Какие важнейшие основания следует использовать для психологического анализа действий и деятельности?

В психологическом анализе структуры действий и деятель-ностей следует выделять:

• мотивационную (интенциональную) сторону - то, что побужда-ет и направляет деятельность и действия - мотивы, цели и их формирование;

• операциональную сторону - способы и средства достиже­ния целей, реализации мотивов и удовлетворения потреб­ностей в различных предметных условиях.

С точки зрения фазовой динамики действий и деятельно­сти следует выделять:

• фазу ориентировки и планирования действий и деятельно­сти;

• фазу исполнения действий и деятельностей в соответствии с планом;

• фазу контроля и коррекции получаемых результатов в про­цессе выполнения действий.

4. Какие составляющие компоненты включаются в психо­логическую структуру человеческой деятельности?

Психологическая структура деятельности включает ряд составляющих компонентов.

Потребность -внутреннее побуждение организма к ак­тивности, в основе которого лежит нужда организма в ка­ких-либо внешних предметах или условиях.

• Исходно потребности запускают ненаправленное поиско­вое поведение, которое обеспечивает обнаружение пред­метов, удовлетворяющих потребности.

• Предметы, обеспечивающие удовлетворение потребно­стей, в последующем начинают направлять активность ор­ганизма, преобразуясь в мотивы.

Мотив - «опредмеченная потребность» - предмет (воспринимаемый или представляемый), который удовлетворя­ет потребность и на который направляется активность (дея­тельность).

• Развитие предметного содержания потребностей и моти­вов в процессах реализации деятельности есть процесс раз­вития потребностно-мотивационной сферы человека.

• В человеческом обществе мотивы формируются и развива­ются: через производство новых предметов и овладение способами их использования.

• Человека могут мотивировать к деятельности различные стороны одного предмета.

• Мотивы в деятельности человека выполняют побудитель­ную, направляющую и смыслообразующую функции.

• Один и тот же мотив (предмет) может удовлетворять раз­ные потребности; одна и та же потребность может удовлет­воряться через разные мотивы (предметы).

Осознаваемые цели, которые достигаются посредством действий, благодаря чему реализуется процесс деятельности.

• Процесс деятельности реализуется посредством действий, каждое из которых подчиняется промежуточной осознаваемой цели и включает ориентировочную и исполнитель­ную части.

• По отношению к любому текущему целенаправленному действию человека мотивы выстраиваются в иерархиче­ские отношения и связи друг с другом.

• Всякое действие и всякую цель можно рассматривать:

а) в объективных предметных связях и отношениях - как име­ющие объективные значения;

б) в отношении к потребно­стям и мотивам субъекта - как приобретающие субъективный личностный смысл.

Автоматизированные, неосознанно реализуемые способы ориентировки, планирования, исполнения, контроля и коррек­ции в составе целенаправленных действий - операции.

• Каждое действие складывается из операций, которые представляют собой автоматизированные способы ориен­тировки, планирования, реализации, контроля и коррек­ции целенаправленного действия.

• Следует условно различать технологические, исполнитель­ные операции и психические операции, обеспечивающие предварительную ориентировку и планирование действий.

• Используемые операции зависят: а) от внешних средств и условий, в которых действие реализуется; б) от имеющихся у субъекта автоматизированных способов ориентировки, планирования и автоматизированных способов реализа­ции действий.

5. Что такое психический образ предметного мира и как он образуется?

В качестве ориентировочной основы в организацию и осуществление любого действия или деятельности включа­ется образ предметного мира. Образ мира - это психическое образование, производное от реализуемых субъектом дейст­вий и операций.

• Ориентировочные операции и действия, исходно выпол­няемые субъектом посредством органов чувств по отноше­нию к объектам, являются средством формирования обра­за. Образ исходно есть продукт, результат определенных ориентировочных операций и действий.

• Внешние (предметные) и внутренние (умственные) опера­ции выступают психологическим механизмом порожде­ния и существования образа: актуализация образа - это процесс сокращенного выполнения тех операций, кото­рые лежат в основе построения образа.

• Использование образа в процессе решения различных за­дач происходит путем включения его в то или иное дейст­вие в качестве ориентировочной основы.

6. Как образуется сознание человека и умственные, внут­ренние формы действий и деятелъностей?

Формирование сознания человека происходит путем интериоризации опосредствованных языком (речью) способов организации и выполнения действий и операций, которые отделяются от исходной внешней предметной формы. Это обеспечивает формирование внутреннего плана умственных действий над представлениями и понятиями, которые орга­низуются сначала внешними, а затем внутренними способа­ми использования языковых и других знаково-символических средств.

7. Как соотносятся внешние и внутренние (умственные) формы человеческих операций, действий и деятельностей?

Исходно внешние ориентировочно-исследовательские и исполнительные, «технологические» составляющие дея­тельности, по мере овладения ими субъектом, преобразу­ются в психические образы и представления - умственные операции и действия, образующие внутренние формы пси­хической деятельности.

• Психика производна от внешних форм деятельности - это результат интериоризации внешних операций и действий путем их преобразования в сокращенные умственные (психические, идеальные) формы.

• Внешние и внутренние составляющие деятельности име­ют одинаковый состав (функционально и структурно изо­морфны), но различаются по предметному содержанию условий, целей, мотивов.

11. Заказ № 4624.

• Внешние и внутренние составляющие компоненты дея­тельности представляют единство и могут переходить друг в друга.

• Развитые внутренние умственные формы действий над представлениями и понятиями могут преобразовываться во внешние формы, реализуясь в новых знаковых и веще­ственно-предметных продуктах человеческой культуры (экстериоризироваться).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow