Характеристика среднего школьного возраста (10-15 лет)

Средний школьный возраст называют еще «подростковым возрастом». Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Векторы психического и физического развития не идут параллельно, границы того периода достаточно неопределенны. Одни деть вступают в подростковый возраст раньше, другие – позже, пубертатный кризис может начаться и в 11 и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. В связи с этим подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом.

Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Особенно важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое развитие.

Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.

Появляются вторичные половые признаки - внешние признаки полового созревания.

В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. Такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и настроения. Стремительно взрослеющий ребенок может часами гонять мяч или танцевать, почти не чувствуя физической нагрузки, а затем, в относительно спокойный период времени, буквально падать от усталости. Бодрость, азарт, радужные планы при этом сменяются на ощущение разбитости, печаль и полную пассивность. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

Подросток вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать «гормональную бурю». Подростки, как будто, все время находятся в состоянии стресса. Осознание этого состояния приводит к заключениям типа: «В 14 лет мое тело будто взбесилось».

Бурный рост и перестройка организма в подростковом возрасте резко повышает интерес к своей внешности. Формируется новый образ своего физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенок остро переживает все изъяны внешности, как действительные, так и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, излишний вес или худоба – все это расстраивает подростка, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу.

Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявлять понимание и тактичность.

Характерными чертами подросткового возраста считаются:

· Доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных и эмоционально комфортных потребностей,

· Решающая роль школы в удовлетворении познавательных и социально-психологических потребностей,

· Возрастающая способность противостоять отрицательному влиянию среды, кот сочетается со склонностью к подчинению им при неблагоприятных условиях,

· Установление юридической ответственности за правонарушения.

Доминантами развития в возрасте 11-15 лет являются: потребности во взрослом общении, общение подростков преобразуется в самостоятельный вид деятельности, возникновение потребности самоутвердиться, занять достойное место в коллективе, формируется потребность в активной познавательной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: