Предмет изучения когнитивной психологии - приобретение, преобразование, репрезентация, хранение и воспроизведение знаний, а также влияние знаний на внимание, установки, поведение, эмоционально-ценностные и мотивационные отношения.
• Психические явления можно рассматривать как множество этапов обработки информации, получаемой человеком из внешнего мира.
• На каждом из этапов выполняется особая функция, которая требует своего выявления и исследования.
Анализировать психические процессы можно в двух взаимодополнительных направлениях:
1. Анализ психики по аналогии с этапами переработки информации в устройствах компьютера - «компьютерная метафора».
• Человек избирательно извлекает (внимание) информацию из окружающего мира (восприятие), которая помещается в кратковременную память.
• Информация трансформируется, перерабатывается, интерпре-тируется (мышление) в зависимости: а) от имеющихся у субъекта целей (и мотивов); б) от накопленного опыта (долговременная память).
|
|
• В процессе переработки информация используется для принятия решений и планирования действий.
2. Анализ психики по аналогии с особенностями переработки информации в программном обеспечении - «информационная метафора». Реализуется в двух направлениях:
2.1. Линейно-последовательный подход.
• Психика - это система функциональных блоков, которые последовательно, линейно перерабатывают информацию (кодирование, перекодирование, декодирование).
• На каждом этапе переработки взаимодействуют потоки информации, идущие: а) от органов чувств («входов») к центральным механизмам хранения и переработки информации; б) от центра к «входам» и «выходам» - исполнительным действиям.
• Каждый блок выполняет определенную систему функций: формирования альтернатив и критериев отбора при обработке информации, принятия решения о действии на основе имеющихся альтернатив, прогнозирования и планирования действий и т. д.
2.2. Структурно-уровневый подход.
Каждому следующему этапу переработки информации соответствует новый уровень - новая функциональная структура. Функциональные структуры высших уровней интегрируют в себе структуры нижележащих.