ределяют смену конкретных литературных систем, то «темп эволюции и выбор пути эволюции при наличии нескольких эволюционных путей» внутренние законы литературы не объясняют.
Здесь главная мысль — о наличии «нескольких эволюционных путей», которые нельзя объяснить или вывести только из внутренних законов литературы. В совместных тезисах «Проблемы изучения литературы и языка» (1928) Ю.Н. Тынянов и P.O. Якобсон утверждают, что «...вопрос о конкретном выборе пути» или хотя бы выборе доминанты «...может быть решен только путем соотнесенности литературного ряда с другими историческими рядами». Эту «соотнесенность» ученые называют «системой систем», имеющей свои структурные законы. Здесь глубоко угадан вероятностный характер развития литературы, который P.O. Якобсон и Ю.Н. Тынянов понимают как «неопределенное уравнение». На первый взгляд может показаться парадоксальным, что одни и те же истоки обнаруживаются у теории литературы и теории термодинамики И. Пригожина.
|
|
Системность мышления формалистов проявилась в том, что они отошли от противопоставления диахронии и синхронии, восходившего к лингвистическим концепциям Фердинанда де Сос-сюра. Они не видели больше принципиальной значимости в противопоставлении «понятия системы понятию эволюции», поскольку «...каждая система дана обязательно как эволюция, а с другой стороны, эволюция носит неизбежно системный характер». Другими словами, на макроуровне они обнаружили действие прямых и обратных связей.
Представляются исключительно важными мысли Ю.Н. Тынянова о «тесноте стихового ряда, о том,- что смысл каждого слова в стихе возникает «...в результате ориентации на соседнее слово»21. Ю.Н. Тынянов описывает особую «сукцессивность», подсказывающую силу стиха и определяющую развертывание текста, его становление. Именно «второстепенные» признаки значения, индуцированные контекстом, придают слову ту семантическую «открытость», о которой позднее размышлял Ян
27 Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка // Литературный факт / Вступ. ст. В.И. Новикова. - М., 1993. С. 81.
1/1г3683
Тема 13
Мукаржовский28. Однако она же определяет и семантику текста в целом. Повторное прочтение одного и того же стихотворения (или текста) демонстрирует это контекстуальное приращение смысла, который свободно движется в прямом и обратном направлениях. Тем самым на микроуровне, на уровне стихотворного текста, было подмечено действие общих законов системы «литература».
Показательна перемена терминологии в этом пассаже. Для описания контекстуальной синонимии понадобился научный язык Пражского лингвистического кружка и позднейшего структурализма. Однако без формального метода эти идеи не получили бы своего развития.
|
|
Чтобы осветить «художественное произведение» во всей его внутренней динамичности и сложности, формальный метод стремится отсечь «автора» и «читателя». Это — доминанта метода. Однако такой угол зрения не означает «запрет» на анализ других элементов системы «литература». Формальный метод также не является универсальным или единственно возможным. В системе «литература» он сфокусирован на самой литературе. Работы второй половины 20-х годов обозначили новые горизонты развития теории литературы. Представители формального метода вышли за его первоначальные границы. Был поставлен вопрос о системе соотнесенностей и взаимодействий элементов срединной части цепи художественной коммуникации «традиция тек-
28 Мукаржовский Ян. Структуральная поэтика / Вступ. ст. Ю.М. Лотмана. С. 116. Таким образом, можно сказать, что произведение в литературе предстает как система, запускающая движение контекстуальных смыслов разных уровней в прямом и обратном направлениях. Эта семантическая активность возникает в результате соприкосновения текста с воспринимающим сознанием. Смысл произведения предстает как колеблющаяся, переменная величина. Однако колеблется он вокруг некоего смыслового ядра, возникающего в результате встречи воплощенных в тексте интенций автора, читательских ожиданий, а также «памяти жанра». Другими словами, каждая подсистема системы «литература» содержит трансляцию, перевод всей художественной коммуникативной цепи на свои определенные уровни. Возникает «внутритекстовая» коммуникативная цепочка. См.: Левин Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. -- М., 1998. С. 467. Имманентные законы литературы содержат информацию о правилах подобной трансляции внешнего во внутреннее и наоборот (во втором случае текст можно рассматривать и как «единый сигнал». См.: Левин Ю.И. Избранные труды... С. 464.
ФОРМАЛЬНЫЙ МЕТОД
ста—текст—реальность». Структурализм осмыслит их как единую знаковую систему29.
Вопросы к теме: 1. Почему представители формальной школы испытывали интерес к авангарду в искусстве?
2. Что такое «прием»? Можно ли утверждать, что
прием «остранения» использовал в «Путешествии
Гулливера» Дж, Свифт?
3. В чем суть полемики М.М. Бахтина и ученых
его круга с формалистами?
4. Что такое «литературность»? Чем «бытовой факт»
отличается от «факта литературного»?
5. Назовите основные признаки «системы» по JO.H. Ты
нянову.
Литература по теме
1. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика / Вступ. статья Н.Д. Та-
марченко. Коммент. С.Н. Бройтмана при участии Н.Д, Тамарченко. —
М., 1996.
2. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино / Отв. ред. В. А. Ка
верин и А.С. Мясников. Коммент. Е.А. Тоддес, А.П. Чудакова, М.О. Чу-
даковой. — М., 1977.
29 С. Бернштейн, талантливый филолог, член ОПОЯЗа, рассматривал произведение «...как выразительную систему sui generis — как внешний знак эмоционально-динамической системы внечувствепных элементов, сводящихся к беспредметным эмоциям». Далее автор отмечал, что «...функционирование художественного произведения в качестве знака...» обусловлено его структурой, которая, в свою очередь, определяется соотношением материала и формы. Художественное произведение СИ. Бернштейн определял «как чувственную данность», как форму, то есть «знак... содержания». См.: Бернштейн Сергей. Эстетические предпосылки теории декламации // Texte der russischen Formalisten: In 2 Bdn.: Bd. 2 / Hrsg. v. Wolf-Dieter Stempel. - Munchen, 1972. S. 342-348.
V211*
Тема 13
Дополнительная литература
1. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. — Л., 1977.
2. Медведев П.Н. Формальный метод в литературоведении. — М., 1993.
|
|
(Бахтин под маской).
3. Шкловский Виктор. Гамбургский счет / Предисл. А.П. Чудакова. —
М.,1990.
4. Эйхенбаум Б.М. О прозе: Сборник статей. — Л., 1969.
5. Якобсон Роман. Работы по поэтике / Сост. д.ф.н. М.Л. Гаспарова;
Вступ. ст. д.ф.н. Вяч. Вс. Иванова. — М., 1987.
Тема 14 СТРУКТУРНЫЙ МЕТОД