Первая шкала Бине была создана в 1905 году и состояла из 30 заданий, трудность была определена эмпирически. Группа состояла из 50 детей в возрасте от 3 до 11 лет и была отобрана другими способами. Особый акцент уделялся на способность к рассуждению и тп. Сразу были видны пробелы и проблемы. В 1908 году шкала была переработана. Тесты были сгруппированы по возрастам. Группа была сформирована из 80% справившихся с тестами. Граница широка, тк уже были отобраны дети. В 1911 были переработаны.
Тесты использовали для решения слежующец проблемы: диагноз и классификация лиц с задержкой умственного развития. Это было ответом ра требования педагогов, которым было сложно учить детей всех одним потоком.
В тестах измеряется словарный запас, понимание нелепости, вербальных отношений, различные количественные характеристики и тп. А также абстрактное/нагладное мышление, умение оперировать определенными конструктами, умение использовать фигурки и тп. Широко используются тесты на память (на цифры, предметы и тп).
Векслер. 1939. Шкала интеллекта Векслерра-Бельвью. Она многократно перерабатывалась и в 1967 году она была разработана для дошкольников и младших школьников отдельно, и она включала в себя массу субтестов.
В дальнейшем получила признания и широко использовалась шкала Кауффмана. Разработана в начале 90-х годов. Включала батарею для детей, подросткой и взрослых.
Тесты нужны и для динамики развития человека.
12. Особенности проведения телефонного опроса. Время общения с респондентом, объем и содержание вопросов. Способ фиксации результатов. Область применения.
Телефонное интервью — одна из форм опосредованного опроса, получившая особенно широкое распространение в 2000-е гг. в крупных городах России, имеющих высокий уровень телефонизации.
Ограничено временем и объемом вопросов. Классическая норма от 5 до 15 минут. Когда интервью превышает 15 минут, то это уже непрофессиональное поведение. Естественно, небольшой круг вопросов. Оно похоже на фокусированное, но не с той глубиной и объемом. Главное достоинство - оперативность и небольшая стоимость. Но и высокая поверхностность. Глубинных вещей не выяснить. Особая проблема телефонного интервью - сомнительная (трудно определимая) репрезентативность. В опытных агентствах телефонное интервью обязательно проверяется. Результаты финкируются в компьютерной программе. Проводя телефоны опрос, интервьюер находится в колл-центре с установленной программой CATI для автоматизации телефонных опросов. Инструментарий находится на экране компьютера, а также в печатном варианте для случая, если компьютерная программа даст сбои. Данные вводятся так же в компьютер. Невозможно перейти к 2-ому вопросу, не ответив на первый. Данные тут же отправляются. Видно, сколько проведено интервью, то есть, как реализованы квоты.
Область применения:
Маркетинговые исследования
при выяснении общественного мнения относительно последних событий, «горячих новостей»
при тестировании радиорекламы
Экспресс-опросы
Исследование электорального поведения
Выявление основных проблем в районах города
Омнибус
Поисковые и пилотажные исследования
Преимущества:
Оперативность
стандартность в способе доставки данных
Минимальное влияние интервьюера
низкая себестоимость
высокая степень конфиденциальности
снижение затрат за счет объединения ресурсов
результаты становятся тут же доступными для анализа
Высококачественный контроль
специально разработанные компьютерные технологии позволяют сократить число ошибок
Недостатки:
Невозможность соблюсти репрезентативностьвыборки. Компенсируется случайным отбором телефонных номеров (random digit dialing). В Москве и Петербурге не менее 85% семей имеют телефоны, в среднем по России – менее 50%
Большое число отказов
Недоверие к опросу
Неискренность ответов. Доля неискренних ответов на вопросы о предполагаемом электоральном поведении респондентов в телефонных интервью заметно выше (в среднем на 16%), чем в традиционных анкетных опросах.
Не все номера есть в телефонных книгах. В телефонную книгу всей Финляндии, 42% телефонов по просьбе их владельцев не включены. в Монреале в списках не значатся 19%.
«Ситуативная ложь»
Конформные и социально желательные ответы. Опрашиваемые по телефону склонны существенно занижать уровень своих реальных доходов
Невнятные ответы и невозможность интерпретации некоторых ответов
Продолжительность телефонного интервью не может превышать 10-15 мин
Исключительно вербальные способы коммуникации, невозможность использования иных средств общения
В России недостаточная осведомленность людей о социологическом опросе, в том числе телефонном интервью
Низкая культура интервьюирования приводит к неожиданным результатам
13. Виды вопросов в анкете и типы используемых измерительных шкал. Форма представления результатов
Открытие вопросы - респондент сам отвечает
Закрытые вопросы:
- Множественный - респондент выбирает из предложеноого перечня одну или несколько позиций.
В закрытом вопросе область поиска ответов априорно задано исследователем с помощью какого-либо набора. Задача респондента состоит в выборе одного или нескольких ответов, которые отвечают его позиции.
Психологи считают, что есть активная и пассивная память. Некоторые вещи мы извлекаем из своего рода подсказок, которыми и выступают закрытые вопросы. Закрытые вопросы позволяют достаточно строго интерпретировать полученный ответ, поскольку все респонденты находятся в одинаковой ситуации. Этим исключаются разные трактовки. Рамки оценки суждений едины для всех респондентов. Компактность в удобстве обработки закрытых вопросов ведет к тому, что они чаще всего используются исследователями. Разработка закрытых вопросов предполагает соблюдения следующих правил:
- Максимально полно предусмотреть все возможные варианты ответов во множественном вопросе
- При большом числе позиций в вопросе (более 7) на первое место ставятся наиболее значимые позиции, поскольку рес
- Длинный текст позиций в анкете раздражает респондента, и он склонен его пропустить.
- Неясность текста, смысла позиций тоже побуждает к ее пропуску. Респондент, как правило, мыслит конкретно. Все позиции анкеты необходимо сформулировать в едином уровне конкретности, что часто бывает возможным толтко после обсуждения с респондентами
- Нельзя задавать два смысловых критерия в одном вопросе. Например, моя работа высооплачиваема и интересна. Критерии редко совпадают в жизни.
- Если вопрос содержит положительныеи отрицательные характеристики явления, их следует перемежать, поскольку перевисление только положительнвх или отрицательных характеристик создает определенную установку у респондента
- Число позиций в вопросе не должно быть большим (7), иначе последние позиции респондент пропустит.
- Шкалированные вопросы (шкальные). Их используют тогда, когда хотят оценить интенсивность (выраженность чего-то) в количественной форме.
- Полузакрытые. Здесь просто добавляется в имеющемуся перечню позиция "другая". Респондент домысливает нам позицию, которая не включена нами. Она является важной.
14. Роль и место документов в социологическом исследовании. Типы документов. Оценка надежности данных. Источники получения документов
Общая тема "контент-анализ" начинается с документальных источников в социологии. Этот подраздел носит самостоятельный характер, который связан не только с контент-анализом.
Практически все социологические исследования используют различные документы как на этапе разработки программы исследования, так и на этапе сбора и интерпретации данных. Документальная база социологов включает документы самого разного рода, объема и происхождения. Традиционное обыденное понимание документа как зафиксированная на бланке информация, подтвержденная печатью и штампом, в социологии не используется. Для социолога документ - практически любая информация, зафиксированная на любом носителе: на стене, на пергаменте, на флешке и тд.
Помимо официальных документов социолог анализирует
· протоколы заседаний,
· публикации,
· источники личного характера - дневники, письма,
· квитанции, чеки.
Эти документы могут быть представлены в виде печатной продукции, зафиксированы на видео и магнитных носителях. Огромной базой стал интернет. Особую роль в социологических исследованиях занимает статистика самого разного рода: демографическая, экономическая, юридическая, образовательная, политическая и тп. Анализ статистики необходим для формирования выборки, выявления нужных исследователю фактов, динамики процессов. Многие вещи в социологии неправомерно изучать, не обратившись к статистическим данным. Социолог очень часто вынужден обращаться к законодательной базе, представленной в виде конституции и к законодательным и нормативным документам. Ценность документальных источников связана, прежде всего, с тем, что потоки информации буквально пронизввают все сферы жизнедеятельности общества. Законодательная информация выступает системоорганизующей и контролирующей для всего общества. Обходить эти моменты социолог не имеет право. Анализ документов обеспечивает в ряде случаев полноту представлений об изучаемом объекте. С точки зрения надежности получаемой информации, знания документальных источников дает эффект проверки и контроля данных, полученных другими методами.
Для социолога источником является все: будь то сборник анекдотов, надписи на заборе и т.п. Отношение к документам не обыденное.
Работа с документами имеет в социологии два направления:
1. Первое являет собой собственно работу с информацией. Например, изучая явления, обратимся к статистическим справочникам, архивам и т.п.
2. Контент-анализ представляет собой метод исследования, который работает на выдвижение гипотез, являясь полноправной единицей в числе других методов.
С точки зрения надежности получаемой информации, знания документальных источников дает эффект проверки и контроля данных, полученных другими методами.
15. Метод контент-анализа. Назначение. Процедуры качественной и количественной обработки текстов, этапы работы, единицы анализа и счета.
В последние годы стал занимать устойчивые позиции. Это стало как обязательный фрагмент любого исследования.
Контент-анализ относится и к качественным методам, и к количествам. Контент-анализ как количественная стратегия более разработанный и формализованный метод.
Контент-анализ - систематическая числовая (количественная) обработка, оценка и интерпретация формы и содержания информационного источника.
Контент-анализ может быть использован для ответа на исследовательские вопросы, если имеется какой-то материальный носитель информации, имеющий отношение к интересующей нас теме. Уникальные документы для контент-анализа - кладбищенские надписи, гравировки, татуировки. Объектом может быть все что угодно, но это может быть осмысленно и обозначено в программе исследования.
Конвенционально считается, что начало контент-анализа - статья Спида "дают ли газеты сейчас новости?", написанная в 1993 году. Но сформулирована идея метода была Ласуэллом и Берельсоном. За это время появились новые вариации метода и новые способы к изучению социальной реальности; появились обработки и компьютерные программы.
Когда метод используется в камках количественного подхода, он базируется на единообразиистандартизированных правил поиска и подсчета количественных показателей. Создан жесткий костяк и далее он используется на протяжении всего исследования. Эта схема должна быть описана.
Совокупность сообщений (информации) классифицируетсы по следующем критериям: тип сообщения (художественная-специальная литература, протоколы заседаний, личные письма и т.д.), участники процесса коммуникации (организации-люди), место распространения (киоск, РНБ), частота появления, объем (большой или маленький) и способ распространения (от самого массового до самого уникального).
Наиболее частый прием - выделение в теоретической схеме:
· Имена; события; факты.
Контент-анализ позволяет нам сначала пойти туда, где мы может найти информацию о именах или же интересующих явлениях.
Есть такая схема, когда мы читаем текст и ставим "палочки" о количествах упоминаний нужной нам информации.
Изучаем Петра Первого. Но недостаточно просто фиксировать упоминание, нужно еще и фиксировать объемы текста. Потому что иногда Петр возникает как правитель, иногда как супруг, иногда как строитель флота и т.п. Нам нужно выявить, что важнее, что актуальнее для того времени и т.п.
Но тексты бывают разные по количеству информации. Вопрос, какой текст выбирать, как его кодировать и т.п. - это прерогатива исследования.
Основные процедуры контент-анализа:
Выделение смысловой единицы и единицы анализа. Смысловая единица - категория теоретическая, которую исследователь назначает на теоретическом этапе работы. Если исследование поисковое, описательное, разведовательное, можно назначить одно описание, а если мы уже знаем многое по теме, то другое. Например, Петр 1 сначала, а результаты деятельности Петра потом. Смысловая единица - или признак того сообщения, которое мы собираемся изучать, обсчитывать или оценивать. В качестве единиц анализа могут выступать различные термины, понятия и словосочетания. Мы придумываем классификацию, а потом оцениваем информацию и распределяем ее в эти группы классификации. Единицами анализа могут являться имена (сколько родилось Ваней, Машей и тп), организации, названия социальных институтов (названия вузов, институты образования, армии, церковь и тп). В ряде случаев изучается целостное событие и тогда смысловой единицей станет его типичное название. Например, Беслан, Болотная площадь и т.п. Эти события клишируются в словосочетания. В ряде случаев исследователь не может воспользоваться для подсчета только прямым названием или именем события. И тогда он оперирует темой. Тема - это некоторое сочетание слов или понятий, воплощенное во фразе или куске текст.
В качественной методологии имеет место процедура "перекодировки" на язык теоретической конструкции. Смысловые единицы выделяются, формулируются на основе содержаний гипотез исследования, диктуются методологическими посылками программы исследования. Смысловые единицы - теоретические конструкции. Процедура работы с понятиями и терминами может реализовываться в двух видах.
· Простой счет и отсчет терминов, названий, понятий.
· Выделяется ключевое, ведущее понятие и его основные эмпирические референты и индикаторы. (анализируем духовную и экономическую власть. Индикаторы для первой: честь, конфессия; для второй - капитал, ввп).
Вся процедура контент-анализа разрабатывается в виде специальной методики для решения конкретной задачи. Единой методики нет для контент-анализа. Каждый раз разрабатывается авторская методика. Смысловой единицей может быть фотография, рисунки, схемы и т.д. Фотография - наиболее легко воспринимаемая единица.
Этапы работы в контент-анализе:
1. Определение материала, в котором содержится нужная информация, его фиксация в строгих формализованных подходах. Если издание редкое, уникальное и малодоступное, то его анализ, как правило, реализуется в качественной методологии.
2. Выбор и формулировка единиц анализа. Это чисто теоретический этап. Каждый раз это конструируется в связи с тем, какая концептуальная схема выстраивается.
3. Единицами счета выступают либо сами единицы анализа, либо признаки-индикаторы, либо объем информации. Текста может быть много, а единиц счета мало... Они могут быть равны между собой, а могут быть и не равны.
Процедура контент-анализа имеет массу нюансов. Например, можем выяснять факт отношения кого-то к чему-то, а можем построить трехчленную шкалу (положительное-нейтральное-отрицательное отношение).