В чем заключаются основные особенности формирования и развития человеческих форм мышления?

Мыслительные действия формируются на основе разде­ленных с другими людьми внешних практических действий установления межпредметных связей и отношений к дейст­виям индивидуальным и умственным. Превращение исход­но внешнего совместного предметного действия в самостоя­тельное и умственное действие включает несколько этапов:

• прослеживание действия, выполняемого другим челове­ком, в плане восприятия;

• включение в выполнение разделенного с другими людьми действия, которое может представлять собой: а) предмет­но-практическое материальное действие с реальными объек­тами; б) «материализованное» действие, выполняемое с изображениями или знаково-символическими объектами;

• самостоятельное выполнение предметно-практического или материализованного действия с опорой на внешнюю громкую речь, а затем с опорой на внутреннюю разверну­тую речь «про себя»;

• уровень самостоятельных действий над представляемыми предметами, изображениями, схемами, моделями с опо­рой на развернутую речь «про себя»;

• уровень сокращенных и автоматизированных умственных действий во внутреннем умственном плане.

5. Какова роль языка в развитии познавательных возмож­ностей человека?

По мере овладения субъектом действиями и операциями обозначения и замещения языковыми знаками ориентиро­вочных и исполнительных составляющих действий обеспе­чивается их фиксирование в форме значений.

• Языковые средства начинают обеспечивать процессы ак­туали-зации в психике человека определенных значений, а также организацию действий по их преобразованию. Фор­мируется внутренний план умственных действий.

• По мере овладения разнообразными знаково-символиче­скими системами и способами их использования человек совершенствует способы произвольной организации и расширяет функциональные возможности собственного внутреннего плана умственных действий (сознания).

6. Что выступает в качестве результата ориентировоч­но-исследовательской активности субъекта, который интег­рирует все познавательные психические функции?

По мере непосредственно-чувственного знакомства с предметами окружающего мира и овладения способами их преобразования на основе интериоризации ориентировоч-

ных и исполнительных компонентов разнообразных пред­метных действий формируется, уточняется и совершенству­ется на протяжении жизни субъекта образ мира, который фиксируется в памяти субъекта и выступает ориентировоч­ной основой для организации разнообразных действий.

7. Каковы основные направления развития и особенности организации внутреннего плана умственных действий?

Внутренний план умственных действий включает преоб­разования представлений и понятий, которые в различной степени организованы знаково-символическими средства­ми.

• Для организации умственных действий над представлени­ями и понятиями могут использоваться: а) внешние мате­риальные (например, графические или речевые) знаково-символические средства; б) интериоризированные субъектом внутренние способы использования знаков и символов (внутренняя речь, а также представляемые знаково-символические схемы, модели различной степени обобщенности и абстрактности).

• Интериоризированные знаково-символические изображения, схемы, модели, в свою очередь, могут становиться предметом преобразования в умственном плане с исполь­зованием других знаково-символических средств (внеш­них и внутренних). Возникают иерархические и гетерархические отношения между различными уровнями организации умственных действий.

• Любые виды исходно развернутых во времени (сукцессивных) умственных действий по мере овладения ими субъектом сокращаются, автоматизируются, приобрета­ют симультанный характер и преобразуются в умствен­ные операции, которые обеспечивают условия для выпол­нения других, все более сложных умственных действий. Так формируются сложные иерархические отношения между умственными действиями и умственными опера­циями.

Исследования, проводимые в русле поэтапного форми­рования умственных действий и умственных операций в контексте теории интериоризации, позволили установить некоторые механизмы, лежащие в основе интуитивного и творческого мышления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: