Билет 3. ТРОПЫ

(Выразительные средства языка) Троп (от др.-греч. τρόπος — оборот) — в художественном произведении слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.

1. ТРОПЫ (реализуются на уровне слова или словосочетания): Основными видами Т. у большинства теоретиков считаются: метафора, метонимия и синекдоха с их подвидами, т. е. Т., основанные на употреблении слова в переносном значении; но наряду с этим в число Т. включается и ряд оборотов, где основное значение слова не сдвигается, но обогащается путем раскрытия в нем новых дополнительных значений (созначений) — каковы эпитет, сравнение, перифраза и др. Во многих случаях уже античные теоретики колеблются, куда отнести тот или другой оборот — к Т. или к фигурам.

Метафора – использование слов в переносном значении на основе аналогии, сходства явлений; скрытое сравнение (без как, словно, будто); есть то, что сопоставляют, то, с чем сопоставляют, и есть признак, по которому осуществляется сопоставление. Этот признак не называется, он подразумевается, часто расплывчато. ПРИМЕР: поймать тачку; аргументы бьют мимо цели; желтое яблоко луны.

(развернутая) – метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента текста;

(стертая) – общепринятая метафора, фигуральность которой уже не ощущается – ножка стула, осадок на душе.

Сравнение (сравнительный оборот) – сопоставление двух явлений ради пояснения одного при помощи другого (часто при помощи союзов как, словно, будто, сравнительного оборота). ПРИМЕР: бежал быстрее ветра, волком выть, посмотрит - рублем подарит.

(развернутое сравнение) – на уровне большого фрагмента текста.

Метонимия – переименование. Ассоциация по смежности: замещение имени предмета его признаком или именем другого смежного с ним предмета. В отличие от метафоры не характеризует предмет, а идентифицирует его. ПРИМЕР: Читать Пушкина; три тарелки съел; на золоте едал.

Синекдоха – намекать. Часть замещает целое. Чеширский кот, умевший исчезать так, что оставалась только одна улыбка – суть синекдохи. ПРИМЕР: я стою за соломенной шляпой; зарабатывать на хлеб.

Эпитет – образное определение (не путать с простым определением): ПРИМЕР: железная воля (ср.: железная дверь); твердый взгляд (ср.: твердый хлеб).

Гипербола (неуместно в судебной речи) – преувеличение. ПРИМЕР: Я вас не видел тысячу лет.

Литота – преуменьшение. ПРИМЕР: Мальчик с пальчик.

Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы. ПРИМЕР: Молчаливые горы.

Аллегория – иносказание, выражение чего-либо отвлеченного (абстрактного понятия: честь, достоинство, злоба) в конкретном образе. ПРИМЕР: Волк – аллегория злобы; лиса – хитрости. У бумажного тигра тоже бывают зубы (о бюрократии).

Эвфемизм – этикетный, приличный эквивалент нежелательного выражения. ПРИМЕР: испортил воздух; отойти в мир иной.

Ирония, Сарказм, Юмор – неуместны в судебной речи.

Оксюморон – остроумно-глупое. Объединяет необъединимые понятия. ПРИМЕР: Горячий снег, живой труп.

Билет 4. ФИГУРЫ (реализуются на уровне предложения): Фигу́ра (ритори́ческая фигу́ра, стилисти́ческая фигу́ра, фигу́ра ре́чи; лат. figura от др.-греч. σχῆμα) — термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его эмоциональную окраску. Что достигается множеством способов. Фигуры речи служат для передачи настроения или усиления эффекта от фразы, что постоянно используется в поэзии.

Параллелизм (синтаксический) – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, сходное расположение в них членов предложений. ПРИМЕР: Шелковая ниточка к стене льнет. Дунечка матушке челом бьет.

Хиазм – перекрестный параллелизм (есть момент антитезы как противопоставления). ПРИМЕР: Ездок был глуп. Умен был конь.

Анафора (лексический повтор) – единоначалие. ПРИМЕР: Суров закон. Суров, но справедлив.

Эпифора (лексический повтор) – повторение концовок предложений. ПРИМЕР: спереди посмотришь – русский, сзади – русский…А заглянешь внутрь – новый русский!

Симплока – повтор и начала и конца. ПРИМЕР: Во поле береза стояла. Во поле кудрявая стояла.

Антитеза -оборот, в котором противопоставляются противоположные понятия. ПРИМЕР: Где стол был яств, там гроб стоит; жизнь коротка – искусство вечно.

Градация – такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся (ослабевающее) значение. ПРИМЕР: Вошли в свои темные, душные, скучные комнаты.

Инверсия – нарушенный порядок слов в предложении. ПРИМЕР: Аня в кино пошла.

Риторическое обращение – эмоциональное обращение, выражающее отношение автора к объекту. ПРИМЕР: Цветы! Я предан вам душой; Дамы и господа! Впрочем, тут, я вижу, только дамы (эмоция негодования).

Риторический вопрос – ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание к явлению. (Умный человек не торопится на него отвечать: он часто провокационен, предполагает нетрадиционный ответ). ПРИМЕР: Русь! Куда несешься ты? Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи.

Риторическое восклицание – предложение присоединиться к эмоциям говорящего, часто им не разделяемые (ирония). ПРИМЕР: Превосходно! Работа целого коллектива пошла коту под хвост.

Аллитерация – повторение согласных (часто в поэзии или как журналистский прием). ПРИМЕР: крепкоголовые крепостники; перестройка, перестрелка, перекличка (газетный заголовок).

Ассонанс - повторение гласных (часто в поэзии или как журналистский прием). ПРИМЕР: Тиражи: виражи и миражи (газетный заголовок).

Парцелляция – обособление части (отдельных членов предложения) относительно целого (предложения). Обособляемые члены предложения структурно выделены (точками). ПРИМЕР: Решение вопроса откладывается на два дня… три дня… может, на четыре.

Амплификация – расширение (захламление деталями). Одно и то же рассматривается под разными углами зрения. ПРИМЕР: Странно тут вообще-то все…в сущности притон, а самое дорогое место в столице, испытательная площадка имен, состояний, связей, трамплин для эстрадных див, земля обетованная для всякого, кто случайно попал в поле зрения…, - славный такой столичный гадюшничек, не лучше и не хуже других, которые подешевле!

Эксплеция – загромождает смысл множеством вспомогательных слов, «распыляющих» формулировку. ПРИМЕР: В общем–то люди, если проявить критичность – допускаю, что даже избыточную, в массе своей, то есть рассматриваемые не по отдельности, а как толпа, довольно глупы.

Эллипсис – «пропадание» фрагментов высказывания. Эти фрагменты могут быть легко восстановлены из контекста. Много смысла через минимум текста. ПРИМЕР: Депутат – за лацканы его, зал – в смех, журналисты – за камеры; ты – мне, я – тебе.

Перифраз – описание предмета вместо названия, косвенное обозначение понятия через несколько. ПРИМЕР: точка, точка, запятая, минус, - рожица смешная; палка, палка, огуречик…

Яркие краски художественной литературы и изобразительно-выразительные средства использовались и используются мастерами судебной речи и позволяют создать эмоциональность, пафос, помогают убеждению судей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: