Теоретические основания когнитивной психологии

Предмет изучения когнитивной психологии - приобре­тение, преобразование, репрезентация, хранение и воспро­изведение знаний, а также влияние знаний на внимание, установки, поведение, эмоционально-ценностные и мотивационные отношения.

• Психические явления можно рассматривать как множест­во этапов обработки информации, получаемой человеком из внешнего мира.

• На каждом из этапов выполняется особая функция, кото­рая требует своего выявления и исследования.

Анализировать психические процессы можно в двух взаимодополнительных направлениях:

1. Анализ психики по аналогии с этапами переработки ин­формации в устройствах компьютера - «компьютерная метафора».

• Человек избирательно извлекает (внимание) информацию из окружающего мира (восприятие), которая помещается в кратковременную память.

• Информация трансформируется, перерабатывается, ин­терпре-тируется (мышление) в зависимости: а) от имею­щихся у субъекта целей (и мотивов); б) от накопленного опыта (долговременная память).

• В процессе переработки информация используется для принятия решений и планирования действий.

2. Анализ психики по аналогии с особенностями переработ­ки информации в программном обеспечении - «инфор­мационная метафора». Реализуется в двух направлениях:

2.1. Линейно-последовательный подход.

• Психика - это система функциональных блоков, которые последовательно, линейно перерабатывают информацию (кодирование, перекодирование, декодирование).

• На каждом этапе переработки взаимодействуют потоки ин­формации, идущие: а) от органов чувств («входов») к цент­ральным механизмам хранения и переработки информа­ции; б) от центра к «входам» и «выходам» - исполнитель­ным действиям.

• Каждый блок выполняет определенную систему функций: формирования альтернатив и критериев отбора при обра­ботке информации, принятия решения о действии на основе имеющихся альтернатив, прогнозирования и пла­нирования действий и т. д.

2.2. Структурно-уровневый подход.

Каждому следующему этапу переработки информации соот­ветствует новый уровень - новая функциональная структура. Функциональные структуры высших уровней интегриру­ют в себе структуры нижележащих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: