Построение гипотез

Построение гипотез не очень сопрягаются с качественными методами, к которым относится кейс-стади. Однако гипотеза появляется как некое предположение, существующие в следующем виде: мы сможем увидеть, возможно взаимосвязь а и б. Но структура и содержание более размытая и неточная, чем в количественных методах. Однако исходные гипотезы позволяют более точно определить предмет исследования, фиксировать (сфокусировать свое внимание) на тек конкретные аспекты, которые в процессе будут изучаться. Гипотезы указывают на то, гле искать нужную информацию и кто является ее носителем.

Не все исследователи базируются на ясно сформулированной гипотезе. Чаще всего привлекает внимание сам объект. Будь то серийный убийца или уникальное событие. Гипотезы могут выдвигаться по мере получения информации. Это нежесткая конструкция. Подходы к анализу данных. Большинство авторов считают, что методы анализа в качественных исследованиях еще. Сложились. И существует плюрализм подходов в работе с полученным материалом. Однако полярность мнений в этом отношении начинается с позиции: "информанты говорят сами по себе". То есть материал настолько ясен и красноречив, что комментария исследователя не требуется.

Это сложно организованные исследования, в которых присутствует и качественная, и количественная методология.

Такие кейсы базируются не только на биографических интервью и анализе документов, но включают серьезный блок контент-анализа, широкого набора документов, анализ статистических данных и другие методы. Это классический пример стратегии.

Изучение нестандартных нетипичных социальных явлений расширяют границы нашего познания и ведет к созданию новых мыслей, идей, взглядов и исследовательских схем и теорий.

17. Перечень основных методов, используемых в социологии. Основания для отбора методов в зависимости от плана исследования, методологического подхода

Выбор метода зависит от стратегии социологического исследования, то есть в какой методологии будет оно выполняться – качественной или количественной. Поэтому перечислим методы для количественной и качественной стратегии отдельно.

«Общими методами» являются метод наблюдения и метод контент-анализа. Наблюдение – общенаучный метод, может выполняться как при помощи количественной, так и при помощи качественной методологии. Все зависит от того, насколько формализованы (стандартизованы) процедуры наблюдения в данном конкретном исследовании.

Для количественной стратегии: наблюдение – прямая регистрация событий очевидцем. Оно подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам; наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре; все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе; информация, полученная путем наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость. При использовании методологии количественного подхода наблюдение как метод сбора первичных данных либо наводит на гипотезы и служит трамплином, для массового обследования, либо применяется на заключительной стадии массовых обследований для уточнения и интерпретации основных выводов

Для качественной стратегии: Наблюдение – метод сбора первичной социальной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они имеют место. Обычно в качественных исследованиях применяется неструктурированное наблюдение, которое в отличие от структурированного гораздо менее формализовано, т.е. исследователь не имеет подробного плана наблюдения типа «карточки наблюдателя», где заранее оговорено, на что нужно обращать внимание и каким образом регистрировать события. Результаты, как правило, фиксируются в виде дневниковых записей. Зачастую используется метод включенного наблюдения. Под «включенным наблюдением» в социологии обычно подразумевают либо особый метод сбора социологических данных, либо целостную исследовательскую стратегию, т. е. методологию социальных и гуманитарных исследований, качественно отличную от методологии естественных наук

Контент-анализ относится и к качественным методам, и к количественными. Контент-анализ как количественная стратегия – более разработанный и формализованный метод.

Для количественной стратегии: Контент-анализ – метод сбора количественных данных об изучаемом явлении или процессе, содержащихся в документах. Это перевод в количественные показатели массовой текстовой (или записанной на пленку) информации с последующей статистической ее обработкой. Когда метод используется в рамках количественного подхода, он базируется на единообразии стандартизированных правил поиска и подсчета количественных показателей. Создан жесткий костяк и далее он используется на протяжении всего исследования. Когда строим контент-анализ в количественной сфере, предполагаем получение количественных данных, процедура получения которых должна быть прописана.

Для качественной стратегии: В качественной методологии имеет место процедура "перекодировки" на язык теоретической конструкции. Смысловые единицы выделяются, формулируются на основе содержаний гипотез исследования, диктуются методологическими посылками программы исследования. Смысловые единицы - теоретические конструкции. Контент-анализ используется и как самостоятельный метод, и как дополнительный в ряде случаев. Наиболее часто он применяется на начальных этапах исследования, когда информации об объекте или предмете недостаточно. Контент-анализ в качественной методологии может использоваться при анализе уникального, редкого или малодоступного издания.

Метод опроса также используется как в количественном, так и в качественном исследовании. Опросы — метод получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях. В количественном исследовании проводится анкетирование - письменная форма опроса – и интервьюирование. В качественном – только интервьюирование. Причем различаются типы интервью.

Для количественной стратегии: Интервью — проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым), причем запись ответов последнего производится либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку). То есть в количественной стратегии возможно формализованное интервью или телефонное интервью.

Для качественной стратегии: Три основных типа качественного интервью: свободное интервью – неформальное интервью в виде беседы (спонтанная генерация вопросов в ходе интервью), интервью с помощью «мягкого опросника» - набор тематических вопросов, подготовленные до интервью, но нет заранее составленных вопросов; стандартизированное «открытое» интервью – набор вопросов, тщательно сформулированных и организованных в определенной последовательности. Как правило, в качественной методологии используется глубинное интервью относительно жизненного пути респондента.

Исключительно количественные методы:

· Социологический эксперимент – эффективный метод для проверки объяснительных гипотез, который позволяет установить наличие или отсутствие воздействия определенного фактора на исследуемых объект, т.е. обнаружить причинно-следственные связи. Бывают мысленные (специальная технология интерпретации полученной информации об изучаемом объекте, исключающая вмешательство исследователя в процессы, происходящие в объекте) и натурные (сознательное регулирование социальных процессов). Вторые делятся на лабораторные и полевые.

Исключительно качественные методы:

· Групповая дискуссия и фокус-группа. Фокус-группа – способ выявить различие в понимании некоторой проблемы, события, явлений жизни определенными группами людей. Часто применяется в сочетании с количественными методами.

Исследователь выбирает стратегию, исходя из этого перед ним предстают определенные методы, один или несколько из которых он может выбрать. Выбор метода зависит не от желания и удобства интервьюера, а от целей исследования и на основании того, насколько эффективным он будет.

В пример приведем выбор метода в моей программе социологического исследования.

Так как исследование проводится в количественной методологии, соответственно будем использовать количественные методы сбора данных. В качестве главного метода мы выбрали опросный метод, а именно анкетирование. Анкета кажется нам наиболее удачным инструментом, отвечающим поставленным задачам и наиболее подходящим в данном случае. Во-первых, опрос будет проводиться на английском языке (с редким вставлением финских терминов, таких как гендер, равенство и т.п.). Поэтому респондентом будет удобнее прочитать иностранную речь, нежели чем ответить на вопросы формализованного интервью. Как известно, при разговоре может возникнуть языковой барьер, поэтому предпочтительным будет именно анкетирование, а не интервьюирование. Чтобы выявить осведомленность о таких понятиях, как пол, гендер и дискриминация, опросный метод также является наиболее удачным, так как он позволит затратить на размышление больше времени, чем, например, при формализованном интервью. Анкетирование целесообразно применять в случае, если нужно опросить довольно большое количество людей в относительно короткие сроки, что мы и наблюдаем в нашем случае.

Вспомогательным методом в нашем исследовании будет выступать метод анализа документов, который позволит сравнить полученные результаты с результатами опроса. респондентов в возрасте 18 и старше, которые зафиксированы в разнообразных отчетах Министерства здравоохранения и социального обеспечения Финляндии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: