Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. «Психологический справочник учителя»

Феномены Пиаже. Всемирно известный швейцарский психолог Жан Пиаже (1'896—1980) провел серию исследований развития у детей понятия (принципа) сохранения количества или величины объектов при изменении их формы. Он обоснованно считал, что понимание сохранения объекта в процессе изменения его формы составляет необходимое условие всякой рациональной деятельно­сти. Для исследования владения детьми разного возраста прин­ципом сохранения Пиаже использовал особые задачи, которые сей­час обычно называются «задачами Пиаже».

Примеры таких задач изображены на рис. 3.

Слева на рисунке показаны первоначальные состояния объектов, которые показыва­ются испытуемым: 1) два ряда одинаковых предметов (бус, чашек и т. д.), расположенных один под другим; 2) два одинаковых со­суда, в которые налита до одного и того же уровня подкрашенная вода; 3) два одинаковых комочка глины (пластилина).

Эксперимент во всех случаях проводился одинаково. Испы­туемого (ребенка 4 лет и старше), показывая ему объекты, изо­браженные на рисунке слева, спрашивали, одинаковы ли эти объ­екты (Одинаково ли количество бус в обоих рядах? Одинаков ли уровень воды в обоих сосудах? Одинаково ли глины в двух комоч­ках?). Во всех случаях испытуемые обычно говорят: «Одинаково».

Затем на глазах испытуемого изменяли форму одного из пред­метов: 1) один ряд бусин расставляют на большие расстояния друг от друга, а второй ряд не меняют; 2) воду из одного сосуда переливают в сосуд другой формы (например, более узкий);

3) один из комочков глины раскатывают в длинную колбаску (ре­зультаты этих изменений показаны на рисунке справа).

После этого испытуемого снова спрашивали: «Одинаковы ли теперь эти два предмета?» (Одинаково ли количество бусин в двух рядах? Одинаково ли воды в двух сосудах? Одинаково ли глины в колбаске и в комочке?).

И хотя ребенок внимательно наблюдал за изменением формы одного из предметов, обычно дошкольник (4—6 лет) отвечал, что в первом ряду бусин больше, чем во втором; в более узком сосуде воды больше; в колбаске больше глины. Дети более старшего воз­раста давали другие ответы.

Пиаже считал, что ребенок 4—6 лет находится на первой ста­дии развития познавательной способности, когда он еще не вла­деет принципом сохранения (количества, объема, массы). На вто­рой промежуточной стадии ребенок (обычно 7—10 лет) в однинх случаях дает верный ответ, а в других — неверный: он только на­чинает овладевать принципом сохранения. И, наконец, на третьей стадии (обычно в 11—13 лет) ребенок всегда уверенно дает вер­ный ответ, что предметы остались одинаковыми, и может как-то обосновать свое утверждение. В этом случае ребенок владеет принципом сохранения. Эти явления, происходящие в психическом развитии любого ребенка, были впоследствии названы «феномена­ми Пиаже».

Пиаже пытался найти объяснение этим феноменам. Может быть, ребенок не понимает вопросов, которые ему задают в задачах Пиаже? Пиаже настойчиво обращал внимание испытуемых детей, находящихся на первой стадии развития, на то, о чем их спраши­вают, указывал им, что их спрашивают не о расстоянии между бу­синками, а об их количестве, не об уровне воды в сосуде, а о коли­честве воды, не о длине колбаски, а о количестве глины и т. д. Но такой ребенок настойчиво.подтверждал свой ответ и на во­прос: «Почему воды больше?»— отвечал: «Потому что ее перели­ли». Пиаже это объяснял как естественное для развития ребенка явление (200а, с. 243—289).

Психологи пытались найти другое объяснение феноменам Пиа­же. Дж. Брунер—американский психолог—вместе со своими сотрудниками провел ряд экспериментов, чтобы выяснить приро­ду феноменов Пиаже. Так, они установили, что если 5—6-летних детей, не обнаруживших понимания принципа сохранения, трени­ровать в обратном преобразовании предмета, например из «кол-- баски» снова сделать шарик, и при этом ставить перед ребенком вопрос: «Получились одинаковые шарики?», то после серии таких тренировок у трех четвертей детей обнаруживается понимание принципа сохранения, т. е. они переходят с первой на третью ста­дию развития познавательной способности оценки величин и коли­честв.

Ф. Франк (сотрудница Дж. Брунера) обнаружила, что если ребенка 4—5 лет спросить, изменится ли количество воды, если ее перелить из одного сосуда в другой, например более широкий, то большинство этих детей отвечали, что воды останется столь­ко же. Но когда это переливание проделывали на их глазах, то они указывали на сосуд с более высоким уровнем воды как на со­держащий больше воды (416, с. 314—318).

Гринфилд провела исследование развития понимания принци­па сохранения у африканских детей, посещающих и не посещающих школу. Лишь примерно половина детей, не посещающих школу, даже в возрасте 11—13 лет, обнаружила понимание этого принципа. На основе этих экспериментов она пришла к выводу, что при отсутствии школьного образования интеллектуальное раз­витие, определяемое как любое качественное изменение, вскоре после 9 лет прекращается (124а, с. 182— 183).

Л. Ф. Обухова под руководством П. Я. Гальперина провела большое исследование формирования у старших дошкольников принципа сохранения количества по различным параметрам физи­ческих величин. Для этого она с помощью методики поэтапного формирования умственных действий учила детей определять раз­мер каждой из сравниваемых величин с помощью выбранной об­щей мерки и оценивать эти величины по результатам измерения. В результате этих экспериментов Л. Ф. Обухова сделала вывод, что умение выделять в сравниваемых объектах разные их свой­ствами каждое из них измерять с помощью какой-то избранной мерки представляет собой необходимое и достаточное условие для формирования у детей полноценного знания о принципе сохране­ния (187а, с. 136—142).

Л. М. Фридман и Л. И. Земцова для исследования процесса формирования в онтогенезе действия количественного сравнения провели несколько серий экспериментов с пятью группами испы­туемых: старшие дошкольники, младшие школьники, младшие под­ростки (10—12 лет), старшие школьники и взрослые.

Основной эксперимент состоял в следующем. Испытуемому по­казывали 10 разных предметов: линейка, веревочка, карандаш, мяч, кубик и т. д. Убедившись, что испытуемый качественно раз­личает эти предметы, может назвать каждый из них и указать разные его свойства, ему задавались два вопроса: «Какой из этих предметов самый большой, почему?» и «Какой из этих предметов самый маленький, почему?» Был получен парадоксальный резуль­тат: хотя сами вопросы были логически противоречивыми, ибо, не указав параметра, нельзя установить, какой из данных предметов самый большой (маленький), не только все дошкольники, подав­ляющее большинство младших школьников и подростков, но да­же больше половины старших школьников и взрослых сразу ука­зывали какой-либо один или группу предметов как самых больших или самых маленьких.

Это свидетельствует о том, что такие испытуемые не владеют логическим правилом количественного сравнения объектов: сравни­вать объекты можно лишь по определенному указанному общему свойству (параметру) этих объектов. Именно у этих испытуемых в последней серии экспериментов был обнаружен феномен Пиа­же—они не владели или плохо владели принципом сохранения.

Эксперименты показали, что испытуемые, у которых был об­наружен феномен Пиаже, говоря «больше» или «меньше», «оди­наково» или «не одинаково», имеют в виду не один и тот же параметр (по которому их просят сравнивать предметы), а каж­дый раз другой, более четко и наглядно ими воспринимаемый.

Отсюда был сделан вывод, что овладение действием количест­венного сравнения не происходит спонтанно, как утверждал Ж. Пиаже, а требует специального обучения, в том числе обуче­ния логическим правилам выполнения этого действия, изучение которых, к сожалению, до сих пор не предусмотрена программой обучения математике и физике в школе (254а).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: