Мыслительные действия формируются на основе разделенных с другими людьми внешних практических действий установления межпредметных связей и отношений к действиям индивидуальным и умственным. Превращение исходно внешнего совместного предметного действия в самостоятельное и умственное действие включает несколько этапов:
• прослеживание действия, выполняемого другим человеком, в плане восприятия;
• включение в выполнение разделенного с другими людьми действия, которое может представлять собой: а) предметно-практическое материальное действие с реальными объектами; б) «материализованное» действие, выполняемое с изображениями или знаково-символическими объектами;
• самостоятельное выполнение предметно-практического или материализованного действия с опорой на внешнюю громкую речь, а затем с опорой на внутреннюю развернутую речь «про себя»;
• уровень самостоятельных действий над представляемыми предметами, изображениями, схемами, моделями с опорой на развернутую речь «про себя»;
|
|
• уровень сокращенных и автоматизированных умственных действий во внутреннем умственном плане.
5. Какова роль языка в развитии познавательных возможностей человека?
По мере овладения субъектом действиями и операциями обозначения и замещения языковыми знаками ориентировочных и исполнительных составляющих действий обеспечивается их фиксирование в форме значений.
• Языковые средства начинают обеспечивать процессы актуали-зации в психике человека определенных значений, а также организацию действий по их преобразованию. Формируется внутренний план умственных действий.
• По мере овладения разнообразными знаково-символическими системами и способами их использования человек совершенствует способы произвольной организации и расширяет функциональные возможности собственного внутреннего плана умственных действий (сознания).
6. Что выступает в качестве результата ориентировочно-исследовательской активности субъекта, который интегрирует все познавательные психические функции?
По мере непосредственно-чувственного знакомства с предметами окружающего мира и овладения способами их преобразования на основе интериоризации ориентировоч-
ных и исполнительных компонентов разнообразных предметных действий формируется, уточняется и совершенствуется на протяжении жизни субъекта образ мира, который фиксируется в памяти субъекта и выступает ориентировочной основой для организации разнообразных действий.
7. Каковы основные направления развития и особенности организации внутреннего плана умственных действий?
|
|
Внутренний план умственных действий включает преобразования представлений и понятий, которые в различной степени организованы знаково-символическими средствами.
• Для организации умственных действий над представлениями и понятиями могут использоваться: а) внешние материальные (например, графические или речевые) знаково-символические средства; б) интериоризированные субъектом внутренние способы использования знаков и символов (внутренняя речь, а также представляемые знаково-символические схемы, модели различной степени обобщенности и абстрактности).
• Интериоризированные знаково-символические изображения, схемы, модели, в свою очередь, могут становиться предметом преобразования в умственном плане с использованием других знаково-символических средств (внешних и внутренних). Возникают иерархические и гетерархические отношения между различными уровнями организации умственных действий.
• Любые виды исходно развернутых во времени (сукцессивных) умственных действий по мере овладения ими субъектом сокращаются, автоматизируются, приобретают симультанный характер и преобразуются в умственные операции, которые обеспечивают условия для выполнения других, все более сложных умственных действий. Так формируются сложные иерархические отношения между умственными действиями и умственными операциями.
Исследования, проводимые в русле поэтапного формирования умственных действий и умственных операций в контексте теории интериоризации, позволили установить некоторые механизмы, лежащие в основе интуитивного и творческого мышления.