Как функционирует образ мира в организации процессов восприятия?

Образ мира в функциональном плане предшествует акту­альной ситуативной сенсорной стимуляции. На основе об­раза мира осуществляется постоянное прогнозирование предметного содержания значения ситуаций, событий, а также их личностного смысла.

• На основе образа мира постоянно генерируются познава­тельные гипотезы. При этом внешние сенсорные данные и вызываемые ими впечатления служат «прибавкой» к по­знавательной гипотезе, преобразуя ее в чувственно пере­живаемый образ.

• У человека постоянно существуют неосознаваемые ожи­дания того, что можно встретить и что может измениться в ближайшее время в данных предметных обстоятельст­вах. Такие ожидания часто фиксируются в терминах «перцептивные установки» и «перцептивные гипотезы».

Глава 11

Структурные, функциональные и генетические теории мышления (интеллекта) человека

11.1. Некоторые подходы к теоретическому анализу и объяснению процессов мышления в исторической перспективе

Гоббс, Гартли, Спенсер, Бэн, Гербарт Ассоциативная теория мышления

1. Мышление представляет собой процессы установле­ния связей (ассоциаций) между элементарными психиче­скими явлениями — ощущениями, представлениями, поня­тиями.

2. Существует несколько основных типов ассоциаций:

» ассоциации по пространственно-временной смежности;

• ассоциации по сходству и ассоциации по контрасту;

• ассоциации по отношению (атрибутивные, причин­но-следственные и др.).

3. Механизмами мышления выступают:

• ассоциативная тенденция, когда в мыслительном процес­се: а) воспроизводятся разнообразные связи (ассоциации) между представлениями, организованные на основе про­шлого опыта и сохраняемые в памяти; б) устанавливаются

и накапливаются новые ассоциации;

• персеверативная тенденция, связанная с возвратом от­дельных психических структур (ассоциаций) в протека­ние мыслительных процессов.

Нарцисс Ах, Кюльпе, Мессер, Отто Зельц Вюрцбургская психологическая школа

1. Мышление есть акт усмотрения субъектом отноше­ний: а) сначала между материальными элементами чувст­венного опыта; б) позднее между представлениями и мыс­лями.

2. Мышление нельзя сводить к простой ассоциации пред­ставлений. Мышление всегда имеет направление, которое задается определенной целью (интенциональность мышле­ния).

• Существует особая психическая способность «детермини­рующая тенденция» — целевая структура, направляющая

динамику мыслительного процесса.

3. Протекание некоторых мыслительных операций воз­можно без включения образных представлений — существу­ют особые формы «безобразного» мышления.

4. Мышление представляет собой систему моторных и интеллектуальных операций, которые направлены на реше­ние задачи — достижение цели в определенных условиях.

Отто Зельц

Теория антиципирующей схемы в процессах решения

задач

1. Решение задачи требует выделения: а) отношений меж­ду характеристиками известного; б) места неизвестного (ис­комого) в системе выделенных отношений; в) отношений между данным и искомым — и детерминируется двумя встречными процессами:

• формированием и уточнением антиципирующей схемы — неосознаваемой организацией отношений между условия­ми задачи и искомым, которые уточняются и конкретизи­руются по мере неудачных попыток найти решение и тре­буют своей завершенности;

• необходимой для завершения схемы внешней подсказки, в качестве которой могут выступать самые разные события и фрагменты текущего повседневного опыта.

2. Существует три основных типа интеллектуальных опера­ций, комбинации из которых образуют методы решения задач:

• операция дополнения антиципирующей схемы каким-ли­бо элементом;

• абстракция — выделение различных характеристик пред­метов и связей между ними;

• репродукция сходства — расчленение предмета или поня­тия в соответствии с определенными известными основа­ниями.

3. Актуализация операций восполнения антиципирую­щей схемы может иметь:

• репродуктивный характер — путем рутинной актуализа­ции известных средств решения;

• продуктивный характер: а) путем репродуктивной абст­ракции средств решения; б) путем случайно обусловлен­ной абстракции средств решения.

Макс Вертгеймер, Вольфганг Келер, Курт Коффка,

КарлДункер

Гештальтпсихология: мышление как акт

переструктурирования проблемных ситуаций

1. Психические явления подчинены принципу целост­ных форм, принципу структурной неаддитивности (геш-тальт) — несводимости сложных психических явлений к простой сумме составляющих их элементов и единиц.

2. Мыслительный процесс есть последовательная смена разных типов целостного видения проблемной ситуации — смена гештальтов.

• Мышление — это процессы переструктурирования проблем­ной ситуации в сознании (феноменальном поле) субъекта, ведущие к непосредственному усмотрению (инсайту) иско­мого решения.

• Основной механизм мышления — установление новых от­ношений между данными, составляющими проблемную ситуацию, путем их переструктурирования.

3. Существует несколько основных законов переструкту­рирования, которые ведут к структурной завершенности гештальта при разрешении проблемной ситуации: а) изменя­ются отношения между «фигурой и фоном»; б) формируются наиболее симметричные, простые, упорядоченные гешталь-ты и т. п.

Торндайк, Уотсон Бихевиоризм

1. Мышление есть совокупность навыков — двигатель­ных реакций организма в ответ на внешние раздражители (связи «стимул — реакция»^, которые представляют собой:

• преимущественно скрытые речевые реакции, у которых исчезает внешняя звуковая форма (вербальные реакции «речь минус звук»);



• скрытые, сокращенные реакции рук (мануальные реак­ции);

• скрытые висцеральные, вегетативные реакции.

2. Мышление формируется путем научения на основе:

• классического обусловливания, когда ситуационные сти­мулы приобретают характер сигналов, которые свидетель­ствуют о вероятном (возможном) получении подкрепле­ния или удовлетворения определенной потребности и вы­зывают определенную реакцию;

• оперантного обусловливания, когда следствия собствен­ного поискового поведения случайно приводят к биологи­чески полезному результату и действуют как подкрепляю­щие стимулы, повышая частоту такого поведения в буду­щем.

11.2. Теории мышления в современной зарубежной психологии

Дж. Гилфорд

Структурная теория интеллекта и интеллектуальных

способностей

1. Интеллект — это совокупность множества относитель­но самостоятельных способностей.

2. Любой мыслительный акт может быть представлен в си­стеме отношений между тремя составляющими: а) содержа­ние — то, о чем мыслит субъект; б) операции — как субъект мыслит; в) что субъект получает в качестве результата.

Содержание материала интеллектуальной деятельности:

конкретный — реальные предметы или их изображения;

симболический — буквы, знаки, цифры;

семантический — значения слов;

поведенческий — поступки другого человека и свои собст­венные.

Тип выполняемой умственной операции:

опознание и понимание определенного материала', узнать предмет по неопределенному силуэту;

память — запоминание и воспроизведение информации', за­помнить и назвать ряд цифр;

конвергентная продуктивность — поиск решения в одном на­правлении с целью получения единственного правильного от­вета'. обобщить одним словом несколько понятий;

дивергентная продуктивность — поиск в разных направлени­ях при получении нескольких в равной мере правильных отве­тов'. назвать возможные способы использования знакомо­го предмета;

контроль и оценка — суждение о правильности, логичности заданной ситуации', найти фактическое или логическое не­соответствие на изображении.

Разновидности конечного продукта:

единицы объектов: вписать недостающие буквы в слова;

классы объектов', разложить предметы на группы;

отношения', установить связи между объектами;

системы', выявить правило организации множества объек­тов;

трансформации', изменить и преобразовать заданный мате­риал;

импликации', прогноз результата в рамках ситуации «что произойдет, если...».

Жан Пиаже

Генетическая теория развития интеллектуальных

функций человека

\. Живой организм (субъект) нялелен функциональной активностью, направленной на приспособление к внешним условиям. Приспособление обеспечивается двумя процесса­ми.

• Имитация, умственный образ и изобразительная деятель­ность являются одновременно семиотическими и фигура­тивными.

Следует различать три основных типа семиотических функ­ций (вслед за Ф. Соссюром):

индексы — обозначающие, неотделимые материально, пространственно, во времени от того, что они обознача­ют;

символы — обозначающие, которые отличаются от того, что они обозначают, но имеют определенное сходство с обозначаемым;

знаки — обозначающие, которые отличаются от того, что они обозначают, носят условный характер и могут вводить­ся произвольно.

14. В процессах восприятия следует различать: а) зритель­но-двигательную центрацию на элементах поля восприятия, организуемую внешними объектами; б) перцептивно-иссле­довательскую деятельность, организуемую интеллектуаль­ными схемами.

До 7 лет у детей актуализируются преимущественно ста­тичные репродуктивные образы.

После 7—8 лет появляются антиципирующие образы и действия по их трансформации.

Модели мышления в когнитивной психологии

В современной когнитивной американо-европейской психологии мышление рассматривается как процесс, с по­мощью которого формируются новые репрезентации на основе сложных умственных механизмов преобразования информации (см. ниже: теории памяти). При этом отмечает­ся, что мышление:

• предполагает использование имеющейся информации (знаний) и ее преобразование: а) в форме образных и про-

странственных репрезентаций; б) в вербальной форме и логически организованной форме;

• может приводить к конструированию новых репрезента­ций (образов, понятий, межпонятийных схем) путем пре­образования исходных репрезентаций;

• носит направленный характер- а) на выбор, планирование и принятие решений при наличии множества альтернатив;

б) на решение проблем, обеспечивающих достижение определенного результата.

При этом существует многообразие как альтернативных, так и взаимодополнительных моделей, которые направлены на объяснение самых различных аспектов мышления чело­века (Халперн, 2000; Андерсон, 2002; Ришар, 1998 и др.). Между такими моделями не всегда возможно установить ка­кие-либо логические и теоретические связи Множество мо­делей организации мышления основывается на структурных моделях организации долговременной памяти (см. ниже: па­мять в когнитивной психологии)

В качестве примеров приведем только две модели, в ко­торых представлены разные аспекты организации мышле­ния.

Greeno, 1973 Модель решения задач

1. Между структурами семантической долговременной памяти и решением задач существует непосредственная связь.

2. Решение задач осуществляется путем образования но­вых связей между элементами информации, которые репре­зентируются в рабочей (оперативной) памяти.

• Объем рабочей памяти ограничен.

• Репрезентация выстраивается на основе информации, по­ступающей: а) извне через органы чувств, б) из долговре­менной памяти.

3. Решение задач включает два основных этапа:

• построение когнитивной сети отношений, репрезентиру­ющей задачу, в рабочей памяти;

• построение набора отношений, соединяющего сеть задачи с сетью решения на основе информации, хранящейся в се­мантической памяти.

4. Построение новых отношений в репрезентирован­ной семантической сети осуществляется путем воспроиз­ведения из долговременной памяти информации о воз­можных связях и информации о правилах установления новых связей.

N. J. Roese 1994 Теория контрфактов в процессах мышления

1. Вслед за уже реально произошедшими событиями (фактами) человек часто конструирует альтернативные по своим результатам воображаемые сценарии развития собы­тий (контрфакты).

2. Мысленные сценарии контрфактов могут конструиро­ваться в двух противоположных направлениях:

• рассматривать реальные события, свое поведение и свои действия как худшие по сравнению с тем, что могло бы быть («идущий вниз контрфакт»);

• рассматривать реальные события, свое поведение и свои действия как лучшие по сравнению с тем, что могло бы быть («идущий вверх контрфакт»).

3. Стиль (направление) контрфактического мышления оказывает влияние на последующую деятельность и эмоцио­нальное состояние.

• «Идущие вниз контрфакты» ухудшают эмоциональное состояние, но позитивно влияют на будущую деятель­ность.

• «Идущие вверх контрфакты» улучшают эмоциональное состояние, но могут негативно влиять на будущую деятель-

ность (см. также: теории мотивации в когнитивной психо­логии). г

11.3. Теории мышления в отечественной психологии Структурная организация процессов мышления

1. Основная функция процессов мышления — ориенти­ровка субъекта в окружающем мире посредством установле­ния межпредметных связей и отношений на основе исполь­зования различных средств и способов: путем воздействия предметов друг на друга, путем использования орудийных средств и средств измерения, путем включения в организа­цию мышления знаков и символов.

2. Процессы установления межпредметных связей и от­ношений могут протекать на нескольких взаимосвязанных уровнях. Это мыслительные операции на уровнях нагляд­но-действенного, наглядно-образного (конкретно-образно­го), отвлеченно-образного, понятийного (словесно-логиче-ского) мышления.

• Каждый новый уровень установления межпредметных связей и отношений развивается на основе нижележащих уровней.

• Развитие идет в направлении от наглядно-действенных к понятийным формам мышления.

3. На каждом уровне мышления установление межпред­метных связей и отношений реализуется посредством ряда универсальных обратимых операций: анализ и синтез; абст­рагирование — обобщение и конкретизация и др.

4. На словесно-логическом уровне в качестве средств ор­ганизации мышления выступают знаки и символы, которые позволяют: а) фиксировать результаты мыслительной деяте­льности человека в логических формах понятий, суждений, умозаключений; б) организовывать и осуществлять предва­рительную ориентировку в реальности на основе выполне­ния умственных операций и действий.

Функциональные теории мышления. Психологические I механизмы мышления

С. Л. Рубинштейн Механизм анализа через синтез

Познаваемые явления и предметы включаются в новые связи, отношения, взаимодействия с другими явлениями и

предметами (синтез).

• Благодаря этому обнаруживаются, абстрагируются и уста­навливаются новые свойства исследуемых предметов и яв­лений (анализ).

• Новые свойства и способы их выявления могут фиксиро­ваться с помощью знаково-символических средств в каче­стве новых обобщений и понятий.

Л. С. Выготский Механизм абстрактного синтеза

В процессах эмпирического анализа (анализа через синтез) устанавливаются, абстрагируются и фиксируются сущест­венные признаки предметов и явлений.

• Выявленные признаки абстрагируются и объединяются по различным основаниям (синтез), что обеспечивает форми­рование не только эмпирических обобщений, но и теоре­тических понятий, направленных на объяснение предме­тов и явлений.

• Полученные путем мыслительного конструирования по­нятия фиксируются в знаково-символических средствах.

Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец,

П. Я. Гальперин Механизм интериоризации

Существует два взаимосвязанных направления формиро­вания и развития произвольных, преднамеренных ориенти­ровочно-исследовательских действий, направленных на установление межпредметных связей и отношений.


1. Первое направление развития: от разделенного (совмест­ного) действия к действию произвольному и индивидуальному.

• Развитие умений подчинять свои действия, направленные на установление межпредметных связей и отношений, ре­чевым указаниям другого человека (взрослого).

• Развитие у субъекта умений организовывать с помощью речи процессы установления межпредметных связей и от­ношений с другими людьми.

• Межфункциональное объединение обоих умений в одну

функцию — формирование произвольности в процессах установления межпредметных связей и отношений. Овла­дение собственными процессами мышления (см. ниже).

2. Второе направление развития', от внешних произволь­ных действий с предметами к внутренним умственным фор­мам выполнения действий.

• Доречевое развитие мышления в процессах практического установления межпредметных связей и отношений.

• Межфункциональное объединение доречевых форм мыш­ления и речевых функций. Овладение внешними развер­нутыми формами речевой организации процессов уста­новления межпредметных связей и отношений — процес­сов мышления.

• Преобразование внешних форм речевой организации

мышления (через эгоцентрическую речь) во внутренние

формы речевой организации.

• Последующее сокращение и автоматизация внутренних

речевых форм организации и произвольного выполнения умственных (мыслительных) действий.

А. Н. Леонтьев Теория мышления человека

7. Каковы эволюционные источники формирования процес­сов мышления у живых организмов?

Исходной основой формирования и развития мышления

как особой психической функции выступают формирующи-


еся в процессе эволюции у высших животных способы ори­ентировки и организации поведения в окружающем мире на основе установления межпредметных связей и отношений в конкретных ситуациях (Леонтьев, 1965).

2. Какие факторы обеспечивают переход от эволюционных законов развития психики животных к культурно-историче­ским законам развития психики человека, а также законам развития человеческих форм мышления?

Прямые предки человечества эволюционировали в на­правлении объединения в сообщества, которые характери­зовались:

• совместным выполнением общей деятельности при рас­пределении действий между членами сообщества — специ­ализации в выполнении отдельных действий;

• развитием и совершенствованием способов использования и изготовления орудийных и знаково-символических средств, которые обеспечивают более высокую эффективность в рас­пределении, организации и выполнении совместных дейст­вий.

Все это принципиально меняет характер психической ориентировки, организации и реализации человеческой дея­тельности и поведения, а также служит основой для совер­шенствования механизмов мышления.

J. В чем заключается основная отличительная особен­ность мышления человека от мышления животных?

Особенностью мыслительных действий является непол­нота условий, в которых они реализуются. Способ достиже­ния в определенных условиях цели, которую следует обнару­жить или построить, составляет основу любой мыслитель­ной задачи.

Мыслительные задачи реализуются в два этапа: а) откры­тие новых межпредметных отношений и связей в определен­ных условиях (подготовительный этап); б) включение их в процесс решения (исполнительный этап).


• У животных подготовительный и исполнительный этапы никогда полностью не отделяются друг от друга.

• У человека подготовительный этап — собственно познава­тельный, ориентировочный — отделяется от исполнитель­ного этапа и начинает существовать самостоятельно и фиксироваться как продукт познавательной деятельности в форме значений с помощью языка и знаково-символиче­ских средств.

Опосредствованные языком мыслительные формы ори­ентировочных операций и действий человека отделяются от предметно-практических исполнительных составляющих деятельности и могут приобретать характер самостоятельно­го вида познавательной деятельности, которая образуется по механизму сдвига мотива на цель.

4. Как фиксируются и транслируются способы и результа­ты человеческого мышления?

Изготовление, использование и совершенствование орудий позволяет объективно фиксировать способы вы­полнения действий и операций, а также диапазон возмож­ных результатов, которые получаются благодаря исполь­зованию орудий. Орудия выступают первыми материаль­ными средствами обобщения объективных свойств окружающего мира и средствами фиксирования таких обобщений. В последующем эту функцию наиболее эф­фективно начинают выполнять язык и различные знако-во-символические средства.

• Фиксирование способов установления все новых межпред­метных отношений и связей с помощью языка и других зна­ково-символических средств в процессе общественно-ис­торического развития обеспечивает формирование собст­венно человеческих, имеющих общественно-историческую природу, психологических механизмов мышления.

• Человеческие способы мышления формируются в процес­сах включения ребенка в совместные формы деятельности и опосредствованные языком формы общения с другими

18 Заказ №4624


людьми, в которых задаются образцы ориентировки в спо­собах решения различных задач на основе установления разнообразных межпредметных отношений и связей

5. Как процессы мышления включаются в состав человече­ской деятельности?

Процессы мышления включаются в состав любого че­ловеческого действия или любой человеческой деятельно­сти в форме внешних и умственных действий и операций. При этом обобщенные цели мыслительных действий по механизму «сдвига мотива на цель» могут приобретать ха­рактер мотивов-целей. В результате формируется самосто­ятельная мыслительная деятельность. В этой связи следует разводить.

• мыслительные операции — не осознаются; служат автома­тизированными способами установления межпредметных связей, отношений и выполнения разнообразных мысли­тельных действий;

• мыслительные действия — обеспечивают процессы осоз­нанного и целенаправленного установления межпредмет­ных связей и отношений;

• мыслительную деятельность — подчинена познавательно­му мотиву, который направляет активность субъекта на ре­шение определенного диапазона проблем и задач.

Мыслительный процесс как система операций и дейст­вий в составе человеческой деятельности характеризуется:

а) наличием мотива; б) целями, которые формулируются и достигаются в определенных предметных условиях в процес­сах реализации действий; в) наличием средств; г) способами достижения целей — операциями; д) результатами.

6. Как преодолеваются границы непосредственно-чувст­венного познания в процессах установления межпредметных отношений и связей путем использования орудийных средств?

Границы непосредственной перцептивной ориентировки человека постепенно перестают выступать границами его познания. Они расширяются за счет опосредствованного по-


знания предметов и явлений в процессе использования че­ловеком разнообразных орудийных, а позднее и знаковых средств.

• То, что непосредственно не регистрируется органами чувств человека, познается путем воздействий с помощью одних предметов на другие предметы.

• Результаты взаимодействий между предметами сохраня­ются на предметах и регистрируются органами чувств как свойства предметов

• Это позволяет по ощущаемым и воспринимаемым резуль­татам действий заключать о явлениях и свойствах, недо­ступных непосредственному восприятию.

7. В чем заключается основной критерийу позволяющий вы­делять процессы мышления в качестве особого психического процесса?

Мышление — это особый способ психической ориенти­ровки, обеспечивающий выделение и фиксацию субъектом разнообразных межпредметных отношений и связей в процессе планирования и реализации иерархически орга-низовнных взаимно подчиненных операций и действий (А. Н. Леонтьев, Запорожец, Гальперин).

Основным критерием появления мышления является установление межпредметных связей и отношений путем функционального использования одного действия (опера­ции) в качестве средства достижения цели другого дейст­вия.

• Целью первого действия выступает такое преобразование предметных условий, которое делает возможным реализа­цию другого действия, которое необходимо для достиже­ния следующей цели.

• Мышление осуществляется в процессах ориентировоч­но-исследовательского поиска и обнаружения таких отно­шений и связей между действиями в определенных пред­метных условиях (задача), которые обеспечивают достиже­ние определенной конечной цели.

18*


• Цель, способ достижения которой необходимо обнару­жить и построить в определенных предметных условиях, составляет мыслительную задачу (задача — цель, данная в определенных предметных условиях).

8. Как формируются умственные сокращенные формы установления межпредметных отношений и связейумст­венные формы мышления человека?

Установление межпредметных отношений и связей с опорой на язык и знаково-символические средства ведет к относительному отделению значений (представлений, поня­тий) от ситуативной, конкретно-предметной отнесенности слов и знаков. В результате формируются особые умствен­ные действия над значениями.

• Значения фиксируются в языке, знаках, символах и исход­но представляют собой обобщенную ориентировочную основу практических предметных действий.

• Такие обобщенные способы ориентировочных операций и действий (представления и понятия) начинают актуали­зироваться в психике субъекта не только под воздействи­ем предметных условий в конкретных ситуациях (как у высших животных), но и надситуативно — в результате использования соответствующих языковых и других зна-ково-символических средств.

Преобразование сукцессивных форм внешних, разделен­ных с другими людьми ориентировочных компонентов дей­ствий, направленных на установление межпредметных от­ношений и связей, в симультанные формы умственных опе­раций и действий является одним из фундаментальных законов развития мышления и мыслительных способностей человека.

°. Какова роль грамматической и логической организации языковых и знаково-символических средств в мышлении чело­века?

По мере развития человеческого общества и совершенст­вования познавательной деятельности развиваются все бо-


лее сложные последовательности ориентировочных дейст­вий, которые направлены на установление межпредметных отношений и связей. Такие способы ориентировки начина­ют фиксироваться в языковых средствах путем развития грамматических и логических способов их организации;

позднее для этих целей начинают создаваться специальные искусственные знаково-символические средства.

• Увеличивающееся пространственно-временное отделе­ние в человеческой деятельности умственных ориенти­ровочных компонентов выполняемых действий от прак­тических внешне исполнительных компонентов ведет к развитию различных видов умственных ориентировоч­но-познавательных и исследовательских действий и дея-тельностей.

• При этом фиксируемые и устанавливаемые с опорой на знаково-символические средства межпредметные связи и отношения могут приобретать сколь угодно большую про­тяженность.

• По мере увеличения протяженности таких последователь­ностей мыслительных операций и действий, а также их по­стоянного повторного воспроизведения выделяются, обобщаются и фиксируются закономерные способы уста­новления определенных типов межпредметных отноше­ний и связей с помощью языковых грамматических и логи­ческих операций.

• Позднее для целей строгого фиксирования определенных способов установления межпредметных отношений и свя­зей начинают разрабатываться искусственные логически организованные знаково-символические системы.

^ 10. В каких формах фиксируются результаты мыслитель­ных действий человека?

Результаты формирования и развития процессов мышле­ния представляют собой обобщенные способы организации ориентировочно-исследовательских операций и действий, которые актуализируются и используются субъектом для установления различных межпредметных связей и отноше-


ний. Они фиксируются в разных допонятийных и в понятий­ных обобщениях с опорой на языковые и знаково-символи-ческие средства.

• Формирование обобщений есть процесс переноса опера­ций и действий в новые ситуации. Процесс речевого обще­ния есть частный случай переноса и обобщения — перено­са и обобщения значений слов.

• Субъективно обобщения могут воспроизводиться и реф­лексивно анализироваться в форме феноменов различной степени ясности, сложности, абстрактности.

П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Н. Г. Салмина и др. Закономерности формирования внутреннего плана умственных действий, обеспечивающего организацию мышления, поведения и деятельности человека

1. Что исходно заложено в основу психического развития че­ловека, его сознания и личности? Каков состав человеческих действий?

Психическое развитие человека исходно обеспечивается овладением внешними предметно-практическими действи­ями в соответствии с теми образцами, которые задаются дру­гими людьми в совместных взаимодействиях. Любое дейст­вие включает:

• ориентировочную, исходно психологическую составляю­щую. Ориентировочные составляющие действия включа­ют операции ориентировки, планирования, контроля;

• исполнительную (мышечно-двигательную) составляю­щую. Исполнительная часть действия включает исполни­тельные операции и операции коррекции действия по ходу исполнения.

2. Какие основные функции реализуются разными типами операций, входящих в состав действий?

Каждый тип операций в составе действия обеспечивает свои специфические функции.


• Функции ориентировки исходно обеспечиваются ориен­тировочно-исследовательскими операциями органов чувств, которые ведут к построению перцептивного образа ситуации.

• Операции планирования предстоящих действий предпо­лагают установление межпредметных связей и отношений в процессе ориентировки (мышление).

• Исполнительные операции обеспечивают реализацию действия в соответствии с планом.

• Операции контроля обеспечивают сопоставление реально получаемого результата с предполагаемым (запланирован­ным) результатом.

• Операции коррекции обеспечивают исправления действия по ходу его выполнения.

По мере сокращения и автоматизации такие операции превращаются в образы, представления, понятия, а также в способы их умственных преобразований.

3. Что выступает в качестве единицы анализа процессов мышления?

Процессы мышления человека исходно представляют со­бой действия практического установления межпредметных связей и отношений, переносимые во внутренний умствен­ный план. В качестве единицы мышления выступает отдель­ное действие, направленное на установление межпредметных отношений или связей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: