Закономерности процессов запоминания

1. Процессы памяти (запоминания, сохранения, воспро­изведения, забывания) зависят от целей и особенностей дея­тельности субъекта.

2. В развитой форме процессы запоминания преобразу­ются в особый род произвольно организуемых человеческих действий - мнемические действия.

• В человеческом обществе мнемические действия переда­ются как способы организации специальных операций и действий, направленных на организацию процессов запо­минания и воспроизведения различного содержания жиз­ненного опыта.

• Овладение различными способами работы над материа­лом для достижения познавательных и мнемических це­лей обеспечивает изменения в отношениях между непроизвольным и произвольным запоминанием.

3. Непроизвольное запоминание может быть как продук­том текущей деятельности, так и результатом отвлечения от нее - случайным запоминанием.

• Непроизвольное запоминание, выступающее продуктом текущей деятельности, занимает в жизни животных и че­ловека основное место.

• С появлением произвольной памяти непроизвольная па­мять не только не утрачивает своего значения, но и про­должает совершенствоваться.

4. В человеческих действиях имеются факторы, способст­вующие непроизвольному запоминанию.

• Лучше запоминается материал, который придумывается самим испытуемым или служит продуктом его деятельно­сти, чем материал, который предоставляется в готовом виде.

• То, что является объектом целенаправленных действий, за­поминается значительно лучше по сравнению с тем, что служит объектом уже достаточно автоматизированных операций.

• Запоминается то, что выступает в качестве препятствия, затруднения в деятельности.

• Глубина понимания и связанная с ней интеллектуальная активность являются важнейшим условием продуктивно­сти непроизвольного запоминания.

• Высокая активность деятельности обеспечивает продук­тивное непроизвольное запоминание, превосходящее по результатам произвольное запоминание в условиях менее активной деятельности субъекта.

5. Эффективность произвольного запоминания зависит:

а) от мотивов деятельности; б) от целей и направленности мнемических действий: на глубину понимания заучиваемо­го, точность и полноту воспроизведения, последователь­ность и т. д.

6. В человеческих действиях существует ряд факторов, обеспечивающих произвольность запоминания.

• Сочетание направленности на запоминание с активной мыслительной деятельностью над материалом обеспечи­вает максимально успешное заучивание.

• Ясность и конкретность целей, в соответствии с которыми производится запоминание.

• Использование специальных мыслительных действий, на­правленных на смысловую группировку материала, выде­ление смысловых опорных пунктов, смысловое соотнесе­ние; особо важную роль может играть процесс составления плана.

• Преобразование каждого повторения в решение новой за­дачи: а) повторение всегда должно заключать в себе что-то новое; б) запоминаемое должно служить средством реше­ния новых мыслительных задач.

7. В состав мнемического действия входит ряд операций (В. Я. Ляудис):

• ориентировка в запоминаемом материале, категоризация и установление его состава и структуры;

• поиск и выделение соответствующих материалу основа­ний для способа группировки;

• группировка и перестройка материала по тем основани­ям, которые определены предшествующими операция­ми;

• установление межгрупповых связей и построение мне­мосхемы материала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: