Структура педагогического процесса. Педагогический процесс имеет достаточно четкую структуру, состоящую из четырех компонентов

Педагогический процесс имеет достаточно четкую структуру, состоящую из четырех компонентов. Последовательность этих компонентов и их взаимосвязь образуют технологическую цепочку обучения, следование которой обеспечит эффективность обучения.

1. Ц елевой компонент – связан с постановкой цели преподавания и обучения. Цели могут быть общими (на весь процесс обучения) и частными (цели, поставленные на конкретный урок, освоение конкретного материала)

2. Содержательный компонент – содержание обучения. Дает конкретный ответ на вопрос - Чему учить? Под содержанием понимается четкая система знаний, умений и навыков, отобранных для изучения в зависимости от поставленной цели.

3. Операционно-деятельностный компонент – включает в себя целесообразную систему использования методов, средств и форм обучения

4. Контрольно-результатывный компонент – предполагает оценивание знаний и умений учащихся и внесение корректив в учебно-воспитательный процесс на основе полученной информации.

Принципы обучения – это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленности на развитие и формирование личности. Условно их можно разделить на две группы.

Содержательные – отражают закономерности, которые связаны с отбором содержания образования и его совершенствованием

1. Гражданственности

2. Научности

3. Воспитывающего характера

4.Фундаментальности и прикладной направленности

Организационно-методические – связаны с собственно организацией деятельности учащихся

1. Преемственности, последовательности и систематичности

2. Единства группового и индивидуального обучения

3. Соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых

4. Сознательности и творческой активности

5. Доступности при достаточном уровне трудности

6. Наглядности

7. Продуктивности и надежности

Методы обучения – (буквальный перевод с греческого «путь к чему-либо) – наиболее эффективный способ достижения цели, определенным образом упорядоченный способ деятельности.

Методом обучения - называют способ упорядоченной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

Все методы можно разделить на три группы:

1.Передачи информации: словесные, наглядные, практические

2.Стимулирующие процесс обучения: игровые, дискуссии, создание положительных эмоциональных ситуаций, поощрения и наказания, предъявление адекватных требований.

3.Контроля: опросы, зачеты, экзамены, самоконтроля, тесты, соревнования

При подборе методов обучения необходимо учитывать следующие обстоятельства:

· соответствие принципам обучения

· соответствие целям и задачам обучения

· соответствие содержанию выбранной темы

· соответствие возможностям учащихся (уровню подготовленности, возрастным особенностям группы)

· соответствие условиям и времени обучения

· соответствие возможностям учителей

Средство обучения -материальный или идеальный объект, который «помещен» между учителем и учеником и используется для эффективного усвоения знаний, формирование опыта познавательной и практической деятельности. Средства обучения оказывают существенное значение на качество усвоения знаний учащимися, их умственное развитие и профессиональное становление. К средствам обучения в спортивной и физкультурно-оздоровительной практике относится инвентарь и оборудование, без которого организация учебного процесса была бы значительно затруднена.

Формы организации процесса обучения – это внешние выражения согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме.

Формы обучения имеют: социальную обусловленность, регламентирует совместную деятельность учителя и учащихся, определяют соотношение индивидуального и коллективного обучения, определяют степень активности учеников в познавательной деятельности, предполагают руководство со стороны учителя.

Наиболее распространенной формой обучения является урок. Тренировочное занятие это тот же урок, только с высоким уровнем двигательной активности учащихся.

Урок – такая форма организации обучения, при которой занятия проводятся: с постоянной группой учащихся, одинакового возраста, одинакового уровня подготовленности, в течении определенного времени, по установленному расписанию.

Для успешного проведения урока необходимо соблюсти следующие требования: дидактические, воспитательные, организационные.

Дидактические требования предполагают четкое определение образовательной задачи урока в целом и его частей, место конкретного урока в общей системе обучения; определение оптимального содержания урока в соответствии с программой, уровнем подготовки учащихся; выбор наиболее рациональных методов обучения; соответствие принципам успешности, межпредметных связей.

Воспитательные требования связаны с формированием мировоззрения и морально-нравственных качеств учащихся. Их соблюдение предполагает отбор средств для формирования мировоззрения учащихся, развитие у них познавательных интересов, учет психических особенностей группы и отдельных учеников, соблюдение педагогического такта.

Организационные требования – предполагают наличие плана, четкость проведения урока и соблюдение временных параметров, использование основных и вспомогательных средств для лучшего усвоения учебного материала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: