1. Что выступает единицей жизнедеятельности организма в контексте психологического анализа?
Единицей жизненного процесса выступает деятельность - целенаправленная активность, в которой реализуется то или иное жизненное отношение субъекта к действительности, которая обеспечивает взаимодействие организма с предметной средой и служит удовлетворению какой-либо потребности организма.
При этом под исходными формами деятельности понимаются всевозможные жизненно необходимые или жизненно важные отношения и связи живого организма с окружающим миром (внешней средой), которые активно воспроизводятся в форме взаимодействий с определенным диапазоном предметов и объектов и обеспечивают удовлетворение какой-либо потребности.
Позднее в процессе эволюции животных организмов, антро-погенеза, а также исторического развития человечества формируются и развиваются все более сложные производные типы и виды деятельностей (см. ниже).
2. В чем заключаются простейшие формы жизнедеятельности?
|
|
Наиболее простая форма жизни представляет собой процессы внутренней активности организма, которые: а) запускаются при непосредственном воздействии биологически значимых раздражителей (раздражимость); б) поддерживают жизнедеятельность.
Например, такая форма жизнеобеспечения и жизнедеятельности характеризует растительные организмы, которые не имеют внешних форм активности и не имеют возможности самостоятельно выбирать среду обитания. Растительный организм приспособлен к росту в определенной среде обитания, которая обладает набором биологически значимых параметров и может рассматриваться как относительно однородная. Расселение и обнаружение благоприятных условий для произрастания обеспечивается не активным поиском, а случайными факторами.
3. Каковы первичные условия, детерминирующие эволюционирование животных организмов и их функциональное совершенствование?
Переход организмов от жизни в простой однородной среде к жизни в меняющейся предметной неоднородной среде необходимо предопределяет формирование ряда новых функций.
• Раздвоение изначально единого процесса жизнедеятельности на функции отправления (физиологическая активность, направленная на поддержание постоянства внутренней среды, - гомеостаза) и функции поведения.
• Функции поведения:
а) заключаются в активном приспособлении живого организма к меняющимся условиям среды на основе перемещения от неблагоприятных условий в направлении к более благоприятным условиям обитания;
б) необходимо предполагают ориентировочную и исполнительную части.
|
|
• Функции поведения обеспечиваются эволюционным развитием:
а) специализированных органов передвижения;
б) органов чувств, которые обеспечивают ориентировку, организацию и регуляцию двигательной активности.
Выделение функций поведения в жизнедеятельности живого организма - необходимое условие для формирования психических функций. Реализация любой формы поведения необходимо предполагает две системы взаимосвязанных функций: а) функций, обеспечивающих перемещение в среде обитания; б) функций, обеспечивающих предварительную ориентировку в среде обитания.
4. К каким изменениям в функциональных возможностях у живых организмов приводит формирование органов передвижения и развитие органов чувств?
Эволюционное формирование простейших органов передвижения и органов чувств обеспечивает переход от раздражимости - реакций, возникающих только при непосредственном контакте организма с биологически значимым раздражителем, к чувствительности - ориентировке организма в направлении к жизненно важным объектам (которые имеют биологический смысл) посредством стимулов жизненно не значимых, имеющих только сигнальный характер.
Такие формы поведения и ориентировки во внешней среде (чувствительность) наблюдаются уже у простейших одно-
8. Заказ № 4624.
клеточных животных организмов, которые реализуются в форме таксисов (Фабри, 1993).
5. Что выступает исходной формой психических явлений (психических функций)?
Чувствительность выступает исходной формой психических явлений. Чувствительность дифференцируется: а) на переживания внутренних состояний (аффективная чувствительность); б) на способность к ориентировке во внешней среде (экстероцептивная чувствительность). Этим обеспечивается регуляция взаимосвязей между внутренней средой организма и организацией поведения во внешней среде.
Наличие чувствительности у живого организма выступает критерием, по которому можно судить о наличии элементарных форм психики.
Дифференциация внутренней и внешней чувствительности эволюционно необходима для согласования: а) направления внешней поведенческой активности животного в среде обитания б) с текущим внутренним органическим состоянием, которое может «требовать» изменения различных внутренних параметров. В зависимости от текущего недостатка тех или иных веществ, температуры, освещенности для подержания внутренней среды организм должен соответствующим образом изменять направленность своего поведения и ориентироваться на различные объекты. Это значит, что для животного организма поддержание гомеостаза обеспечивается динамическими отношениями между: а) изменением внутренне переживаемых потребностных состояний нужды; б) изменением поведенческой активности в среде, направленной на строго определенные объекты (мотивы), достижение которых ведет к устранению периодически возникающих потребностных состояний.
6. Какие факторы детерминируют эволюционное формирование и развитие психических функций?
Приспособление животных к сложным, предметным, динамичес-ким условиям окружающей среды в процессе эволюции обусловливает усложнение функционально-струк-
турного строения деятельности (поведения) животных, что ведет к необходимости прогрессивного развития психического отражения (психической ориентировки) и совершенствованию органов чувств.
А. Н. Леонтьев обосновывал и подчеркнуто настаивал на том, что генетический ряд причинно-следственных связей, лежащих в основе эволюции психических функций, имеет следующую направленность: изменение окружающей среды => необходимые для выживания и приспособления изменения в поведении (деятельности) животных организмов => необходимость в изменении способов ориентировки, функционально обеспечивающих организацию новых форм поведения (деятельности) => формирование и развитие новых структурных особенностей организма - органов чувств, органов передвижения, нервной системы и мозга.
|
|
7. В каких направлениях дифференцируются различные виды деятельностей у животных организмов в процессе эволюции?
Изменение деятельности (поведения) животных в филогенезе (и в онтогенезе) происходит в двух основных, тесно взаимосвязанных направлениях:
• изменение и расширение биологического значения различных предметов и объектов, на которые направляется деятельность (развитие потребностей, мотивов);
• изменение состава действий, операций (поведения, двигательной активности) в зависимости от условий, в которых животному дан предмет деятельности.
Первое направление дифференцирования типов и видов деятельностей связано с эволюционным развитием морфологических структур (тканей и органов) у животных, для поддержания и сохранения которых требуется расширение диапазона биологически значимых природных объектов, на которые начинает направляться внешняя поведенческая активность.
Второе направление дифференцирования типов и видов деятельностей связано с усложнением условий окружающей среды, в которых животному приходится реализовывать все более сложные формы поведения, которые требуют более сложных двигательных приемов и способов их организации.
8. Каким законам подчиняется формирование новых психических функций в процессе эволюции?
Изменение строения деятельности в филогенезе и в онтогенезе (усложнение и развитие поведения) ведет к порождению, развитию и усложнению обеспечивающих ее психических функций.
• Уровень психического отражения (особенности образа и психической ориентировки) у животных зависит от того, в какой мере они способны оказывать поведенческие воздействия на компоненты среды.
• В процессе эволюции формы психического отражения (психической ориентировки) отстают в своем развитии от изменений в строении деятельности животного.
|
|
• Связанные с эволюцией психики анатомо-морфологические изменения в строении органов чувств, мозга, опорно-двигательной системы первично обусловливаются функциональными изменениями в поведенческой и ориентировочно-исследовательской активности животного в природной среде.
Чем разнообразнее активные поведенческие воздействия животного на объекты окружающей среды, тем большее количество свойств таких объектов может быть выявлено, зафиксировано и может включиться в состав психического образа при реализации ориентировочно-иссле-довательских операций с помощью органов чувств.
Поэтому в процессах эволюционного развития и формирования новых способов ориентировки исходным является новый тип поведенческих взаимодействий животных с объектом, а в качестве производных результатов выступают новые
компоненты психического образа, полученные на основе новых взаимодействий с объектом.
Совершенствование функциональных возможностей животных в организации поведения и способов ориентировки в среде обитания вызывают эволюционное изменение и преобразование анатомо-морфоло-гических особенностей организма.
9. Какие существуют стадии (уровни) эволюционного развития психических функций у животных организмов?
В зависимости от строения деятельности, характера психического отражения (психической ориентировки) и способности к научению выделяются три основные стадии в филогенетическом развитии психики у животных организмов:
• стадия элементарной сенсорной психики - организация врожденного, видотипичного поведения животного на основе ориентировки в отдельных свойствах предметов и явлений при отсутствии способности к научению;
• стадия перцептивной психики - организация поведения животного на основе: а) ориентировки в целостных предметах и явлениях и б) ориентировки в условиях, определяющих способ выполнения действий. Приобретение разнообразных навыков;
• стадия интеллекта - организация поведения животного на основе ориентировки в межпредметных связях и отношениях, что обеспечивает решение нестандартных ситуативных задач: операции (способы действий) отделяются от исходной деятельности и переносятся в другие ситуации, в другие деятельности и на другие предметы;
• высший уровень развития психической ориентировки - сознание человека (см. ниже).
Стадии эволюционного развития психики получили теоретическую и эмпирическую конкретизацию в работах К. Э. Фабри.
Стадия элементарной сенсорной психики чаще всего наблюдается у животных, имеющих сетевидную и ганглионар-
ную анатомо-морфологическую организацию нервной системы. Ориентировка поведения реализуется на основе отражения отдельных свойств внешнего мира. Поведение ориентируется на раздражители определенной модальности, которые находятся в связи с биологически значимыми для животного компонентами среды. Значительно преобладают врожденные формы поведения. Научение проявляется: а) в угасании реакции на повторяющийся внешний раздражитель; б) во временном распространении врожденных двигательных реакций на ограниченный диапазон новых внешних раздражителей (привыкание, сенсибилизации).
При этом можно выделить: а) низший уровень сенсорной психики: простейшие, губки, кишечно-полостные, в поведении которых наблюдаются лишь изменения скорости и направления передвижения с целью избежать неблагоприятных условий существования; б) высший уровень: черви, многие членистоногие, брюхоногие моллюски, иглокожие, в поведении которых появляется поиск благоприятных условий существования на основе сложных таксисов. Стадия перцептивной психики наблюдается у животных, имеющих более сложную структурную организацию нервной системы: дифференцированные и усложненные головные ганглии (у членистоногих) или отделы переднего мозга (у позвоночных). Ориентировка поведения реализуется на основе не отдельных внешних раздражителей, а на основе комплекса одновременно воздействующих раздражителей различной модальности, которые синтезируются в целостный образ объекта (перцепция). Ориентировка начинает распространяться не только на предметы потребности, но и на условия, в которых такие предметы располагаются. Поэтому поведение разделяется на операции, которые обеспечивают: а) взаимодействия с предметными условиями среды (например, обход или перемещение предмета); б) взаимодействия с предметом потребности. Наблюдается разнообразие навыков, которые приобретаются на протяжении жизни путем упражнения. В поведении становится возможным
классическое и оперантное обусловливание, что проявляется в форме научения на основе развития функций памяти как в двигательной (навыки), так и в перцептивной сферах (опознавание объектов и ситуаций).
При этом можно выделить: а) низший уровень перцептивной психики: высшие членистоногие, головоногие моллюски, часть позвоночных (земноводные, пресмыкающиеся); б) высший уровень перцептивной психики (птицы, млекопитающие).
Стадия интеллектуальной психики характеризует животных, которые имеют относительно высокое развитие коры головного мозга. Ориентировка поведения осуществляется на основе активного отражения и исследования межпредметных связей и отношений в непосредственно воспринимаемом поле жизнедеятельности. Благодаря таким формам ориентировочно-исследовательских операций становится возможным: а) решение задач без «проб и ошибок» («инсайт»), путем ситуативного «одномоментного» установления («усмотрения») межпредметных отношений и связей; б) решение многофазных задач (у некоторых видов животных инструментальных задач) на основе разделения действий животного во времени на подготовительную фазу и исполнительную фазу. Наблюдается широкий перенос навыков, способов выполнения действий (операций) в новые ситуации. При решении задачи животные начинают пользоваться не одним стереотипным способом, а используют разные способы из ранее накопленного опыта (Фабри, 1993).