Билет 6.Понятие интервьюирования

Интервьюирование - форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом. Этот метод предпочтительнее анкетирования в следующих отношениях:

вопросов без ответов при нем практически не бывает;

неопределенные или противоречивые ответы могут быть уточнены;

имеется возможность наблюдения за респондентом и фиксации не только его вербальных ответов, но и невербальных реакций;

получаемая информация полнее, глубже и достовернее по сравнению с анкетой.

В зависимости от степени свободы исследователя выделяются интервью:

формализованное (стандартизованное), когда деятельность исследователя строго регламентирована вопросником и инструкцией для интервьюера. Такое интервью обычно проводится при опросе больших масс людей, поскольку однотипные ответы легко поддаются анализу;

полуформализованное (полуструктурированное, полустандартизованное), где порядок вопросов и их формулировки могут меняться в течение разговора;

неформализованное (неструктурированное, открытое), которое может проводиться без вопросника, а исследователь имеет возможность корректировать характер вопросов в зависимости от хода разговора. Такое интервью применяют при пилотажном исследовании, при опросе небольшого количества людей (например, экспертов), когда не требуется классифицировать и сравнивать результаты интервью.

В зависимости от носителя первичной социологической информации различают опросы:

массовые, когда источником информации являются представители различных социальных групп, профессиональная деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа;

специализированные, где главным источником информации являются компетентные в той или иной профессии лица, чья деятельность тесно связана с предметом изучения или чьи теоретические знания, жизненный опыт позволяют давать достаточно авторитетные ответы. По сути участниками таких опросов выступают эксперты, способные дать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам. Отсюда еще одно широко распространенное в социологии наименование таких опросов - экспертные опросы.

Интервью делятся на два класса — свободные (глубокие, клинические, фокусированные) и стандартизированные (формализованные). Свободное интервью носит характер длительной непринуждённой беседы, в которой вопросы интервьюера обусловлены конечной целью исследования. Свободное интервью часто является начальным этапом разработки стандартизированного интервью или анкеты (см. Анкетирование), проверкой приемлемости вопросов, информационной ёмкости ответов, а интервьюер выступает как исследователь.

Стандартизированное интервью по форме тождественно анкете, однако на содержание и форму вопросов существенно влияет специфика получения ответов — «лицом к лицу» с интервьюером. Анкетирование является менее дорогостоящим видом опроса, чем стандартизированное И., но социолог вынужден прибегать к последнему в тех случаях, когда опросу придаётся большое значение и существует сомнение в том, что все вопросы будут правильно поняты (например, переписи населения в некоторых районах проводятся методом стандартизированного И.).

Отличие И. от других методов сбора эмпирической социальной информации — активное взаимное влияние интервьюера и опрашиваемого — существенно уменьшает достоверность результатов И. по сравнению с анонимной анкетой. Нередко опрашиваемый руководствуется при ответе своими предубеждениями (например, против возраста или внешности интервьюера и т. д.). Поэтому И. является наиболее сложным методом социального исследования и считается скорее «искусством», чем стандартным техническим приёмом.

Юридическое интервью – это сбор и обмен информацией между клиентом и юристом. В процессе интервьюирования клиента адвокат должен установить контакт с клиентом, извлечь необходимую информацию из него, исследовать, в чем заключается цель клиента, дать совет клиенту и развить действенное взаимоотношение с клиентом.

Клиенту необходимо:

рассказать о своей ситуации и проблеме так, как он/она ее представляет – призыв о помощи;

получить информацию о юридических услугах и как они могут помочь ему/ей;

получить ответы на свои вопросы в отношении того, имеет ли он/она право воспользоваться такими услугами, и какова процедура.

Юристу необходимо:

удостовериться, имеет ли клиент право на получение услуг;

информировать клиента о том, какого рода помощь и в каком объеме может быть оказана;

получить точную и полную информацию о проблеме клиента;

сообщить клиенту дополнительную информацию о возможных средствах правовой защиты;

призвать клиента принять активное участие в разрешении его/ее проблемы;

искать клиента – создавать клиентуру и зарабатывать на жизнь.

Конкретные умения, необходимые для проведения интервью

Умение проявить внимание к клиенту.

Умение направить интервью в нужное русло и задавать вопросы клиенту.

Умение показать, что вы следите за мыслями клиента и понимаете его переживания.

Умение четко формулировать свои мысли, сообщая факты, выражая свое мнение и чувства.

Умение толковать ситуацию клиента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: