Формальный метод



ределяют смену конкретных литературных систем, то «темп эволюции и выбор пути эволюции при наличии нескольких эволюционных путей» внутренние законы литературы не объясняют.

Здесь главная мысль — о наличии «нескольких эволюцион­ных путей», которые нельзя объяснить или вывести только из внутренних законов литературы. В совместных тезисах «Про­блемы изучения литературы и языка» (1928) Ю.Н. Тынянов и P.O. Якобсон утверждают, что «...вопрос о конкретном выборе пути» или хотя бы выборе доминанты «...может быть решен толь­ко путем соотнесенности литературного ряда с другими истори­ческими рядами». Эту «соотнесенность» ученые называют «сис­темой систем», имеющей свои структурные законы. Здесь глу­боко угадан вероятностный характер развития литературы, ко­торый P.O. Якобсон и Ю.Н. Тынянов понимают как «неопреде­ленное уравнение». На первый взгляд может показаться пара­доксальным, что одни и те же истоки обнаруживаются у теории литературы и теории термодинамики И. Пригожина.

Системность мышления формалистов проявилась в том, что они отошли от противопоставления диахронии и синхронии, вос­ходившего к лингвистическим концепциям Фердинанда де Сос-сюра. Они не видели больше принципиальной значимости в про­тивопоставлении «понятия системы понятию эволюции», по­скольку «...каждая система дана обязательно как эволюция, а с другой стороны, эволюция носит неизбежно системный харак­тер». Другими словами, на макроуровне они обнаружили действие прямых и обратных связей.

Представляются исключительно важными мысли Ю.Н. Ты­нянова о «тесноте стихового ряда, о том,- что смысл каждого слова в стихе возникает «...в результате ориентации на соседнее слово»21. Ю.Н. Тынянов описывает особую «сукцессивность», подсказывающую силу стиха и определяющую развертывание текста, его становление. Именно «второстепенные» признаки значения, индуцированные контекстом, придают слову ту се­мантическую «открытость», о которой позднее размышлял Ян

27 Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка // Литературный факт / Вступ. ст. В.И. Новикова. - М., 1993. С. 81.

1/1г3683



Тема 13


Мукаржовский28. Однако она же определяет и семантику тек­ста в целом. Повторное прочтение одного и того же стихотво­рения (или текста) демонстрирует это контекстуальное прира­щение смысла, который свободно движется в прямом и обрат­ном направлениях. Тем самым на микроуровне, на уровне сти­хотворного текста, было подмечено действие общих законов си­стемы «литература».

Показательна перемена терминологии в этом пассаже. Для описания контекстуальной синонимии понадобился научный язык Пражского лингвистического кружка и позднейшего струк­турализма. Однако без формального метода эти идеи не получи­ли бы своего развития.

Чтобы осветить «художественное произведение» во всей его внутренней динамичности и сложности, формальный метод стре­мится отсечь «автора» и «читателя». Это — доминанта метода. Однако такой угол зрения не означает «запрет» на анализ других элементов системы «литература». Формальный метод также не является универсальным или единственно возможным. В систе­ме «литература» он сфокусирован на самой литературе. Работы второй половины 20-х годов обозначили новые горизонты раз­вития теории литературы. Представители формального метода вышли за его первоначальные границы. Был поставлен вопрос о системе соотнесенностей и взаимодействий элементов средин­ной части цепи художественной коммуникации «традиция тек-

28 Мукаржовский Ян. Структуральная поэтика / Вступ. ст. Ю.М. Лотмана. С. 116. Таким образом, можно сказать, что произведение в литературе предстает как система, запускающая движение контекстуальных смыслов разных уровней в прямом и обратном направлениях. Эта семантическая активность возникает в результате соприкосновения текста с воспринимающим сознанием. Смысл произведения предстает как колеблющаяся, переменная величина. Однако колеблется он вокруг некоего смыслового ядра, возникающего в результате встречи воплощенных в тексте интенций автора, читательских ожиданий, а также «памяти жанра». Другими словами, каждая подсистема системы «литера­тура» содержит трансляцию, перевод всей художественной коммуникативной цепи на свои определенные уровни. Возникает «внутритекстовая» коммуника­тивная цепочка. См.: Левин Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. -- М., 1998. С. 467. Имманентные законы литературы содержат информацию о правилах подобной трансляции внешнего во внутреннее и наоборот (во втором случае текст можно рассматривать и как «единый сигнал». См.: Левин Ю.И. Избранные труды... С. 464.


ФОРМАЛЬНЫЙ МЕТОД



ста—текст—реальность». Структурализм осмыслит их как единую знаковую систему29.

Вопросы к теме: 1. Почему представители формальной школы ис­пытывали интерес к авангарду в искусстве?

2. Что такое «прием»? Можно ли утверждать, что
прием «остранения» использовал в «Путешествии
Гулливера» Дж, Свифт?

3. В чем суть полемики М.М. Бахтина и ученых
его круга с формалистами?

4. Что такое «литературность»? Чем «бытовой факт»
отличается от «факта литературного»?

5. Назовите основные признаки «системы» по JO.H. Ты­
нянову.

Литература по теме

1. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика / Вступ. статья Н.Д. Та-
марченко. Коммент. С.Н. Бройтмана при участии Н.Д, Тамарченко. —
М., 1996.

2. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино / Отв. ред. В. А. Ка­
верин и А.С. Мясников. Коммент. Е.А. Тоддес, А.П. Чудакова, М.О. Чу-
даковой. — М., 1977.

29 С. Бернштейн, талантливый филолог, член ОПОЯЗа, рассматривал произведение «...как выразительную систему sui generis — как внешний знак эмоционально-динамической системы внечувствепных элементов, сводящихся к беспредметным эмоциям». Далее автор отмечал, что «...функционирование художественного произведения в качестве знака...» обусловлено его структурой, которая, в свою очередь, определяется соотношением материала и формы. Художественное произведение СИ. Бернштейн определял «как чувственную данность», как форму, то есть «знак... содержания». См.: Бернштейн Сергей. Эстетические предпосылки теории декламации // Texte der russischen Formalisten: In 2 Bdn.: Bd. 2 / Hrsg. v. Wolf-Dieter Stempel. - Munchen, 1972. S. 342-348.

V211*



Тема 13


Дополнительная литература

1. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. — Л., 1977.

2. Медведев П.Н. Формальный метод в литературоведении. — М., 1993.

(Бахтин под маской).

3. Шкловский Виктор. Гамбургский счет / Предисл. А.П. Чудакова. —
М.,1990.

4. Эйхенбаум Б.М. О прозе: Сборник статей. — Л., 1969.

5. Якобсон Роман. Работы по поэтике / Сост. д.ф.н. М.Л. Гаспарова;
Вступ. ст. д.ф.н. Вяч. Вс. Иванова. — М., 1987.


Тема 14 СТРУКТУРНЫЙ МЕТОД


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: