• В процессах эмпирического анализа (анализа через синтез) устанавливаются, абстрагируются и фиксируются существенные признаки предметов и явлений.
• Выявленные признаки абстрагируются и объединяются по различным основаниям (синтез), что обеспечивает формирование не только эмпирических обобщений, но и теоретических понятий, направленных на объяснение предметов и явлений.
• Полученные путем мыслительного конструирования понятия фиксируются в знаково-символических средствах.
Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин Механизм интериоризации
Существует два взаимосвязанных направления формирования и развития произвольных, преднамеренных ориентировочно-иссле-довательских действий, направленных на установление межпред-метных связей и отношений.
1. Первое направление развития: от разделенного (совместного) действия к действию произвольному и индивидуальному.
• Развитие умений подчинять свои действия, направленные на установление межпредметных связей и отношений, речевым указаниям другого человека (взрослого).
• Развитие у субъекта умений организовывать с помощью речи процессы установления межпредметных связей и отношений с другими людьми.
• Межфункциональное объединение обоих умений в одну функцию - формирование произвольности в процессах установле-ния межпредметных связей и отношений. Овладение собственными процессами мышления (см. ниже).
2. Второе направление развития: от внешних произвольных действий с предметами к внутренним умственным формам выполнения действий.
• Доречевое развитие мышления в процессах практического установления межпредметных связей и отношений.
• Межфункциональное объединение доречевых форм мышления и речевых функций. Овладение внешними развернутыми формами речевой организации процессов установления межпредметных связей и отношений - процессов мышления.
• Преобразование внешних форм речевой организации мышления (через эгоцентрическую речь) во внутренние формы речевой организации.
• Последующее сокращение и автоматизация внутренних речевых форм организации и произвольного выполнения умственных (мыслительных) действий.
А. Н. Леонтьев