1. Процессы памяти (запоминания, сохранения, воспроизведения, забывания) зависят от целей и особенностей деятельности субъекта.
2. В развитой форме процессы запоминания преобразуются в особый род произвольно организуемых человеческих действий - мнемические действия.
• В человеческом обществе мнемические действия передаются как способы организации специальных операций и действий, направленных на организацию процессов запоминания и воспроизведения различного содержания жизненного опыта.
• Овладение различными способами работы над материалом для достижения познавательных и мнемических целей обеспечивает изменения в отношениях между непроизвольным и произвольным запоминанием.
3. Непроизвольное запоминание может быть как продуктом текущей деятельности, так и результатом отвлечения от нее - случайным запоминанием.
• Непроизвольное запоминание, выступающее продуктом текущей деятельности, занимает в жизни животных и человека основное место.
• С появлением произвольной памяти непроизвольная память не только не утрачивает своего значения, но и продолжает совершенствоваться.
4. В человеческих действиях имеются факторы, способствующие непроизвольному запоминанию.
• Лучше запоминается материал, который придумывается самим испытуемым или служит продуктом его деятельности, чем материал, который предоставляется в готовом виде.
• То, что является объектом целенаправленных действий, запоминается значительно лучше по сравнению с тем, что служит объектом уже достаточно автоматизированных операций.
• Запоминается то, что выступает в качестве препятствия, затруднения в деятельности.
• Глубина понимания и связанная с ней интеллектуальная активность являются важнейшим условием продуктивности непроизвольного запоминания.
• Высокая активность деятельности обеспечивает продуктивное непроизвольное запоминание, превосходящее по результатам произвольное запоминание в условиях менее активной деятельности субъекта.
5. Эффективность произвольного запоминания зависит:
а) от мотивов деятельности; б) от целей и направленности мнемических действий: на глубину понимания заучиваемого, точность и полноту воспроизведения, последовательность и т. д.
6. В человеческих действиях существует ряд факторов, обеспечивающих произвольность запоминания.
• Сочетание направленности на запоминание с активной мыслительной деятельностью над материалом обеспечивает максимально успешное заучивание.
• Ясность и конкретность целей, в соответствии с которыми производится запоминание.
• Использование специальных мыслительных действий, направленных на смысловую группировку материала, выделение смысловых опорных пунктов, смысловое соотнесение; особо важную роль может играть процесс составления плана.
• Преобразование каждого повторения в решение новой задачи: а) повторение всегда должно заключать в себе что-то новое; б) запоминаемое должно служить средством решения новых мыслительных задач.
7. В состав мнемического действия входит ряд операций (В. Я. Ляудис):
• ориентировка в запоминаемом материале, категоризация и установление его состава и структуры;
• поиск и выделение соответствующих материалу оснований для способа группировки;
• группировка и перестройка материала по тем основаниям, которые определены предшествующими операциями;
• установление межгрупповых связей и построение мнемосхемы материала.