Механизм абстрактного синтеза

• В процессах эмпирического анализа (анализа через синтез) устанавливаются, абстрагируются и фиксируются сущест­венные признаки предметов и явлений.

• Выявленные признаки абстрагируются и объединяются по различным основаниям (синтез), что обеспечивает формирование не только эмпирических обобщений, но и теоре­тических понятий, направленных на объяснение предме­тов и явлений.

• Полученные путем мыслительного конструирования по­нятия фиксируются в знаково-символических средствах.

Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин Механизм интериоризации

Существует два взаимосвязанных направления формиро­вания и развития произвольных, преднамеренных ориенти­ровочно-иссле-довательских действий, направленных на установление межпред-метных связей и отношений.

1. Первое направление развития: от разделенного (совмест­ного) действия к действию произвольному и индивидуальному.

• Развитие умений подчинять свои действия, направленные на установление межпредметных связей и отношений, ре­чевым указаниям другого человека (взрослого).

• Развитие у субъекта умений организовывать с помощью речи процессы установления межпредметных связей и отношений с другими людьми.

• Межфункциональное объединение обоих умений в одну функцию - формирование произвольности в процессах установле-ния межпредметных связей и отношений. Овладение собственными процессами мышления (см. ниже).

2. Второе направление развития: от внешних произволь­ных действий с предметами к внутренним умственным фор­мам выполнения действий.

• Доречевое развитие мышления в процессах практического установления межпредметных связей и отношений.

• Межфункциональное объединение доречевых форм мыш­ления и речевых функций. Овладение внешними развер­нутыми формами речевой организации процессов уста­новления межпредметных связей и отношений - процес­сов мышления.

• Преобразование внешних форм речевой организации мышления (через эгоцентрическую речь) во внутренние формы речевой организации.

• Последующее сокращение и автоматизация внутренних речевых форм организации и произвольного выполнения умственных (мыслительных) действий.

А. Н. Леонтьев


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: