Христианская психология (рассматривается в православной трактовке)

Третий образ - христианская психология, которая в России представлена прерванной после революции, но возрождающейся сегодня традицией.

Подобное возвращение или обращение к православным истокам происходит и в педагогике, также опирающейся на антропологию святых отцов В.В.Зеньковский[ ], свящ. Евгений Шестун [ ]) и в философии (С.Хоружий [ ], Э.А.Тайнов [ ]), даже в физике [ ].

Впрочем, в словосочетании христианская психология даже не очень чуткий слух улавливает некий семантический диссонанс, внутреннее противоречие – с одной стороны, психология – наука о психике человека в ряду других наук, с другой стороны, религиозная наука, христианское учение о душе, сотворенной Богом.

Впрочем, история расщепления психологии имеет давнюю историю – еще Ибн-Сина, к примеру, выработал «своеобразную концепцию двойственной истины в смысле отделения философского знания от естественно-научного внутри самой светской науки» - так развивались две психологии, материалистическая, медицинская и философская, близкая к платонизму, содержащая представление о бессмертии души (Ярош. ИП, с. 94)

Рассмотрим основные положения христианской антропологии, лежащей

в фундаменте христианской психологии, эту функцию осуществляют библейская и святоотеческая антропология, а также космология и теология, в центре которых - учение о сотворении Богом Вселенной и человека, несовместимое с эволюционистской теории происхождения вселенной, живой материи и человека.

Центральное понятие антропологии - человеческая тримерия: дух, душа и тело. Дух понимается иногда как отдельная часть тримерии, либо как высшая часть души двумерии. Феофан Затворник пишет, что Дух содержит чувство Божества и ничем неудовлетворенность, он есть та сила, которая вдохнута в лицо человека при сотворении, а душа – низшая часть той же силы, назначенная для ведениядел земной жизни [ ]. Душа есть и у животных, но духа нет.

Святоотеческая антропология, исходя из Священного писания, рассматривает три (а не одно, как в секулярных науках) возможных состояния человеческого естества: ниже естества, естественное, выше естества. Состояние ниже естества или падшее состояние - это современное состояние человеческой природы, состояние после грехопадения Адама.

АП и ГП знакомы, таким образом, только с одним из трех возможных объектов психологии, человека в состоянии ниже естества.

В прежнем его состоянии, естественном, неизвестном и недоступным научному познанию, человек пребывал с момента сотворения до грехопадения. В третьем, высшем состоянии - в Царствии Небесном, пребудут люди спасенного человечества, обретшие новое тело и душу.

Предмет христианской психологии – духовная брань, то-есть духовная борьба с грехом для спасения души и обретения нового естества.

ХП –ее предмет дискуссионен


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: