.
7. Каковы основные направления развития и особенности организации внутреннего плана умственных действий?
|
|
Внутренний план умственных действий включает преобразования представлений и понятий, которые в различной степени организованы знаково-символическими средствами.
• Для организации умственных действий над представлениями и понятиями могут использоваться: а) внешние материальные (например, графические или речевые) знако-во-символические средства; б) интериоризированные субъектом внутренние способы использования знаков и символов (внутренняя речь, а также представляемые зна-ково-символические схемы, модели различной степени обобщенности и абстрактности).
• Интериоризированные знаково-символические изображения, схемы, модели, в свою очередь, могут становиться предметом преобразования в умственном плане с использованием других знаково-символических средств (внешних и внутренних). Возникают иерархические и гетерархи-ческие отношения между различными уровнями организации умственных действий.
• Любые виды исходно развернутых во времени (сукцес-сивных) умственных действий по мере овладения ими субъектом сокращаются, автоматизируются, приобретают симультанный характер и преобразуются в умственные операции, которые обеспечивают условия для выполнения других, все более сложных умственных действий. Так формируются сложные иерархические отношения между умственными действиями и умственными операциями.
Исследования, проводимые в русле поэтапного формирования умственных действий и умственных операций в контексте теории интериоризации, позволили установить некоторые механизмы, лежащие в основе интуитивного и творческого мышления.
/7. Я- Гальперин
Механизмы, лежащие в основе интуитивного
и творческого мышления
1. Основную роль в процессах интуитивного и творческого решения разнообразных задач выполняют два фактора:
• осознаваемые ориентировочно-исследовательские действия, направленные на выделение основных условий задачи, а также на установление межпредметных связей и отношений между условиями;
• неосознаваемые автоматизированные умственные операции, которые ранее в процессах формирования могли представлять сложнейшие системы умственных действий.
2. Если решение получено преимущественно на основе автоматизированных приемов мыслительной деятельности — умственных операций, то сам способ решения будет требовать своего развертывания и осознания.
• Процесс осознания способа решения необходимо предполагает фиксирование (выражение) в знаково-симво-лической форме тех операций, которые обеспечили решение.
• Процесс осознания способов и приемов решения может преобразовываться для субъекта в самостоятельную задачу.
Еще один психологический механизм организации интуитивных форм мышления в контексте деятельностного подхода исследован Я. А. Пономаревым.
Я. А. Пономарев
Механизмы включения «побочного» неосознаваемого
опыта в решение творческих задач
1. При выполнении разнообразных предметных действий в памяти субъекта фиксируется два вида опыта:
• осознаваемый, который: а) формируется в результате опосредствованных знаково-символическими средствами, целенаправленно реализуемых действий; б) может быть произвольно актуализирован при необходимости;
• интуитивный, неосознаваемый, который: а) не фиксирован в знаково-символических средствах; б) образуется стихийно вне поля произвольного внимания субъекта; в) в последующем не может быть произвольно актуализирован.
2. Интуитивный, неосознаваемый опыт постоянно накапливается в качестве «побочного» продукта целенаправленно реализуемых действий.
3. Решение творческих задач складывается из трех основных фаз:
• фаза произвольного, осознаваемого логического поиска способа решения;
|
|
• фаза интуитивного поиска и обнаружения в «неосознаваемом опыте» способа решения;
• фаза вербализации интуитивного решения, а также его формализации.
4. Интуитивное творческое решение новых задач становится возможным при ряде условий:
• наличии побочного продукта ранее выполняемых действий в неосознаваемом опыте;
• высоком уровне познавательно-поисковой мотивации;
• ясной и четкой формулировке задачи;
• отсутствии доминирования чрезмерно автоматизированных осознаваемых способов действия.
Ряд функциональных особенностей мыслительных операций в составе интуитивных и творческих мыслительных действий, а также связь умственных операций с эмоциональными и мотивационными процессами — операциональное значение и операциональный смысл — выявлены в исследованиях О. К. Тихомирова (1969, 1984).
О. К. Тихомиров
Психологический механизм эмоционального
предвосхищения в процессах решения мыслительных
задач
1. Выполнение творческого мыслительного действия, подчиненного определенной цели, реализуется посредством умственных операций — автоматизированных, неосознаваемых приемов и способов решения.
2. Каждая операция в зависимости от функциональной необходимости в процессе решения по отношению к цели действия приобретает операциональное значение.
• Эффективность используемых операций (их операциональное значение) определяется: а) достижением цели и решением задачи; б) наиболее простым способом решения, основанным на выборе определенных операций из диапазона возможных и необходимых.
3. В процессе решения задач операциональное значение отбираемых и реализуемых операций не осознается, но эмоционально переживается субъектом как операциональный смысл.
• Операциональный смысл через осознаваемую цель и смысл действия связан с мотивом реализуемой деятельности.
• Смысл операции, используемой в ходе решения задачи, может быть зарегистрирован: а) объективно — по сдвигам физиологических показателей (ЧСС, КГР и др.); б) субъективно, в самоотчете испытуемого — как переживание эмоционального состояния (например, в форме «озарения», инсайта).
|
|
4. Новый способ установления межпредметных связей и отношений в определенной ситуации при решении задачи эмоционально фиксируется. В последующем эмоциональные переживания определяют направления поиска решения задач в аналогичных ситуациях.
• Регулирующая функция эмоций в процессах решения задач, как правило, не осознается субъектом.
• Переживаемые эмоции могут (в лаборатории) регистрироваться по вегетативным изменениям, опережающим выполнение успешного действия (механизм эмоционального предвосхищения).
Глава 12
Структурные, функциональные и генетические теории памяти человека
12.1. Теории и модели памяти в когнитивной психологии
12.1.1. Модели организации процессов памяти в когнитивной психологии
Кратковременная память
Ограниченность объема: в среднем 5—7 единиц информации. При этом сложность единиц запоминаемого материала может увеличиваться.
Существуют различные способы кодирования и сохранения информации: зрительное, слуховое, семантическое.
Долговременная память
Неограниченность объема и длительности хранения информации.
Долговременная память включает два типа содержания опыта:
• категориальная (семантическая) память: внутрипонятий-ная и межпонятийная;
• эпизодическая (событийная, схемная) память на датированные по времени эпизоды и события: схемы «сцен», ситуаций (фреймы) и схемы событий (скрипты).
В зависимости от осознаваемости запоминаемого материала:
• имплицитная память — обеспечивает узнавание предметов и явлений при повторной встрече с ними, а также воспроизведение определенных действий в контексте ситуации;
• эксплицитная память — осознаваемое вербальное воспроизведение разнообразных сведений.
В зависимости от содержания информации:
• декларативная память — сохранение знаний о предметах, явлениях, событиях; знаний о том, «что есть...»;
• процедурная память — сохранение моторных навыков и знаний о том, «как делать что-то...».
Р, Аткинсон, Р. Шиффрин
Модель последовательных этапов продвижения
и переработки поступающей информации
1. Информация последовательно проходит обработку в сенсорных регистрах (иконическая, эхоическая память), в кратковременном хранилище и поступает в долговременное хранилище.
2. Обработка информации в кратковременном хранилище: а) осуществляется на основе информации, поступающей с сенсорных регистров (рецепторных аппаратов) и из долговременного хранилища; б) частично поддается произвольному контролю.
• Перцептивная информация поступает в сенсорные регистры различной модальности.
• Через несколько миллисекунд информация, на которую обращено внимание, передается в кратковременное хранилище (КВХ), где информация: а) обрабатывается путем повторения с опорой на вербально-слуховую систему;
б) частично вытесняется по мере поступления новой информации.
• Объем кратковременного хранилища ограничен (около 7 единиц информации), объем долговременного хранилища неограничен.
3. Из КВХ информация поступает в долговременное хранилище (ДВХ) в результате перекодировки в концептуальный код.
• Из ДВХ может поступать информация, требующаяся для выполнения текущих задач. Извлечение информации из ДВХ может опираться на различные стратегии.
Ф. Крэйк, Р. Локхарт
Модель последовательно-уровневой обработки
поступающей информации, имеющей разную
глубину
1. Существуют различные способы и разная глубина обработки поступающей информации, последовательность которых может изменяться в зависимости от текущих задач.
2. Характер, длительность и прочность запоминаемого содержания являются результатом глубины обработки информации.
• На поверхностном уровне информация подвергается сенсорному и подетальному анализу.
• На более глубоких уровнях информация обрабатывается посредством распознавания паттернов (организованных конфигураций стимулов) и выделения их значений.
• На самых глубоких уровнях: а) происходит когнитивная семантическая обработка путем установления различных
связей с информацией в долговременной памяти; б) устанавливается смысл и содержание информации и осуществляется ее субъективная оценка.
12.1.2. Теории (модели) структурной организации знаний (информации) в долговременной памяти и репрезентации знаний
Знания — это обладающие постоянством когнитивные (информационные) образования, не зависящие от актуально выполняемой задачи и хранящиеся в долговременной памяти: вербальные, образные, понятийные, семантические структуры.
• Из долговременной памяти знания извлекаются в форме различных репрезентаций: вербальных, образных, понятийных, семантических и других структур.