Репрезентации — когнитивные конструкции, которые выстраиваются субъектом в конкретном контексте для специфических целей в зависимости от обстоятельств.
• Образные репрезентации (основанные на восприятии) фиксируют и отражают модальные и пространственные характеристики — формы, размеры, расположения, ориентации объектов и процессов.
• Концептуальные (категориальные) репрезентации (основанные на значении) фиксируют и выражают наши знания о мире при помощи предикативных структур языка.
• Репрезентации действий — неосознаваемые и осознаваемые знания о действиях, которые включают два аспекта:
1) семантический — значение действия, которое потенциально может быть выражено посредством языка (что?);
2) способы, средства и последовательность исполнения действия, которые могут потенциально быть выражены посредством языка (как?).
Существует множество гипотез и моделей организации и кодирования информации в долговременной памяти человека.
Гипотеза двойного кодирования (А. Пэвио, 1965)'. существуют две независимые кодирующие системы и два способа представления информации в памяти: а) невербальные, образные процессы кодирования; б) вербальные, символьные
процессы кодирования.
Гипотеза организующих, связей (Г. Бауэр, 1970)'. любой стимул из внешней среды кодируется в мозге на основе скрытой иерархии различных взаимосвязанных кодов, среди которых имеются и образные коды.
Концептуально-пропозициональная гипотеза кодирования (Д. Андерсон, L Бауэр, 1973)'. различие между внутренними репрезентациями лингвистической информации и образных представлений заключается только в степени их детальности.
• В памяти фиксируются только интерпретации событий — вербальные и визуальные, но не образные («картинные») изображения.
Гипотеза функциональной эквивалентности внешних стимулов и процессов кодирования в мозге (Р. Шепард, 1977)'. мысленные представления (воспроизведенные или конструируемые) функционально эквивалентны непосредственным перцептивным образам.
• Нервные процессы в мозге, обеспечивающие представления объекта, могут не походить на внешний объект, представленный в образе.
• Между объектом и нервным процессом в мозге существует изоморфизм второго порядка, который представляет собой не структурное соответствие между объектом и образом, представлением и процессами в мозге, а функциональное соответствие (объект выступает «ключом» для актуализации соответствующих объекту функций в
мозге).
19. Заказ №4624.
Д. Грин, А. Пуроит
Модель многомерного кодирования перцептивных
признаков объектов
1. Каждый параметр воспринимаемого образа можно представить в виде точки в многомерном пространстве перцептивных категорий.
2. Чем сложнее перцептивный материал, тем по большему количеству признаков он будет кодироваться.
3. Чем больше расстояние между признаками объектов в многомерном пространстве перцептивных признаков, тем легче их различить и опознать.
А. Пэвио
Теория (модель) двойного кодирования информации
в долговременной памяти
1. Существуют две независимые кодирующие системы и два способа представления информации в памяти: а) невербальные, образные процессы кодирования; б) вербальные, символьные процессы кодирования.
• Единицы невербальной (образной) репрезентации — има-гены, в которых кодируется модально-специфическая информация.
• Единицы вербальной репрезентации — логогены, в которых кодируется модально-неспецифическая информация.
2. Единицы организованы таким образом, что для каждого имагена имеется один или несколько логогенов и наоборот.
• Образный код лучше подходит к конкретной, чем к абстрактной информяции-
• Образный код обеспечивает параллельную обработку информации, символический — последовательную.
3. Логогены и имагены функционируют на четырех уровнях:
• уровень иконической памяти;
• репрезентационный уровень (уровень узнавания): происходит контакт новой поступившей информации с соответствующей системой долговременной памяти, активируются процессы репрезентации соответствующими объектами или словами (репрезентация образов или репрезентация слов);
• уровень референции: логогены и имагены взаимно активируют друг друга;
• ассоциативный уровень — система репрезентации сложных абстрактных понятий и пространственных образов, а также их преобразования.
4. Продуктивность запоминания повышается, когда информация имеет двойную форму кодирования.
Теории (модели) объединения семантических признаков в концепты, схемы, пропозициональные и семантические сети
Понятия организованы в группы, которые различаются:
а) по категориальным и атрибутивным признакам и основаниям; б) по определяющим (существенным для отнесения слова к определенной категории) и характерным (несущественным) признакам.
Концепт — базовая когнитивная структура, позволяющая связывать значения и смысл со словом (знаком).
• Концепт выполняет функцию категоризации и позволяет говорить об одном и том же на разных уровнях общности.
• Категоризация совершается двумя группами операций:
а) разграничение классов; б) определение связи между данным классом и другими классами.
А. Коллинз, М. Квиллиан
Теория (модель) определения концептов через
совокупность свойств в организации семантических
связей
1. Концепт фиксирует совокупность свойств, характеризующих определенное множество предметов, и задается дефиницией (определением).
291
2. Между концептами устанавливаются отношения. Одни концепты характеризуются по отношению к другим через иерархические связи вхождения классов друг в друга.
• Концепты, находящиеся на вершине иерархии (родовые концепты), обладают небольшим числом свойств, но большой протяженностью.
• Концепты, находящиеся в основании иерархии (видовые концепты), имеют самое большое число свойств, но имеют наименьшую протяженность.
• Организация знаний может быть выражена семантической сетью, в узлах которой располагаются концепты, а дуги образуют «горизонтальные» и «вертикальные» связи между концептами.
• В каждом узле хранятся специфические свойства концепта в форме набора признаков.
• Свойства и признаки, которыми обладает данный концепт вместе с другими концептами, хранятся в верхнем узле сети.
• Чтобы иметь полный перечень свойств, достаточно подняться вверх по концептуальному дереву (что существенно разгружает память).
Элеонора Рош
Теория (модель) концептуальных прототипов
в организации семантических связей
1. Для каждой категории (класса) предметов существуют наиболее репрезентативные по сравнению с другими концепты. Они быстрее и легче воспроизводятся субъектом и выступают в качестве прототипа этого класса.
• Прототипы служат для размежевания классов друг от друга.
2. Существуют предпочтительные уровни категоризации — базовые уровни, которые позволяют сохранить максимум признаков, необходимых для того, чтобы дифференцировать объекты друг от друга.
• Особенности категорий базового уровня: а) являются наиболее абстрактными из допускающих образную репрезентацию; б) являются предпочтительными для называния;
в) при переходе с нижестоящего на базовый концептуальный уровень теряется совсем немного атрибутов; при переходе с базового на вышестоящий концептуальный уровень теряется очень много атрибутов.
• Прототипы часто служат смысловым ядром предложений.
• Категории усваиваются людьми значительно быстрее с помощью прототипов.
Д. Андерсон, Г. Бауэр
Модель организации понятий в форме
пропозициональных сетей. «Ассоциативная память
человека»
1. Базовой когнитивной единицей, которая входит в семантическую переработку, является пропозиция (высказы-9 вание), образованная из субъекта, предиката и их аргументов.
• Опыт человека фиксируется в долговременной памяти в форме семантических единиц, которые можно представить как пропозиции — наименьшие единицы знания, которые могут быть выражены в отдельном высказывании.
2. Пропозиции могут иметь различные по сложности и разветвлен ности структуры.
3. Структурно пропозиции могут складываться из ряда универсальных составляющих.
• Пропозиция может включать: а) содержание факта или события; б) контекст, в котором происходит событие или существует факт.
• Факт (событие) может включать: а) субъект; б) предикат;
в) объект; г) различные отношения.
|
• Контекст может включать: а) информацию о месте; б) информацию о времени.
П. Линдсей, Д. Норман, Д. Румельхарт Модель организации семантических сетей «ELINOR»
1. Память человека представляет собой сложную сеть семантических единиц (узлов) и семантических отношений между такими единицами.
• Знания (понятия) хранятся в памяти в форме независимых единиц, которые объединяются разнообразными семантическими связями.
• Понятие представляет собой «узел», где сходятся определенные семантические отношения.
2. В долговременной памяти человека существует три основных типа семантической организации информации.
• Понятия — семантические структуры, которые обычно фиксируются существительными и определяются тремя типами отношений, а) отношение «быть» (человек есть животное); б) отношение «иметь» (человек имеет глаза);
в) отношение «обратное быть» (человек «обратное быть» мужчина).
• События — семантические структуры ситуаций, центром которых выступают действия, которые обычно фиксируются глаголами и определяются двумя основными типами отношений: а) отношение «действующее лицо»; б) отношения с объектами.
• Эпизоды — события, которые объединены пропозициональными связями, которые могут быть трех типов: а) отношение «затем», ведущее к новому событию; отношение «в то же время», позволяющее объединять два одновременно происходящих события; в) отношение «время», позволяющее соединить события с неопределенным временным порядком следования.
Пуатрено, Ришар, Тижюс
Модели организации знаний о действиях. Процедурные знания. Теория (модель) семантической организации процедурных знаний
1. Основная, исходная гипотеза: в семантических сетях, фиксирующих процедурные знания, основным способом, связывающим семантические элементы, выступает отношение «цель — иерархия подцелей» («результат — способы реализации действий и достижения результата»).
• Познание начинается с приобретения умений, которые в последующем позволяют категоризировать объекты.
2. Основу категоризации объектов образуют процедуры, которые представляют собой (фиксируют) свойства объектов. Любая процедура (действие) включает'
• декларативную составную часть, описывающую результат каких-либо изменений;
• процедурную составную часть — процесс развертывания действия и способ достижения результата. Знания о действиях, организованные исходя из целей путем последовательной организации достижения подцелей — процедур;
• априорные (предварительные) требования к исходным условиям реализации действия, которые могут имплицитно предполагать предварительное выполнение подчиненных действий (процедур);
• апостериорные требования (не для каждого действия) — предполагаемые процедуры завершения действия после достижения основной цели.
3. Отношения между действиями (процедурами) можно выразить в семантической сети действий, которая является такой же иерархически структурированной, как и семантически я сеть коиттептов
• Один и тот же результат действия, представляемый декларативно, при выполнении действий может быть получен с помощью альтернативных процедур.
• Большинство действий может быть разложено на последовательность элементарных действий, которые представляют собой уже не декларативные, а процедурные знания.
4. Основные семантические связи в таких сетях определяются отношением «результат — способы реализации» («цель — иерархия подцелей»).
5. Наиболее доступной в иерархии семантической переработки информации является информация о результатах действий; осознание действия происходит от результата к средствам, которые применяются для ее достижения.
Модели схемной организации когнитивных семантических структур. Знания о ситуациях и событиях;
их схемная организация (фреймы и скрипты)
1. Элементы семантических сетей могут организовываться в устойчивые когнитивные образования, которые представляют собой схемы выполнения определенного множества аналогичных когнитивных операций.
2. Схемы — это обобщенные абстрактные когнитивные структуры, приложимые к некоторому числу ситуаций или событий.
• Схемы содержат некоторое число переменных, или «свободных мест», предназначенных для того, чтобы заполняться специфическими элементами тех ситуаций или событий, которые репрезентируются схемой.
• Схемы выражают декларативные знания, связанные не с частным, отдельным знанием, а такие, которые могут быть использованы в самых различных целях (понимать, исполнять, делать умозаключение и т. д.).
3. Схемы являются блоками организации знаний, образуя единицы, кошрые. а) неделимы и восстановимы в памяти, б) автономны относительно других знаний.
4. Схемы конструируются из элементарных (конкретных) представлений, концептов, действий, связей и являются
обобщенными представлениями каких-либо событий или ситуаций.
• В схемах кодируются как перцептивные (образные), так и пропозициональные признаки.
• Организация схем может иметь: а) последовательный и б) иерархический характер.
5. Существует два основных типа схем.
• Скрипты — схемы событий, которые включают «сцены», представляющие собой макродействия и подчиненные определенной промежуточной цели. Сцены, в свою очередь, состоят из некоторого числа действий, представляющих собой конкретные способы достижения целей (процедуры).
• Фреймы — схемы ситуаций или пространственно структурированных отношений и схемы квазипространственных связей между концептами.
Схемы могут объединяться в системы (фреймовая система), которые позволяют анализировать объекты или ситуации сразу с нескольких позиций.
12.2. Теории организации человеческой памяти в культурно-историческом и деятельностном подходе к анализу и объяснению психических явлений
Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев Культурно-историческая теория
1. Память современного человека — это продукт его культурно-исторического развития. Естественная биологическая память по мере развития человеческого общества и человеческой культуры замещается социально организованными опосредствованными формами.
2. В человеческом обществе операции запоминания и воспроизведения исходно формируются в разделенной с другими людьми деятельности и выполняются с помощью искусственно создаваемых орудийных и знаково-символи-ческих средств («стимулов-средств»).
• Сначала такими средствами выступают предметы, естественный язык и вещественные символы и знаки.
• Позднее в качестве таких средств начинают использоваться искусственно создаваемые знаково-символические
системы (письменность, математические и другие знаки).
3. Сначала субъект в разделенных с другими людьми действиях овладевает внешними способами использования зна- i ков и символов: а) для организации запоминаемого содержа- f ния; б) для организации мнемических действий.
4. По мере приобретения умений и навыков самостоятельного внешнего использования знаково-символических средств с целью запоминания такие умения интериоризиру-ются, переходят в умственный план сознания.
• Внешние способы использования знаково-символических средств замещаются внутренними способами их использования и обеспечивают произвольную внутреннюю самоорганизацию памяти субъектом.
• Умственные формы произвольной организации мнемических действий могут автоматизироваться, сокращаться и приобретать форму мнемических операций.
А. И. Леонтьев (1903-1979) Деятельностный подход к процессам памяти
П. И. Зинченко (1903—1969), А. А. Смирнов, В. Я. Ляудис Закономерности процессов запоминания
1. Процессы памяти (запоминания, сохранения, воспроизведения, забывания) зависят от целей и особенностей деятельности субъекта.
2. В развитой форме процессы запоминания преобразуются в особый род произвольно организуемых человеческих действий — мнемические действия.
• В человеческом обществе мнемические действия передаются как способы организации специальных операций и действий, направленных на организацию процессов запоминания и воспроизведения различного содержания жизненного опыта.
• Овладение различными способами работы над материалом для достижения познавательных и мнемических целей обеспечивает изменения в отношениях между непроизвольным и произвольным запоминанием.
3. Непроизвольное запоминание может быть как продуктом текущей деятельности, так и результатом отвлечения от нее — случайным запоминанием.
• Непроизвольное запоминание, выступающее продуктом текущей деятельности, занимает в жизни животных и человека основное место.
• С появлением произвольной памяти непроизвольная память не только не утрачивает своего значения, но и продолжает совершенствоваться.
4. В человеческих действиях имеются факторы, способствующие непроизвольному запоминанию.
• Лучше запоминается материал, который придумывается самим испытуемым или служит продуктом его деятельности, чем материал, который предоставляется в готовом виде.
• То, что является объектом целенаправленных действий, запоминается значительно лучше по сравнению с тем, что служит объектом уже достаточно автоматизированных операций.
• Запоминается то, что выступает в качестве препятствия, затруднения в деятельности.
• Глубина понимания и связанная с ней интеллектуальная активность являются важнейшим условием продуктивности непроизвольного запоминания.
• Высокая активность деятельности обеспечивает продуктивное непроизвольное запоминание, превосходящее по результатам произвольное запоминание в условиях менее активной деятельности субъекта.
5. Эффективность произвольного запоминания зависит:
а) от мотивов деятельности; б) от целей и направленности мнемических действий: на глубину понимания заучиваемого, точность и полноту воспроизведения, последовательность и т. д. ^
6. В человеческих действиях существует ряд факторов,! обеспечивающих произвольность запоминания. ^
• Сочетание направленности на запоминание с активной мыслительной деятельностью над материалом обеспечивает максимально успешное заучивание.
• Ясность и конкретность целей, в соответствии с которыми производится запоминание.
• Использование специальных мыслительных действий, направленных на смысловую группировку материала, выделение смысловых опорных пунктов, смысловое соотнесение; особо важную роль может играть процесс составления плана.
• Преобразование каждого повторения в решение новой задачи: а) повторение всегда должно заключать в себе что-то новое; б) запоминаемое должно служить средством решения новых мыслительных задач.
7. В состав мнемического действия входит ряд операций (В. Я. Ляудис):
• ориентировка в запоминаемом материале, категоризация и установление его состава и структуры;
• поиск и выделение соответствующих материалу оснований для способа группировки;
• группировка и перестройка материала по тем основаниям, которые определены предшествующими операциями;
• установление межгрупповых связей и построение мнемосхемы материала.
Глава 13
Структурные, функциональные и генетические теории внимания человека
13.1. Теории и модели внимания в когнитивной психологии
Д. Бродбент
Модель ранней селекции. Модель ограниченной
пропускной способности канала передачи информации
1. ЦНС представляет собой канал передачи информации с ограниченной пропускной способностью от органов чувств к высшим механизмам обработки.
2. Селекция информации происходит на ранних стадиях сенсорного анализа стимуляции.
• Информация отбирается на основе определенных сенсорных признаков фильтром по принципу «все или ничего».
3. Этапы переработки информации на ранних стадиях:
• воздействие физических стимулов на органы чувств;
• сенсорная регистрация и хранение всей поступившей информации в иконической памяти;
• фильтр, обеспечивающий отбор значимой информации;
• опознавание и перцептивный анализ отобранной информации.
Дональд Норман Модель поздней селекции
1. Вся поступающая информация параллельно обрабатывается, опознается, репрезентируется в кратковременной памяти и подвергается предварительному анализу.
2. Наиболее важная в текущий момент информация отбирается для последующей переработки из двух потоков: а) информация, извлекаемая из памяти; б) информация, получаемая со стороны восприятия.
• Отбор информации осуществляется на основе ожиданий, знакомства, правил и т. д.
3. Отобранная наиболее существенная информация сохраняется и подвергается последующей обработке; неактуальная и несущественная информация забывается.
А. М. Трейсман
Модель внимания на основе избирательного ослабления
сигналов
1. Существует перцептивный фильтр, расположенный между входными сенсорными сигналами и вербальным (семантическим) анализом сообщения.
• Фильтр тщательно просматривает входную сенсорную информацию и регулирует «мощность» разных сигналов.
2. После прохождения фильтра информационные потоки имеют различные пороги активации, обеспечивая преимущество для обработки одного наиболее важного текущего сообщения.
3. Существуют две основные стадии обработки информации.
Стадия предвнимания:
• происходит быстрое извлечение и обработка информации, полученной рецепторами, позволяющие выделить простые и наиболее заметные признаки объектов;
• обработка информации производится автоматически, быстро, параллельно;
• обработка информации происходит без сознательных усилий и сосредоточения.
Стадия сфокусированного внимания:
• обработка информации производится последовательно, требует сосредоточения и сознательных усилий.
Ульрик Найссер Внимание как процесс предвосхищения
1. Внимание есть активное предвосхищение результатов восприятия, ведущее к синтезу сенсорных данных на основе
внутренних когнитивных схем.
2. Существуют процессы предвнимательной, грубой, быстрой, параллельной обработки информации и процессы фокального внимания — детальные, медленные, последовательные.
3. При этом познавательная активность носит циклический, разворачивающийся во времени характер (познавательный цикл).
• Познавательные схемы направляют и организуют процессы исследования, прогноза и планирования поведения.
• Процессы исследования и прогноза определяют выбор внешних объектов.
• Внешние объекты через органы чувств модифицируют имеющиеся в памяти субъекта познавательные схемы (далее цикл может повторяться).
4. Информация, которая не поддается текущему прогнозу, воспринимается путем автоматического запуска ориентировочных реакций, дающих начало новым познавательным циклам.
13.2. Культурно-исторический и деятельностный подход к объяснению процессов внимания
Л. С. Выготский
Произвольное внимание человека как высшая
психическая функция
1. Произвольное внимание формируется у ребенка как высшая психическая функция на основе естественных психических функций.
2. Исходно произвольное внимание формируется от внешних, разделенных с другими людьми действий к действиям самостоятельным и внутренним — умственным.
• Первоначально взрослый направляет внимание ребенка на предметы и действия с предметами, используя жесты и язык.
• Овладевая способами использования жестов и языка, ребенок учится управлять вниманием других людей.
• Овладев способами использования знаков для организации внимания других, ребенок начинает использовать их для произвольной организации своего собственного внимания.
3. Сначала опосредствованные знаками способы организации внимания носят внешний, развернутый характер, а затем приобретают внутренние формы и сокращаются (инте-риоризируются).
П. Я.Гальперин
Внимание как интериоризированная
и автоматизированная форма умственного контроля
над выполнением ориентировочных действий
Два факта лежат в основе затруднений при построении психологической теории внимания:
• внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс; оно открывается как направленность, последовательность, сосредоточенность любой формы деятельности;
• внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта.
1. Формирование умственных действий представляет собой двойное образование: а) мыслимое предметное содержание;
б) собственно процессы мышления как психические действия, направленные на определенное предметное содержание.
2. Внутреннее внимание формируется из контроля над психическим (умственным) действием, обращенным на предметное содержание.
3. Любое действие включает ориентировочную, исполнительную и контрольную части. Когда действие становится умственным и сокращенным, то:
• ориентировочная часть действия превращается в построение предметного поля возможных действий (понимание);
• исполнительная часть действия преобразуется в ассоциативное выполнение операций в умственном плане сознания над мыслимым содержанием предмета действия;
• контрольная часть действия преобразуется в акт обращения «Я» на мыслимый предмет действия и его умственные преобразования.
4. Контрольная часть действия, становясь умственной, автоматизированной и сокращенной, образует внимание.
• На первых этапах своего формирования действия контроля сами требуют внимания.
• Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание означает особую форму контроля.
5. В зависимости от того, как осуществлялось сокращение контрольной части действия — стихийно или путем планомерного усвоения, будут автоматизироваться различные механизмы внимания.
• Автоматизация стихийно складывающегося контроля над выполняемым действием образует непроизвольные формы внимания.
• Автоматизация произвольно организованного контроля над выполняемым действием, исходно опирающегося на осознаваемые критерии, образует произвольные формы внимания.
| 20. Заказ № 4624 |
6. При планомерном усвоении (по мере преобразования в умственную форму и сокращения) контрольная часть действия осуществляется с помощью мерки, критерия, образца, плана и преобразуется в предваряющий образ. Этим объясняются два основных свойства внимания — избирательность и положительное влияние на деятельность, с которой оно связано.
7. Организация произвольного контроля предполагает два взаимосвязанных типа операций:
• установление порядка операций и действий контроля;
• выделение четких критериев, на которые ориентируются контрольные операции и действия (объекты, предметы, их свойства, которые требуется контролировать).
8. Для формирования нового приема произвольного внимания необходимо наряду с основной деятельностью сформировать умственный автоматизированный план контроля и проверки хода ее выполнения и верности получаемых результатов.
Произвольный контроль может вести к разрушению автоматизированных действий, т. к. действия произвольного контроля приостанавливают выполнение контролируемых действий или разрушают сложившиеся автоматизированные формы их организации.
• Контроль, направленный на физиологические процессы, может приводить к психогенным нарушениям и заболеваниям — неврозам.
Глава 14 Теории сознания человека
Структурное и функциональное определение и объяснение сознания сохраняет свою актуальность в психологии до настоящего времени. Попытки объяснить сознание человека в истории психологии были связаны с анализом организа-
ции процессов внимания (Дормашев, 1995; Солсо, 1996;
Когнитивная психология, 2002), с анализом осознаваемых и неосознаваемых мотивов человека (Фрейд, 1989). В ряде направлений психологических исследований сознание рассматривалось как «сцена», на которой представлен феноменологический опыт субъекта (ассоциативная психология, гештальтпсихология), или как активное начало, организующее в единство все психические функции (Соколова, 2003).
В настоящее время в рамках американо-европейской когнитивной психологии существуют попытки структурно и функционально определить сознание через организацию репрезентативного опыта человека в долговременной памяти. Такой является концепция Тульвинга, которую можно сформулировать в форме ряда объяснительных принципов (см.:
Солсо, 1996; Когнитивная психология, 2002).
Тульвинг Когнитивная теория сознания
1. В зависимости от содержания опыта долговременная память человека включает:
• процедурную память, обеспечивающую автоматизированные и неосознанные формы репрезентации (воспроизведения) разнообразных действий;
• категориальную (семантическую) память, обеспечивающую знаково-символическую репрезентацию универсальных внутрипонятийных и межпонятийных структур, составляющих опыт человека и человечества;
• эпизодическую (событийную, схемную) память, обеспечивающую репрезентацию датированных по времени эпизодов и событий индивидуального жизненного опыта: схемы сцен и ситуаций (фреймы) и схемы событий (скрипты).
2. В соответствии с таким делением у человека можно выделить три разновидности сознания, каждой из которых соответствует три основных типа репрезентаций:
307 20*