Лекция. Тема лекции «изобразительное искуство в школе периода

ГОДОВ»

В 70-ые годы в советских школах большое внимание уделялось вопросам комплексного подхода к коммунистическому воспитанию, сочетавшему идейное, нравственное и трудовое направление. А уже в 80-ые годы съезды КПСС констатировали завершение перехода ко всеобщему обязательному среднему образованию молодежи. Проблема ускорения научно-технического прогресса потребовала реформы общеобразовательной школы, содержание которой было изложено в Постановлении Верховного Совета СССР "Об основных на­правлениях реформы общеобразовательной и профессиональной шко­лы", опубликованием в апреле 1984 года (18). В этом постанов­лении говорится о необходимости усилить политехническую, прак­тическую направленность преподавания; значительно расширить подготовку высококвалифицированных рабочих кадров в системе профессионально-технического обучения; осуществить переход к всеобщему профессиональному образованию молодежи. "Учащимся УИ1-Х1 классов предоставляется возможность углубленного изу­чения по их выбору отдельных предметов физико-математического, химико-биологического и общественно-гуманитарного цикла с по­мощью факультативных занятий"

Деятельность различных исследовательских институтов в те годы вызвала в 1971-85 годах активизацию методической работы в союзных республиках. Так в этот период были опубликованы "Психология" В.С.Кузина (40), содержащая интересный материал, связанный с изобра­зительной деятельностью; его же - "Методические рекомендации к прове­дению уроков рисования с натуры. 1У-П классы" (194); сборник исследований сотрудников НИИ художественного воспитания АПН, проведенных еще в 60-е годы "Изобразительное искусство в школе" под редакцией В.В.Колоколъннкова (182); "Уроки рисования с натуры в общеобразо­вательной школе" Г.Г.Виноградовой (171), пособия по преподаванию изо­бразительного искусства в первом и втором классах Т.Я.Шпикаловой (229, 230) и др.Знакомство с названной методической литературой, показывает, что в большинстве учебников и пособий авторы их продолжили, исходя из национальных особенностей культуры своих республик и учитывая новые требования времени.

Однако, в конце 1970 годов и в начале 1980-х годов всей этой работе сильнее, чем в I960 годы, стали мешать "левацкие" доктрины некото­рых педагогов и, особенно, художников, искусствоведов, не знающих школу и не понимающих ее задач.

Так, в 1979 г. это сказалось в книге С.Д.Левина "Ваш ребенок рисует" (1980). Оберегая спонтанное детское творчество, автор ре­комендовал рисованием с натуры заниматься с детьми не ранее 11-12 лет него возраста. Еще определеннее стремление сохранить наивно-реалистический характер детского творчества пронизывает книгу известного художника Б.М.Неменского - "Мудрость красоты" (201). Свою позицию автор этой книги обосновывает впечатлениями от выставок детского творчества: "Выставка детского художественного творчества дошкольников и младших школьников, явно еще не овладевших опытом профессионального мастерства, пленяют ведь нас именно творчеством, именно открытием жизни" (201,117). Никогда, по-видимому, не работая в школе, Б.М.Неменский не зна­ет, что таких работ, какие он видит на выставках детского творчества, в начальных классах школы почти не бывает. Ведь на выставки попадают работы, прошедшие 4-5 ступеней отбора; в результате принимаются; в основном, работы учащихся детских художественных школ и студий, т.е. ребят, проявляющих способности к изобразительному искусству. Поэтому школьная программа по данному учебному предмету не может строиться, исхода из впечатлений от выставок; в школе учатся дети самых различ­ных способностей, что и должно учитываться при разработке системы занятий изобразительным искусство.

"С языком, образным строем станковой живописи системно мы нач­нем заниматься в У классе". И, наконец, обобщает свои взгляды на занятия изобразительным не искусством в школе: "Не обучение искусству, а воспитание через искусство - вот задача общеобразовательной школы" (там же, 177). На ошибочность изложенных выше взглядов указывал в свое время и вице-президент Академии художеств СССР В.С.Кеменов в своей статье "Школа реализма", опубликованной в 1963году. В ней он пишет, что "члены Академии художеств СССР выступают против получивших в последнее время распространение ложных взглядов. Речь идет, в частности, о точке зрения, со­гласно которой детей, стремящихся постичь основы художественной гра­моты в общеобразовательной школе, якобы, не надо последовательно учить именно грамоте, а нужно предоставить их стихийному самопроявлению. Между тем рисование как учебная дисциплина необходима не только для будущих художников, но и для специалистов любого профиля" (183).

8 лекция. Тема лекции.ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Официальному утверждению художественно-графического факультета 11 декабря 1941 года предшествовала долгая история его становления. Одним из фундаментальным документов в истории художественного образования можно считать «Положение 1832 г. об учителях рисования». В этом документе были установлены требования, предъявляемые к претендентам на должность учителя рисования. Одним из условий принятия на работу было испытание в практическом исполнении изображений, выполненных с оригиналов (для учителей претендующих на должность учителя уездного училища), а для учителей гимназий предлагалось выполнить рисунок с натуры гипсовой капители, гипсовой головы в присутствии начальства учебного заведения. Нужно отметить роль Строгановской Школы рисования, которая, начиная с 30-40-х годов 19 века готовила учителей рисования для системы Министерства народного просвещения. Только в промежуток времени с 1839 по 1842 год получили назначение учителями рисования более 50 выпускников рисовальной школы. Конечно, это ничтожное количество для такого государства, каким была Российская империя, но это была целенаправленная подготовка специалистов для общеобразовательных учебных заведений. Сегодня, сведений о том как велась эта подготовка, нет, но совершенно очевидно, что эти выпускники получали великолепную специальную подготовку прежде всего в рисунке. Учителями становились те кто уже учился в рисовальной школе и те, кто командировались в эту школу уже будучи педагогами, но не имели в должной мере специальную подготовку.

Но первенство и ведущая роль в художественно-педагогическом образовании принадлежит Императорской академии художеств. Часть выпускников находила себе работу на педагогическом поприще, а целенаправленная деятельность академии началась с проведения конкурсов в 1870 года. Эти конкурсы в полной мере раскрыли состояние преподавания предмета «Рисование» в различных образовательных учебных заведениях. Прошло десять лет и в 1879 году были организованы педагогические курсы при императорской академии художеств. На курсах велась двухгодичная подготовка учителей рисования, но уже из числа студентов академии, которые получили начальную подготовку и, прежде всего, в области рисунка (гипсофигурный класс).

Такие условия зачисления на курсы предполагали мотивированность студентов на будущую специальность учителя рисования. Эта была серьезная проблема, которая и сегодня в 21 веке до сих пор не решена. По этому поводу в 1859 был закрыт Главный педагогический институт в Санкт Петербурге. Как постановлялось: «Устроить взамен Главного педагогического института педагогические курсы, на которые будут принимаемы молодые люди, окончившие уже курс в Университете и избирающие, следовательно, предлежащее им педагогическое поприще сознательно...» (Фонд 13, оп. 87, дело 3540)

Здесь можно усмотреть идею двухступенчатого получения высшего образования: на первой ступени - получение высшего образования (специальная подготовка); на второй – получение квалификации (профессиональная подготовка).

Тем не менее, учителями рисования становились многие выпускники художественных училищ, ранее именовавшихся рисовальными школами, которые распространились почти во всех губернских центрах России. Для отбора на должность учителя рисования было издано «Положение об учителях и учительницах рисования и черчения 1903 года»

На рубеже 19-20 веков достижения в области педагогики, психологии, методики преподавания рисования привели к совершенно иному содержанию предмета в системе общеобразовательных учебных заведений. Здесь необходимо отметить и о появлении так называемого «натурального» метода, и об американской системе художественного образования (Пранг, Л.Тедд, Аугсбург), и об активной позиции петербургских учителей рисования (В.И.Бейер, А.К.Воскресенский, К.М.Лепилов, Е.В.Разыграев, В.А.Саблин, А.Н.Смирнов), которые в 1912 году заложили основание программы «Рисование на начальной ступени обучения в связи с лепкою и черчением». Составители программы собрали все лучшее, что было накоплено в художественной педагогике. В программе четко определились основные виды занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, тематическое рисование, беседы об искусстве, лепка. Курс обучения рисованию логично переходил в курс обучения черчению, где совершенствовались пространственные представления, осуществлялось знакомство с различными способами получения изображений. Это было важным основанием подготовки выпускников школы к дальнейшей производственной деятельности.

Разработчики программы и их последователи всегда отстаивали классическую систему художественного образования, сочетающую научную основу и творческих подход. Эта программа лежит в основании программы, хорошо известной в настоящее время как программа В.С.Кузина - «Изобразительное искусство» Идея профессиональной подготовки художников-педагогов вынашивалась Д.Н.Кардовским, о чем он писал заведующему отделом изоискусства З.Н.Быкову 30 ноября 1939 года: “Начну с того, что для создания единой реалистической школы искусства надо воспитать и обучить кадры соответствующих преподавателей-профессоров с единым представлением о задачах художественной школы и ее методов. В настоящее время таких кадров нет.” (цитируется по книге Н.Н.Ростовцева С. 187). Записка была написана в конце 1939 года, а с 1940 года до самой смерти в 1943 году Дмитрий Николаевич жил в Переславле-Залесском. Личного участия в специальной подготовки художников-педагогов Д.Н.Кардовский уже не принимал.

По всей очевидности эта записка возымела действие при создании двухгодичных курсов подготовки учителей рисования и черчения. По крайней мере имеется документ «Решение исполнительного комитета Московского городского Совета Депутатов трудящихся. № 1440 от 4 июня 1940 года о реорганизации двухгодичных курсов рисования и черчения в Городской учительский институт. Чуть позднее институт стал называться «Московский городской учительский художественный институт».

Сегодня мы мало знаем о его работе. Но, поскольку его основателем был талантливый художник-педагог Д.Н.Кардовский, владевший опытом профессиональной подготовки художников, надо полагать, что в этом направлении и велась основная работа института. Проблема обучения детей, школьников, судя по педагогическому составу института, особенно не затрагивалась. Институт просуществовал до ноября 1941 года и декабре был преобразован в художественно-графический факультет при Московском городском педагогическим институте имени В.П.Потемкина. Ноябрь-декабрь 1941 года самые трагические дни в жизни страны, в становлении художественно-педагогического образования. До нас дошли копии некоторых документов того времени.16 октября 1941 г. появился документ о роспуске учительского института, а 20 октября была подана записка в Мосгороно за подписью зам. директора по учебной и научной работе К.Н.Корнилова.

«ЗАВЕДУЩЕМУ МОСГОРОНО

тов. ОРЛОВУ

16 октября 1941 году директором Учительского художественного ин-та ЯКУБОВИЧ-ЯСНЫЙ издал приказ о роспуске института, забрал с собой круглую печать Института и того-же числа выехал из Москвы не сдав дел. Документы уничтожены.

Вместе с директором Института уехал и Секретарь партийного Комитета Ин-та тов. ПАТАРАЯ.

Все это произвело удручающее впечатление на сотрудников института и студентов.

Несмотря на все происшедшее, занятия в институте продолжаются.

Общее руководство работой Института я взял на себя.

Извещая о вышеизложенном, прошу Ваших указаний.

Зам. Директора по учебной

и научной работе: /Корнилов/

20 октября 1941»

Между 16 и 20 октября появилась записка со списком студентов, посещающих занятия с 18 октября 1041 года и приказ о зачислении их на стипендию за подписью Корнилова. А 23 октября 1941 былиздан Приказ по Московскому городскому учительскому художественному институту о зачислении студентов на стипендию, посещающих занятия в Институте за подписью зам директора по научной и учебной части Корнилова 22 октября 1941 Корнилов Константин Николаевич написал письмо в КВШ при СНК СССР (Комитет по высшей школе при Совете Народных комиссаров СССР) в связи с эвакуацией из Москвы просит «разрешения передать дела института доценту Николаю Ивановичу Ткаченко, возложив на него обязанности директора Московского Городского Учительского Художественного Ин-та». Корниловым К.Н. 23 октября 1941 года был подготовлен приказ:

«1. Согласно распоряжения ВКВШ (Всесоюзный комитет по высшей школе – С.Е.) от 23/Х 1941 года Московский городской учительский художественный институт 1-го ноября 1941 года временно переводится на консервацию.

2. Исполнение обязанностей директора ин-та возлагается согласно указания ВКВШ на доцента Ткаченко Николая Ивановича».

В 1957 году был создан художественно-графический факультет в Московском государственном заочном педагогическом институте, в 1959 году в Краснодаре, в 1960 в Смоленске, в 1992 году в Нижневартоске, в 2001 в Московском городском педагогическом университете и т.д. Сегодня в нашей стране около 70 факультетов, осуществляющих подготовку учителей изобразительного искусства. За эти годы сформировались коллективы высококвалифицированных художников-педагогов. Особая роль в этом принадлежит художественно-графическому факультету МПГУ, где многие годы осуществлялась работа факультета повышения квалификации и где работает диссертационный совет. 90-е годы принесли серьезные изменения в работе художественно-графических факультетов. К сожалению, с факультетов ушла подготовка учителей черчения. В условиях выживания факультеты стали искать новые образовательные услуги. В основном это стала подготовка художников-дизайнеров. Здесь возникли серьезные проблемы с педагогическими кадрами. Дизайнеров-педагогов оказалось крайне мало. Болонский процесс, при сокращении часов, прежде всего сказался на качестве специальной подковки по рисунку, живописи.

Перспективой деятельности художественно-графических факультета должны быть следующие позиции: приоритетом в деятельности художественно-графического факультета должна быть прежде всего подготовка педагогических кадров; строго придерживаться реалистической школы изобразительного искусства (П.П.Чистяков, Д.Н.Кардовский, Г.Б.Смирнов, Н.Н.Ростовцев, В.С.Кузин, Е.В.Шорохов и др.); реалистическая направленность художественно-графического образования проектируется и на содержание школьного предмета «Изобразительное искусство» (Программа В.С.Кузина, С.П.Ломова). Главной спецификой подготовки студентов на факультете должно быть умение в лёгкой и убедительной форме демонстрировать приемы изображения различными художественными материалами предметов окружающей действительности. На кафедре методики ввести дисциплины – методика преподавания черчения и методика преподавания художественного проектирования (дизайна). В определенной мере вернуться к изначальной структуре художественно-графического факультета; создать научно-исследовательскую лабораторию (межвузовскую, межфакультетскую), оснастив ее современными приборами для анализа процессов изобразительной деятельности детей и взрослых, анализа зрительных восприятий (движение глаз, цветоразличительных особенностей), для определения состояния двигательных навыков, для определения качества зрительной памяти и т.д. Наладить работу в сотрудничестве с экспериментаторами - психологами. Такая лаборатория должна стать важным элементом и в подготовке студентом в магистратуре; создать музей детского рисунка по всем разделам учебной программы «Изобразительное искусство», а также лучших творческих работ, выполненных в условиях дополнительного образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: