В. К. Вилюнас

1. Не физиологические процессы, а субъективные пере­живания выступают в качестве носителей психических обра-

зов, являются онтологической основой (субстанцией) для воплощения образов, мыслей, идей.

• При этом физиологические процессы обеспечивают возникновение феномена переживания, хотя и неизвестно как.

2. Основой образов, представлений и понятий исходно является аморальная «чувственная ткань» субъективных пе­реживаний-чувств, которые объединяют и связывают впе­чатления субъекта, получаемые в процессах взаимодействия с предметным миром.

3. Чувства-переживания выполняют ряд функций:

• слияние чувств-переживаний является механизмом орга­низации познавательного опыта;

• чувства-переживания служат связующим звеном между отдельны-ми образами, мыслями, представлениями - объеди­няют их в «поток сознания»;

• на основе свертывания и сокращения переживаний (слия­ние как сукцессивных, так и симультанных переживаний) складываются чувства более высоких порядков; такие чув­ства «вооружают» субъекта представлением о возможном чувственном развитии ситуации (пример: желания, пред­ставляющие собой «забегающие вперед переживания»);

• предметы мотивационных отношений идентифицируются не только на основе познавательных характеристик, но и на основе «мелодий» переживаний.

4. Деятельность субъекта не может рассматриваться по­рождающим началом эмоциональных переживаний в том же смысле, как в отношении познавательных образований. По­знавательный образ среды может детерминировать способ реализации отдельных действий, но не выбор целей, на кото­рые действия направляются.

5. В процессах филогенетического (эволюционного) и онтогенетического развития психики, а также в процессах ее функционирования эмоциональные переживания обеспе-

как эмоциональное переживание отношений между целя­ми различных действий и мотивами; как постоянное эмоциональное переживание и оценка всех событий и явлений по отношению к текущим потреб­ностям и мотивам субъекта.

чивают деятельность и отражение пристрастностью, избира­тельностью, целенаправленностью.

6. Фиксирование и выделение в «образе мира» целей и воз­никновение побуждения к ним реализуются эмоциональ­ными переживаниями. Эмоциональные переживания на­рушают равнозначность познавательных ориентиров. В ре­зультате некоторые из них приобретают для субъекта осо­бый смысл.

7. Эмоциональные переживания представляют собой конк-ретно-субъективную форму существования смысла (биологического и личностного). Смысл воздействий среды определяется:

• не объективным значением (познавательным), когда воз­действие выступает в отношении к другому объективному явлению или свойству;

• а субъективным значением (смысловым), когда воздейст­вие выступает в отношении к потребностям и мотивам субъекта.

8. Смысловые образования у человека могут иметь два слоя:

смысл самих мотивов, который существует в субъективной эмоционально-непосредственной форме и не может стать вербализованным;

• выраженный в языковых значениях смысл, который:

а) представляет собой осознание некоторых отношений между мотивом и предметами, явлениями, событиями;

б) получает некоторое причинное объяснение, но далеко не всегда верное и истинное.

9. Отражаемые в «образе мира» объективные межпред­метные связи и отношения служат основой, схемой для рас­пространения смысловых отношений на предметные обсто­ятельства, которые способствуют или препятствуют дости­жению мотивов.

10. Смысловые отношения могут выступать:

11. В качестве единицы психического отражения можно рассматривать аффективный след - совокупность образов, связанных между собой эмоциональным переживанием и запечатленных в памяти так, что актуализация одного из них влечет немедленную актуализацию в сознании эмоции, а также представления о породившей ее ситуации.

12. В качестве единицы индивидуального сознания можно рассматривать вербализованный личностный смысл.

13. В качестве единицы эмоционального процесса полезно рассматривать акт эмоционального переключения с некото­рого эмоционально значимого предмета, явления, события на его условия и «причины». При этом основой для эмоцио­нального переключения могут служить связи, весьма отда­ленно напоминающие собственно причинные связи.

14. По своим функциям в процессе удовлетворения по­требностей эмоциональные явления распадаются на две фундаментальные группы.

• Ведущие эмоциональные переживания или побуждения:

«окрашивают» сами предметы потребностей и превраща­ют их тем самым в мотивы;

возникают при актуализации потребности и мотива;

предшествуют соответствующей деятельности, побуж­дают к ней, определяют ее направленность;

в значительной мере определяют направленность и особен­ности эмоциональной сферы личности.

Производные эмоциональные переживания:

возникают в процессе любой деятельности;

выражают отношения субъекта к ситуации, окрашивают значимые для достижения предмета потребности условия, вы­деляя промежуточные цели;

15. Заказ №4624.

15*

носят универсальный характер и могут возникать по пово­ду любой деятельности (например, эмоции успеха-неуспеха, удовольствия-неудовольствия).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: