Теория А.В.Запорожца

Восприятие, ориентируя практическую деятельность субъекта, вместе с тем зависит в своем развитии от условий и характера дея­тельности. Развитие как деятельности в целом, так и входящих в ее состав перцептивных процессов, происходит не спонтанно. Оно опре­деляется условиями жизни и обучения. В частности, специфически человеческое сенсорное обучение предполагает не только адаптацию перцептивных процессов к индивидуальным условиям существова­ния, но и усвоение выработанных обществом систем сенсорных про­цессов.

Согласно теории Запорожца, перцептивные действия не только отражают наличную ситуацию, но в известной мере предвосхищают те её преобразования, которые могут произойти в результате практи­ческих действий. Необходимо изучить зависимость восприятия от ха­рактера деятельности:

1. в плане онтогенетического развития ребенка;

2. в ходе функционального развития (в процессе формирования
тех или иных перцептивных действий под влиянием сенсорного обучения).

Исследования онтогенеза восприятия свидетельствуют о том, что между восприятием и действием существуют сложные и изменяю­щиеся в ходе развития ребенка взаимоотношения:

1. Первые месяцы жизни. Развитие сенсорных функций опережает онтогенез соматических движений и оказывает существенное влияние на формирование последних. На данной стадии ориентиро­вочные движения достигают относительно высокого уровня, но вы­полняют лишь ориентировочно-установочную функцию. Ещё не про­исходит формирования константных, предметных образов, которые необходимы для управления сложными формами поведения.

2. 3-4 месяц жизни. Сенсорные функции включаются в обслуживание простейших практических действий, перестраиваются на их основе и сами приобретают постепенно характер своеобразных ориентировочно-исследовательских перцептивных действий.

3. Начиная со 2 года жизни ребенок овладевает простейшими орудиями. В связи с этим изменяется его восприятие. Образы восприятия
теряют глобальность и фрагментарность и приобретают более четкую и
адекватную воспринимаемому предмету структурную организацию.

4. От 3 до 7 лет дети начинают овладевать некоторыми видами
специфически человеческой продуктивной деятельности, направленной на создание новых объектов. Продуктивная деятельность ставит
перед ребенком новые перцептивные задачи.

Естественно, развитие ребенка происходит не спонтанно, а под влиянием обучения:

1. На первом этапе формирования новых перцептивных дейст­вий процесс начинается с того, что проблема решается при помощи
внешних материальных действий с предметами. На данном этапе начинает складываться как бы внешний, материальный прототип будущего идеального перцептивного действия.

2. На втором этапе сенсорные процессы, перестроившись под
влиянием практической деятельности, сами превращаются в своеобразные перцептивные действия, которые осуществляются с помощью
движений рецепторных аппаратов и предвосхищают последующие
практические действия.

3. На третьем этапе перцептивные действия свертываются, время
их протекания сокращается, их эффекторные звенья оттормаживаются, и восприятие начинает производить впечатление пассивного, без­
действенного процесса.

Предполагается, что на данном этапе внешнее ориентировочно-исследовательское действие превращается в действие идеальное, в движение внимания по полю восприятия.

8. Б.Г. Ананьев. Концепция о сенсорно-перцептивном единстве

В своей концепции, на основе большого экспериментального ма­териала, автор утверждает единство сенсорных и перцептивных про­цессов. Он говорит о том, что эти процессы взаимодополняют друг друга и существуют на паритетных началах. Кроме того, ни воспри­ятие, ни ощущения не являются оторванными процессами от других психических процессов. Также отмечается взаимное проникновение этих процессов друг в друга. Ананьев рассматривает симметрию и асимметрию перцептивных процессов. Кора разбита на левое и пра­вое полушария, и существует как симметричное, так и асимметрич­ное перераспределение сигналов между полушариями. Ананьев в своей работе рассматривает проблемы восприятия с этой точки зре­ния. Он говорит об этой проблеме как в рамках одной модальности. так и в интермодальном плане. Здесь он приходит к выводу о целост­ности сенсорно-перцептивной организации человека. В этой целост­ной системе образуются межфункциональные сенсорные структуры и сложно разветвленные сенсорные цепи. Генетическим началом этих цепей являются тактильные функции, а всеобщим эффектом - зри­тельное восприятие. К таким цепочкам относятся:

· Тактилыю-вибрацнонно-слуховые;

· Тактильно-кинестетические;

· Тактильно-температурно-болевые;

· Тактильно-вкусо-обонятельные-интероцептивные.

Все эти цепочки представляют собой потоки разноуровневой информации о внешней и внутренней среде организма, которые сходят­ся в зрительных, кинестетических, гравитационных узлах единой сенсорной организации человека. В процессе исторического развития и на его основе образуются межанализаторные интро- и интермо­дальные сенсорные системы с высокими уровнями интеграции, пере­ходящие в перцептивные системы, такие, как речеслуховая и зри­тельная. Изучение эволюции зрительной системы, речевого слуха, кинестезии показывают, что в пределах условий жизни и деятельно­сти человека оптимумы этих функций, находящихся под постоянной нагрузкой, перемещаются в более поздние периоды жизни. При этом стабилизируются и противостоят процессам, которые могут вызвать дестабилизацию перцепции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: