1. В чем заключается отличительная особенность развития психики человека от развития психики животных?
Между человеком и миром стоит социальная (культурная) среда, через которую преломляются все внешние воздействия на человека и все формы организации его поведения. В онтогенетическом формировании психики человека биологическое созревание и культурное развитие составляют единство. Культурное развитие человека представляет собой формирование и развитие в совместной деятельности и общении высших психических функций (ВПФ).
• ВПФ формируются по мере овладения субъектом культурно-историческим опытом путем включения в организацию естественных психических функций орудийных и знаково-символи-ческих средств.
• ВПФ обеспечивают произвольные, рефлексивные и осознаваемые формы организации субъектом поведения и психики.
По мнению Л. С. Выготского, следует условно противопоставлять эволюционно складывающиеся естественные психические функции, развивающиеся на основе наследуемых механизмов их формирования и развития, и высшие психические функции, складывающиеся в процессе исторического развития человечества. Естественные психические функции формируются и развиваются в процессе приспособления животных организмов к естественным условиям обитания. Только такие психические функции развиваются
|
|
10. Заказ№4624.
и у человека, если он после рождения выкармливается и воспитывается животными (волками, обезьянами).
2. Каков основной источник формирования и развития высших, психических функций? Что выступает основной причиной психики человека?
Источник развития человеческой психики находится во внешней «идеальной форме» - в фиксированных в человеческой культуре средствах и способах деятельности и общения, которыми необходимо овладеть. Формирование ВПФ выделяет человека из животного мира и заключается в присвоении культурно-исторического опыта человечества, что обеспечивает изменение структуры деятельности и психики человека. Развитие человеческой психики необходимо предполагает овладение:
• способами использования предметов человеческой культуры;
• приемами использования и изготовления орудий, которые увеличивают возможности естественных органов и выступают средствами преобразования предметного мира;
• способами активного использования языковых (знаково-символических) средств, которые увеличивают возможности естественных психических функций и обеспечивают организацию сознания и произвольное управление психическими процессами;
• способами произвольной организации собственного поведения и психических процессов на основе использования орудийных и знаково-символических средств;
|
|
• средствами и способами реализации межличностных и социальных отношений.
В этой связи полезно подчеркнуть, что личностно-совершен-ный человек - это человек, который в течение индивидуальной жизни овладел широким спектром умений использовать предметы человеческой культуры, научился ставить самостоятельно цели и произвольно организовывать и регулировать свое поведение, а также реализовывать
и утверждать определенный диапазон межличностных и социальных отношений. При этом этической составляющей личностной сферы субъекта выступает внутреннее стремление считаться с интересами других людей и включаться в такие виды деятельности, которые имеют позитивное значение для общества.
Отметим, что об уровне познавательного развития человека чаще всего судят по диапазону умений выполнять самые разнообразные предметно-практические и умственные действия с опорой на орудийные и знаково-символические средства, которые обеспечивают решение различных по сложности и предметной направленности задач.
Овладение таким широким диапазоном средств и способов организации жизни и деятельности в современном человеческом обществе обеспечивается процессами обучения и воспитания. Поэтому познавательное и личностное развитие субъекта исходно обеспечивается образовательными взаимодействиями с другими людьми — «обучение ведет за собой развитие».
3. Как у человека формируются и развиваются высшие психические функции?
ВПФ производны от внешних форм общения и деятельности. ВПФ первоначально возникают во внешней, разделенной с другими людьми деятельности и в общении и лишь затем становятся индивидуальными и внутренними - интериоризируются. В развитии ВПФ существуют этапы:
• доречевая фаза развития поведения и психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления);
• межфункциональное объединение естественных психических функций и речевых функций в единую систему:
а) формирование внешнего развернутого речевого планирования поведения и действий; б) формирование внешних форм речевой организации действий над значениями, представлениями, обобщениями (эгоцентрическая речь);
• преобразование внешней речи (через эгоцентрическую речь) во внутреннюю речь с ее последующим сокращением и автоматизацией. Формирование умственных форм орга-
14710*
низации и произвольного выполнения умственных действий над значениями (обобщениями).
Л. С. Выготский специально подчеркивал, что исходно новые психические функции человека формируются во внешнем мире, а не внутри мозга или организма. Поэтому психическое развитие человека определяется внешними условиями взаимодействий с людьми и предметным миром. И чем богаче и насыщеннее разнообразными формами общения, поведения, действий условия развития ребенка, тем более интенсивно и всесторонне будет протекать его индивидуальное психическое развитие.
При этом особое значение в развитии человеческой психики имеет овладение способами и средствами использования знаково-символических средств: сначала это овладение жестами, позднее - способами использования языка, и еще позднее - разнообразными искусственными знаково-сим-волическими системами и способами их применения для решения самых разнообразных задач.
Как показали многочисленные исследования и эксперименты, проведенные психологами в нашей стране, без овладения определенными способами использования языка, знаков, символов формирование ВПФ просто невозможно. Формирование новых психических функций человека из внешних, разделенных с другими людьми действий и форм общения получило название «механизм (процесс) интериоризации». Благодаря включению в организацию ВПФ языковых, а позднее и других знаково-символических средств поведение и психические функции человека приобретают произвольность в организации, рефлексивность и осознаваемость.
|
|
4. Каковы этапы и содержание механизма интериоризации? Как формируются произвольные, преднамеренные формы организации поведения и психических функций?
Механизм интериоризации имеет два взаимосвязанных направления формирования и развития произвольных, преднамеренных действий (внешних практических и умственных).
Первое направление развития ВПФ от разделенного (совмест-ного) действия к действию произвольному и индивидуальному.
• Развитие умений подчинять свои действия, поступки, психические процессы (внимание, восприятие, память, мышление) речевым указаниям другого человека (взрослого).
• Развитие умений организовывать с помощью речи протекание психических процессов и поведения у других людей.
• Межфункциональное объединение таких умений в одну функцию, которая позволяет на основе использования речи самостоятельно планировать собственные действия и подчинять таким планам собственное поведение (овладение своим поведением и психическими функциями).
Второе направление развития ВПФ'. переход от внешних материальных форм действий к внутренним, «идеальным» действиям над значениями.
• Доречевая фаза развития психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления) и «доинтеллектуальная» фаза развития звуковой коммуникации.
• Межфункциональное объединение естественных психических и речевых функций - формирование внешнего развернутого речевого планирования и организации поведения (эгоцентрическая речь).
• Переход от действий с материальными предметами к действиям над значениями (представлениями, обобщениями) с опорой на использование внешних материальных знаков и символов.
• Переход от действий над значениями с опорой на внешние материальные знаки и символы к внутренним действиям над значениями с опорой на внутренние способы использования знаков и символов.
|
|
У младенца нет готовых форм человеческих психических функций и человеческих форм произвольно-преднамеренно организуемого поведения в обществе. Ими человек должен овладеть путем включения в конкретно-исторические формы
взаимодействий с людьми. При этом только такие формы поведения, которые ребенок во внешних предметных взаимодействиях со взрослыми научится обозначать, планировать и организовывать их выполнение с помощью языка, могут стать в последующем предметом осознания и предметом самостоятельной произвольной регуляции. Так, на протяжении жизни ребенок овладевает произвольными способами преобразования предметов, организации собственных действий с предметами, способностями контролировать свои поступки во взаимодействиях с людьми и прогнозировать их возможные последствия, способами регуляции собственных психических функций - внимания, памяти, мышления и т. д.
Отсюда вытекает и знаменитое следствие из теории Л. С. Выготского: обучение и воспитание - это необходимые детерминан-ты развития ВПФ; «обучение ведет за собой развитие». То, что ребенку доступно в совместных со взрослым предметно-практи-ческих действиях («зоны актуального развития»), то в ближайшем времени может преобразоваться в самостоятельные формы организации поведения и деятельности («зоны ближайшего развития»).
5. Как в организацию высших психических функций включаются языковые и другие знаково-символические средства?
Знаки языка (а также другие знаки и символы) по мере овладения ими субъектом приобретают две важнейшие характеристики: а) предметную отнесенность - обозначают и замещают объективно существующие предметы и явления; б) значение - актуализируют фиксированные в психике людей сходные представления, обобщения, понятия.
• Значение исходно существует вне субъекта - в предметах, вовлеченных человечеством в сферу своей деятельности.
• Знак напоминает человеку о необходимости выполнить определенную систему операций, в которых могут в определенном сочетании участвовать все психические функции.
• Структура значений (обобщений) развивается и совершенствуется в онтогенезе: сначала преимущественно через непосредственное знакомство с предметами и явлениями,
значения которых фиксируются в знаково-символических средствах; позднее - еще и через овладение способами использования языка и других знаково-символических средств, которые позволяют выстраивать новые значения (представления, понятия) в сознании субъекта.
• Благодаря знакам компоненты актуальной ситуации включа-ются в одну структурную систему с символически организованными представлениями из прошлого и предполагаемого будущего.
Верное использование языковых и других знаково-символических средств выступает необходимым условием для формирования и развития познавательных психических функций человека, а также для овладения современными научными знаниями. Именно различные способы использования языка, знаков, символов обеспечивают человеку возможности произвольно и преднамеренно фиксировать в умственном плане различные представления и понятия, выполнять над ними всевозможные преобразования и фиксировать получаемые результаты.
6. Что такое сознание человека? Как формируется человеческое сознание?
Сознание формируется по мере активного овладения субъектом способами использования языка, знаков и символов, через замещение внешних практических предметных действий речевыми действиями и их последующей интериоризацией.
• Единица сознания есть значение, которое имеет социальное происхождение и представляет собой: а) единство мышления и речи; б) единство общения и обобщения.
• Слова (знаки) замещают предметные характеристики явлений и событий, фиксируя и сохраняя их значение, что позволяет выполнять действия над значениями во внутреннем умственном плане.
• Сознание есть обратимые процессы выражения мыслей в словесных значениях и построения мыслей на основе извлечения значений из слов — это обратимые процессы пе-
рехода от смысла к значениям и словам и от слов - к значениям и смыслу.
• Главная функция значения - смыслообразование, которое обеспечивает индивидуальное смысловое строение сознания.
• Сознание субъекта - это динамическая смысловая система, представляющая собой единство аффективных и интеллектуальных процессов.
Таким образом, сознательный уровень организации поведения, действий и психических функций заключается в том, что, опираясь на всевозможные способы использования знаково-символических средств, субъект приобретает ряд возможностей. Во-первых, фиксировать и актуализировать в собственной психике и психике других людей различные значения в форме двигательных и образных представлений, а позднее и в форме понятий. Во-вторых, преобразовывать такие значения, использовать их в целях ориентировки в мире и организации поведения у других людей, а также в целях самостоятельной ориентировки и организации собственного поведения. Такие способности у человека формируются и развиваются на протяжении всей жизни по мере овладения субъектом новыми способами использования языка и разнообразных знаково-символических средств.
Так, Л. С. Выготский реализовал ряд исследований, в которых показал, какие существуют основные этапы в формировании и развитии значений у детей. Овладевая способами использования знаков языка, ребенок постепенно устанавливает их предметную отнесенность и овладевает соответствующими этим знакам значениями. За способами использования знаков скрываются различные типы значений (способы обобщений):
• синкреты - объединения предметов с помощью слова без достаточного основания, по случайному впечатлению, эмоционально-оценочному сходству, по внешней близости, яркости;
• комплексы - объединения предметов с помощью слова согласно фактическим связям при равенстве всех при-
знаков в своем функциональном значении. Характерно постоянное изменение оснований для объединения и соскальзывание с одного признака на другой в практической ситуации обобщения;
• псевдопонятия (житейские понятия) - объединения предметов с помощью слова, которые основаны на житейском опыте действий и опыте непосредственного восприятия, тождественны с истинными понятиями по предметной отнесенности, но различны по интеллектуальным операциям, ведущим к обобщению;
• понятия - объединения предметов с помощью слова на основе абстрактного синтеза, которые формируются в ходе работы над самими понятиями: осознание значений слов и терминов, а также своей собственной мыслительной деятельности; установление зависимостей и связей между системой понятий путем определения одного понятия посредством других понятий; произвольность использования обобщений.
Формирование научных понятий обеспечивается, во-первых, переходом от использования знаков только «для других» (общение) к знакам «для себя» (организация собственного мышления); во-вторых, переходом от накопления опыта внешней речевой организации памяти и мышления во взаимодействиях с другими людьми к активной внутренней организации памяти и мышления с опорой на самостоятельную внутреннюю речь.
7. Что представляет собой личность человека как психическое образование?
Интериоризированные способы и средства организации и реализации межличностных и социальных отношений образуют структуру личности, которая представляет собой иерархически организованную систему ВПФ.
Личностные качества человека представляют собой психические функции, которые формируются и развиваются на протяжении жизни, приобретают относительно устойчивый характер и обеспечивают субъекту организацию и реализа-
цию: а) непосредственных межличностных взаимодействий с людьми; б) всевозможных опосредствованных социальных отношений и связей с другими людьми и общественными институтами. Такие взаимодействия могут подчиняться узкоэгоистичным или широко социально значимым задачам.
8. Каковы основные этапы формирования высших психических функций в онтогенезе?
Периодизация психического развития человека зависит от уровня культурно-исторического развития человеческого общества и определяется закономерностями формирования и развития высших психических функций. При этом на каждом этапе психического развития человека наблюдаются:
а) появление характерных для каждого возраста психических новообразований в личностной и познавательной сферах;
б) изменения «социальной ситуации развития» - условий, которые предоставляет общество для развития ребенка, а также требований и ожиданий, которые предъявляются к ребенку со стороны других людей и общества.
В формировании и развитии ВПФ можно обобщенно указать ряд этапов, которые намечаются и частично анализируются в работах Л. С. Выготского (см.: Глотова, 1990).
• Этап формирования натуральных форм поведения (младенчество): выделение из единых форм жизнедеятельности «младенец - взрослый» индивидуальных форм познавательной активности, поведения и аффективного отношения к различным явлениям.
• Этап зарождения высших психических функций (1 - 3 года): функциональное включение знаково-символических средств во взаимодействия между ребенком и взрослым.
• Этап «переходных психологических систем» (3 - 12 лет): переход от символической деятельности, выполняемой совместно с другими людьми, к индивидуальным формам символической деятельности.
• Этап высших психических функций, опосредствованных внешними знаками (от 6 до 12 - 14 лет): формирование умений по-
вышать эффективность своей деятельности с помощью внешних вспомогательных знаково-символических средств.
• Этап «вращивания» внешних знаково-символических операций (с 7 - 8 лет и далее на протяжении всей жизни): преобразования ВПФ из опосредствованных внешними знаками в опосредствован-ные внутренними знаковыми операциями.
• Зрелая умственная деятельность взрослого человека, протекающая во внутреннем умственном плане сознания.
В свою очередь, развитие ВПФ во многом определяется социальной ситуацией развития, которая изменяется на протяжении индивидуального развития каждого человека. Теоретическая конкретизация и обоснование закономерностей онтогенетического развития психики человека в последующем была реализована в исследованиях А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина.
9. Какова психофизиологическая функциональная структура и организация высших психических функций человека?
В процессе развития человека структура психики изменяется по мере установления новых межфункциональных связей и отношений между естественными и высшими психическими функциями путем включения в их организацию знаково-символических средств. При этом:
• ВПФ задаются и формируются во внешних формах деятельности и общения с людьми на протяжении индивидуальной жизни;
• ВПФ каждого человека имеют сложные формы иерархической функциональной организации (функциональные системы), в которых в зависимости от решаемых задач присутствуют восприятие, память, мышление, мотивы, эмоции;
• нейрофизиологические процессы, функции мозга выступают необходимым условием (но не причиной!) формирования ВПФ. Мозговые функции приспосабливаются к реализации новых ВПФ и способов взаимодействий с внешним миром, которые приобретаются человеком.
• психология личности: развитие человека от индивида к личности; формирование различных индивидуально-психологических и личностных свойств.