Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев Культурно-историческая теория

1. Память современного человека — это продукт его куль­турно-исторического развития. Естественная биологиче­ская память по мере развития человеческого общества и че­ловеческой культуры замещается социально организован­ными опосредствованными формами.

2. В человеческом обществе операции запоминания и воспроизведения исходно формируются в разделенной с другими людьми деятельности и выполняются с помощью искусственно создаваемых орудийных и знаково-символических средств («стимулов-средств»).

• Сначала такими средствами выступают предметы, естест­венный язык и вещественные символы и знаки.

• Позднее в качестве таких средств начинают использова­ться искусственно создаваемые знаково-символические системы (письменность, математические и другие зна­ки).

3. Сначала субъект в разделенных с другими людьми дей­ствиях овладевает внешними способами использования зна­ков и символов: а) для организации запоминаемого содержа­ния; б) для организации мнемических действий.

4. По мере приобретения умений и навыков самостоятель­ного внешнего использования знаково-символических средств с целью запоминания такие умения интериоризируются, переходят в умственный план сознания.

• Внешние способы использования знаково-символических средств замещаются внутренними способами их использо­вания и обеспечивают произвольную внутреннюю самоор­ганизацию памяти субъектом.

• Умственные формы произвольной организации мнемиче­ских действий могут автоматизироваться, сокращаться и приобретать форму мнемических операций.

А. Н. Леонтьев (1903-1979)

Деятельностный подход к процессам памяти

П. И. Зинченко (1903—1969), А. А. Смирнов, В. Я. Ляудис


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: