Модели схемной организации когнитивных семантических структур. Знания о ситуациях и событиях; их схемная организация (фреймы и скрипты)

1. Элементы семантических сетей могут организовывать­ся в устойчивые когнитивные образования, которые пред­ставляют собой схемы выполнения определенного множест­ва аналогичных когнитивных операций.

2. Схемы — это обобщенные абстрактные когнитивные структуры, приложимые к некоторому числу ситуаций или событий.

• Схемы содержат некоторое число переменных, или «сво­бодных мест», предназначенных для того, чтобы запол­няться специфическими элементами тех ситуаций или событий, которые репрезентируются схемой.

• Схемы выражают декларативные знания, связанные не счастным, отдельным знанием, а такие, которые могут быть использованы в самых различных целях (понимать, испол­нять, делать умозаключение и т. д.).

3. Схемы являются блоками организации знаний, образуя единицы, которые: а) неделимы и восстановимы в памяти, б) автономны относительно других знаний.

4. Схемы конструируются из элементарных (конкретных) представлений, концептов, действий, связей и являются

обобщенными представлениями каких-либо событий или ситуаций.

• В схемах кодируются как перцептивные (образные), так и пропозициональные признаки.

• Организация схем может иметь: а) последовательный и б) иерархический характер.

5. Существует два основных типа схем.

Скрипты — схемы событий, которые включают «сцены», представляющие собой макродействия и подчиненные определенной промежуточной цели. Сцены, в свою оче­редь, состоят из некоторого числа действий, представляю­щих собой конкретные способы достижения целей (проце­дуры).

Фреймы - схемы ситуаций или пространственно структу­рированных отношений и схемы квазипространственных связей между концептами.

Схемы могут объединяться в системы (фреймовая систе­ма), которые позволяют анализировать объекты или ситуа­ции сразу с нескольких позиций.

Теории организации человеческой памяти в культурно-историческом и деятельностном подходе к анализу и объяснению психических явлений


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: