Объяснительные принципы. 1. В чем заключается отличительная особенность разви­тия психики человека от развития психики животных?

1. В чем заключается отличительная особенность разви­тия психики человека от развития психики животных?

Между человеком и миром стоит социальная (культур­ная) среда, через которую преломляются все внешние воз­действия на человека и все формы организации его поведе­ния. В онтогенетическом формировании психики человека биологическое созревание и культурное развитие составля­ют единство. Культурное развитие человека представляет со­бой формирование и развитие в совместной деятельности и общении высших психических функций (ВПФ).

• ВПФ формируются по мере овладения субъектом культур­но-историческим опытом путем включения в организа­цию естественных психических функций орудийных и знаково-символи-ческих средств.

• ВПФ обеспечивают произвольные, рефлексивные и осозна­ваемые формы организации субъектом поведения и психики.

По мнению Л. С. Выготского, следует условно противопоставлять эволюционно складывающиеся естественные психические функции, развивающиеся на основе наследуе­мых механизмов их формирования и развития, и высшие психические функции, складывающиеся в процессе истори­ческого развития человечества. Естественные психические функции формируются и развиваются в процессе приспо­собления животных организмов к естественным условиям обитания. Только такие психические функции развиваются

10. Заказ№4624.

и у человека, если он после рождения выкармливается и вос­питывается животными (волками, обезьянами).

2. Каков основной источник формирования и развития выс­ших, психических функций? Что выступает основной причиной психики человека?

Источник развития человеческой психики находится во внешней «идеальной форме» - в фиксированных в челове­ческой культуре средствах и способах деятельности и обще­ния, которыми необходимо овладеть. Формирование ВПФ выделяет человека из животного мира и заключается в при­своении культурно-исторического опыта человечества, что обеспечивает изменение структуры деятельности и психики человека. Развитие человеческой психики необходимо пред­полагает овладение:

• способами использования предметов человеческой куль­туры;

• приемами использования и изготовления орудий, которые увеличивают возможности естественных органов и высту­пают средствами преобразования предметного мира;

• способами активного использования языковых (знаково-символических) средств, которые увеличивают возможности естественных психических функций и обеспе­чивают организацию сознания и произвольное управление психическими процессами;

• способами произвольной организации собственного пове­дения и психических процессов на основе использования орудийных и знаково-символических средств;

• средствами и способами реализации межличностных и со­циальных отношений.

В этой связи полезно подчеркнуть, что личностно-совершен-ный человек - это человек, который в течение индивидуальной жизни овладел широким спектром умений использовать предметы человеческой культуры, научился ставить самостоятельно цели и произвольно организовы­вать и регулировать свое поведение, а также реализовывать

и утверждать определенный диапазон межличностных и со­циальных отношений. При этом этической составляющей личностной сферы субъекта выступает внутреннее стремле­ние считаться с интересами других людей и включаться в такие виды деятельности, которые имеют позитивное зна­чение для общества.

Отметим, что об уровне познавательного развития чело­века чаще всего судят по диапазону умений выполнять самые разнообразные предметно-практические и умственные дей­ствия с опорой на орудийные и знаково-символические средства, которые обеспечивают решение различных по сложности и предметной направленности задач.

Овладение таким широким диапазоном средств и способов организации жизни и деятельности в современном человече­ском обществе обеспечивается процессами обучения и воспи­тания. Поэтому познавательное и личностное развитие субъек­та исходно обеспечивается образовательными взаимодействи­ями с другими людьми — «обучение ведет за собой развитие».

3. Как у человека формируются и развиваются высшие пси­хические функции?

ВПФ производны от внешних форм общения и деятель­ности. ВПФ первоначально возникают во внешней, разде­ленной с другими людьми деятельности и в общении и лишь затем становятся индивидуальными и внутренними - интериоризируются. В развитии ВПФ существуют этапы:

• доречевая фаза развития поведения и психических функ­ций (внимания, восприятия, памяти, мышления);

• межфункциональное объединение естественных психиче­ских функций и речевых функций в единую систему:

а) формирование внешнего развернутого речевого плани­рования поведения и действий; б) формирование внешних форм речевой организации действий над значениями, представлениями, обобщениями (эгоцентрическая речь);

• преобразование внешней речи (через эгоцентрическую речь) во внутреннюю речь с ее последующим сокращением и автоматизацией. Формирование умственных форм орга-

14710*

низации и произвольного выполнения умственных дейст­вий над значениями (обобщениями).

Л. С. Выготский специально подчеркивал, что исходно новые психические функции человека формируются во внешнем мире, а не внутри мозга или организма. Поэтому психическое развитие человека определяется внешними условиями взаимодействий с людьми и предметным миром. И чем богаче и насыщеннее разнообразными формами об­щения, поведения, действий условия развития ребенка, тем более интенсивно и всесторонне будет протекать его инди­видуальное психическое развитие.

При этом особое значение в развитии человеческой пси­хики имеет овладение способами и средствами использова­ния знаково-символических средств: сначала это овладение жестами, позднее - способами использования языка, и еще позднее - разнообразными искусственными знаково-сим-волическими системами и способами их применения для ре­шения самых разнообразных задач.

Как показали многочисленные исследования и экспе­рименты, проведенные психологами в нашей стране, без овладения определенными способами использования язы­ка, знаков, символов формирование ВПФ просто невоз­можно. Формирование новых психических функций чело­века из внешних, разделенных с другими людьми действий и форм общения получило название «механизм (процесс) интериоризации». Благодаря включению в организацию ВПФ языковых, а позднее и других знаково-символических средств поведение и психические функции человека приоб­ретают произвольность в организации, рефлексивность и осознаваемость.

4. Каковы этапы и содержание механизма интериориза­ции? Как формируются произвольные, преднамеренные формы организации поведения и психических функций?

Механизм интериоризации имеет два взаимосвязанных на­правления формирования и развития произвольных, предна­меренных действий (внешних практических и умственных).

Первое направление развития ВПФ от разделенного (со­вмест-ного) действия к действию произвольному и индиви­дуальному.

• Развитие умений подчинять свои действия, поступки, пси­хические процессы (внимание, восприятие, память, мыш­ление) речевым указаниям другого человека (взрослого).

• Развитие умений организовывать с помощью речи проте­кание психических процессов и поведения у других людей.

• Межфункциональное объединение таких умений в одну функцию, которая позволяет на основе использования речи самостоятельно планировать собственные действия и подчинять таким планам собственное поведение (овладе­ние своим поведением и психическими функциями).

Второе направление развития ВПФ'. переход от внешних материальных форм действий к внутренним, «идеальным» действиям над значениями.

• Доречевая фаза развития психических функций (внима­ния, восприятия, памяти, мышления) и «доинтеллектуальная» фаза развития звуковой коммуникации.

• Межфункциональное объединение естественных психи­ческих и речевых функций - формирование внешнего развернутого речевого планирования и организации пове­дения (эгоцентрическая речь).

• Переход от действий с материальными предметами к дей­ствиям над значениями (представлениями, обобщениями) с опорой на использование внешних материальных знаков и символов.

• Переход от действий над значениями с опорой на внеш­ние материальные знаки и символы к внутренним дейст­виям над значениями с опорой на внутренние способы использования знаков и символов.

У младенца нет готовых форм человеческих психических функций и человеческих форм произвольно-преднамеренно организуемого поведения в обществе. Ими человек должен овладеть путем включения в конкретно-исторические формы

взаимодействий с людьми. При этом только такие формы по­ведения, которые ребенок во внешних предметных взаимо­действиях со взрослыми научится обозначать, планировать и организовывать их выполнение с помощью языка, могут стать в последующем предметом осознания и предметом самостоя­тельной произвольной регуляции. Так, на протяжении жизни ребенок овладевает произвольными способами преобразова­ния предметов, организации собственных действий с предме­тами, способностями контролировать свои поступки во взаи­модействиях с людьми и прогнозировать их возможные по­следствия, способами регуляции собственных психических функций - внимания, памяти, мышления и т. д.

Отсюда вытекает и знаменитое следствие из теории Л. С. Выготского: обучение и воспитание - это необходи­мые детерминан-ты развития ВПФ; «обучение ведет за со­бой развитие». То, что ребенку доступно в совместных со взрослым предметно-практи-ческих действиях («зоны ак­туального развития»), то в ближайшем времени может пре­образоваться в самостоятельные формы организации по­ведения и деятельности («зоны ближайшего развития»).

5. Как в организацию высших психических функций включа­ются языковые и другие знаково-символические средства?

Знаки языка (а также другие знаки и символы) по мере овладения ими субъектом приобретают две важнейшие ха­рактеристики: а) предметную отнесенность - обозначают и замещают объективно существующие предметы и явления; б) значение - актуализируют фиксированные в психике лю­дей сходные представления, обобщения, понятия.

• Значение исходно существует вне субъекта - в предметах, вовлеченных человечеством в сферу своей деятельности.

• Знак напоминает человеку о необходимости выполнить определенную систему операций, в которых могут в опреде­ленном сочетании участвовать все психические функции.

• Структура значений (обобщений) развивается и совер­шенствуется в онтогенезе: сначала преимущественно через непосредственное знакомство с предметами и явлениями,

значения которых фиксируются в знаково-символических средствах; позднее - еще и через овладение способами ис­пользования языка и других знаково-символических средств, которые позволяют выстраивать новые значения (представления, понятия) в сознании субъекта.

• Благодаря знакам компоненты актуальной ситуации включа-ются в одну структурную систему с символически организованными представлениями из прошлого и пред­полагаемого будущего.

Верное использование языковых и других знаково-символи­ческих средств выступает необходимым условием для формиро­вания и развития познавательных психических функций чело­века, а также для овладения современными научными знания­ми. Именно различные способы использования языка, знаков, символов обеспечивают человеку возможности произвольно и преднамеренно фиксировать в умственном плане различные представления и понятия, выполнять над ними всевозможные преобразования и фиксировать получаемые результаты.

6. Что такое сознание человека? Как формируется челове­ческое сознание?

Сознание формируется по мере активного овладения субъектом способами использования языка, знаков и симво­лов, через замещение внешних практических предметных действий речевыми действиями и их последующей интериоризацией.

• Единица сознания есть значение, которое имеет социаль­ное происхождение и представляет собой: а) единство мышления и речи; б) единство общения и обобщения.

• Слова (знаки) замещают предметные характеристики яв­лений и событий, фиксируя и сохраняя их значение, что позволяет выполнять действия над значениями во внут­реннем умственном плане.

• Сознание есть обратимые процессы выражения мыслей в словесных значениях и построения мыслей на основе извлечения значений из слов — это обратимые процессы пе-

рехода от смысла к значениям и словам и от слов - к значе­ниям и смыслу.

• Главная функция значения - смыслообразование, которое обеспечивает индивидуальное смысловое строение сознания.

• Сознание субъекта - это динамическая смысловая систе­ма, представляющая собой единство аффективных и ин­теллектуальных процессов.

Таким образом, сознательный уровень организации по­ведения, действий и психических функций заключается в том, что, опираясь на всевозможные способы использования знаково-символических средств, субъект приобретает ряд возможностей. Во-первых, фиксировать и актуализировать в собственной психике и психике других людей различные значения в форме двигательных и образных представлений, а позднее и в форме понятий. Во-вторых, преобразовывать такие значения, использовать их в целях ориентировки в мире и организации поведения у других людей, а также в це­лях самостоятельной ориентировки и организации собст­венного поведения. Такие способности у человека формиру­ются и развиваются на протяжении всей жизни по мере овла­дения субъектом новыми способами использования языка и разнообразных знаково-символических средств.

Так, Л. С. Выготский реализовал ряд исследований, в ко­торых показал, какие существуют основные этапы в форми­ровании и развитии значений у детей. Овладевая способами использования знаков языка, ребенок постепенно устанав­ливает их предметную отнесенность и овладевает соответст­вующими этим знакам значениями. За способами использо­вания знаков скрываются различные типы значений (спосо­бы обобщений):

• синкреты - объединения предметов с помощью слова без достаточного основания, по случайному впечатлению, эмо­ционально-оценочному сходству, по внешней близости, яр­кости;

• комплексы - объединения предметов с помощью слова согласно фактическим связям при равенстве всех при-

знаков в своем функциональном значении. Характерно постоянное изменение оснований для объединения и соскальзывание с одного признака на другой в практиче­ской ситуации обобщения;

• псевдопонятия (житейские понятия) - объединения предметов с помощью слова, которые основаны на житей­ском опыте действий и опыте непосредственного восприя­тия, тождественны с истинными понятиями по предмет­ной отнесенности, но различны по интеллектуальным опе­рациям, ведущим к обобщению;

• понятия - объединения предметов с помощью слова на основе абстрактного синтеза, которые формируются в ходе работы над самими понятиями: осознание значений слов и терминов, а также своей собственной мыслительной дея­тельности; установление зависимостей и связей между си­стемой понятий путем определения одного понятия по­средством других понятий; произвольность использова­ния обобщений.

Формирование научных понятий обеспечивается, во-первых, переходом от использования знаков только «для других» (общение) к знакам «для себя» (организация собст­венного мышления); во-вторых, переходом от накопления опыта внешней речевой организации памяти и мышления во взаимодействиях с другими людьми к активной внутренней организации памяти и мышления с опорой на самостоятель­ную внутреннюю речь.

7. Что представляет собой личность человека как психиче­ское образование?

Интериоризированные способы и средства организации и реализации межличностных и социальных отношений об­разуют структуру личности, которая представляет собой иерархически организованную систему ВПФ.

Личностные качества человека представляют собой психические функции, которые формируются и развиваются на протяжении жизни, приобретают относительно устойчивый характер и обеспечивают субъекту организацию и реализа-

цию: а) непосредственных межличностных взаимодействий с людьми; б) всевозможных опосредствованных социальных отношений и связей с другими людьми и общественными институтами. Такие взаимодействия могут подчиняться уз­коэгоистичным или широко социально значимым задачам.

8. Каковы основные этапы формирования высших психиче­ских функций в онтогенезе?

Периодизация психического развития человека зависит от уровня культурно-исторического развития человеческого общества и определяется закономерностями формирования и развития высших психических функций. При этом на каж­дом этапе психического развития человека наблюдаются:

а) появление характерных для каждого возраста психических новообразований в личностной и познавательной сферах;

б) изменения «социальной ситуации развития» - условий, которые предоставляет общество для развития ребенка, а также требований и ожиданий, которые предъявляются к ре­бенку со стороны других людей и общества.

В формировании и развитии ВПФ можно обобщенно указать ряд этапов, которые намечаются и частично анали­зируются в работах Л. С. Выготского (см.: Глотова, 1990).

Этап формирования натуральных форм поведения (младенче­ство): выделение из единых форм жизнедеятельности «мла­денец - взрослый» индивидуальных форм познавательной активности, поведения и аффективного отношения к раз­личным явлениям.

Этап зарождения высших психических функций (1 - 3 года): функциональное включение знаково-символических средств во взаимодействия между ребенком и взрослым.

Этап «переходных психологических систем» (3 - 12 лет): пе­реход от символической деятельности, выполняемой со­вместно с другими людьми, к индивидуальным формам символической деятельности.

Этап высших психических функций, опосредствованных внеш­ними знаками (от 6 до 12 - 14 лет): формирование умений по-

вышать эффективность своей деятельности с помощью внешних вспомогательных знаково-символических средств.

Этап «вращивания» внешних знаково-символических опера­ций (с 7 - 8 лет и далее на протяжении всей жизни): преоб­разования ВПФ из опосредствованных внешними знаками в опосредствован-ные внутренними знаковыми операция­ми.

Зрелая умственная деятельность взрослого человека, про­текающая во внутреннем умственном плане сознания.

В свою очередь, развитие ВПФ во многом определяется социальной ситуацией развития, которая изменяется на протяжении индивидуального развития каждого человека. Теоретическая конкретизация и обоснование закономерно­стей онтогенетического развития психики человека в после­дующем была реализована в исследованиях А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина.

9. Какова психофизиологическая функциональная структу­ра и организация высших психических функций человека?

В процессе развития человека структура психики изменя­ется по мере установления новых межфункциональных свя­зей и отношений между естественными и высшими психиче­скими функциями путем включения в их организацию зна­ково-символических средств. При этом:

• ВПФ задаются и формируются во внешних формах дея­тельности и общения с людьми на протяжении индиви­дуальной жизни;

• ВПФ каждого человека имеют сложные формы иерархиче­ской функциональной организации (функциональные сис­темы), в которых в зависимости от решаемых задач присутст­вуют восприятие, память, мышление, мотивы, эмоции;

• нейрофизиологические процессы, функции мозга высту­пают необходимым условием (но не причиной!) формиро­вания ВПФ. Мозговые функции приспосабливаются к ре­ализации новых ВПФ и способов взаимодействий с внеш­ним миром, которые приобретаются человеком.

психология личности: развитие человека от индивида к лич­ности; формирование различных индивидуально-психо­логических и личностных свойств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: