Педагогический процесс имеет достаточно четкую структуру, состоящую из четырех компонентов. Последовательность этих компонентов и их взаимосвязь образуют технологическую цепочку обучения, следование которой обеспечит эффективность обучения.
1. Ц елевой компонент – связан с постановкой цели преподавания и обучения. Цели могут быть общими (на весь процесс обучения) и частными (цели, поставленные на конкретный урок, освоение конкретного материала)
2. Содержательный компонент – содержание обучения. Дает конкретный ответ на вопрос - Чему учить? Под содержанием понимается четкая система знаний, умений и навыков, отобранных для изучения в зависимости от поставленной цели.
3. Операционно-деятельностный компонент – включает в себя целесообразную систему использования методов, средств и форм обучения
4. Контрольно-результатывный компонент – предполагает оценивание знаний и умений учащихся и внесение корректив в учебно-воспитательный процесс на основе полученной информации.
|
|
Принципы обучения – это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленности на развитие и формирование личности. Условно их можно разделить на две группы.
Содержательные – отражают закономерности, которые связаны с отбором содержания образования и его совершенствованием
1. Гражданственности
2. Научности
3. Воспитывающего характера
4.Фундаментальности и прикладной направленности
Организационно-методические – связаны с собственно организацией деятельности учащихся
1. Преемственности, последовательности и систематичности
2. Единства группового и индивидуального обучения
3. Соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых
4. Сознательности и творческой активности
5. Доступности при достаточном уровне трудности
6. Наглядности
7. Продуктивности и надежности
Методы обучения – (буквальный перевод с греческого «путь к чему-либо) – наиболее эффективный способ достижения цели, определенным образом упорядоченный способ деятельности.
Методом обучения - называют способ упорядоченной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
Все методы можно разделить на три группы:
1.Передачи информации: словесные, наглядные, практические
2.Стимулирующие процесс обучения: игровые, дискуссии, создание положительных эмоциональных ситуаций, поощрения и наказания, предъявление адекватных требований.
3.Контроля: опросы, зачеты, экзамены, самоконтроля, тесты, соревнования
|
|
При подборе методов обучения необходимо учитывать следующие обстоятельства:
· соответствие принципам обучения
· соответствие целям и задачам обучения
· соответствие содержанию выбранной темы
· соответствие возможностям учащихся (уровню подготовленности, возрастным особенностям группы)
· соответствие условиям и времени обучения
· соответствие возможностям учителей
Средство обучения -материальный или идеальный объект, который «помещен» между учителем и учеником и используется для эффективного усвоения знаний, формирование опыта познавательной и практической деятельности. Средства обучения оказывают существенное значение на качество усвоения знаний учащимися, их умственное развитие и профессиональное становление. К средствам обучения в спортивной и физкультурно-оздоровительной практике относится инвентарь и оборудование, без которого организация учебного процесса была бы значительно затруднена.
Формы организации процесса обучения – это внешние выражения согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме.
Формы обучения имеют: социальную обусловленность, регламентирует совместную деятельность учителя и учащихся, определяют соотношение индивидуального и коллективного обучения, определяют степень активности учеников в познавательной деятельности, предполагают руководство со стороны учителя.
Наиболее распространенной формой обучения является урок. Тренировочное занятие это тот же урок, только с высоким уровнем двигательной активности учащихся.
Урок – такая форма организации обучения, при которой занятия проводятся: с постоянной группой учащихся, одинакового возраста, одинакового уровня подготовленности, в течении определенного времени, по установленному расписанию.
Для успешного проведения урока необходимо соблюсти следующие требования: дидактические, воспитательные, организационные.
Дидактические требования предполагают четкое определение образовательной задачи урока в целом и его частей, место конкретного урока в общей системе обучения; определение оптимального содержания урока в соответствии с программой, уровнем подготовки учащихся; выбор наиболее рациональных методов обучения; соответствие принципам успешности, межпредметных связей.
Воспитательные требования связаны с формированием мировоззрения и морально-нравственных качеств учащихся. Их соблюдение предполагает отбор средств для формирования мировоззрения учащихся, развитие у них познавательных интересов, учет психических особенностей группы и отдельных учеников, соблюдение педагогического такта.
Организационные требования – предполагают наличие плана, четкость проведения урока и соблюдение временных параметров, использование основных и вспомогательных средств для лучшего усвоения учебного материала.