Методы психологии профессиональной деятельности

Методы психологии – это приемы и средства, при помощи которых происходит получение достоверной информации, используемой далее для построения научных теорий и разработки практических рекомендаций.

В психологии профессиональной деятельности методы применяются в соответствии с задачами профессиональной диагностики, к которым относятся: определение уровня профессионализма; установление соответствия человека требованиям профессии и соответствия профессии запросам человека; выявление профессиональных потенциальных возможностей человека; его мотивационной направленности, удовлетворенности деятельностью и др.

В психологии профессиональной деятельности используются общепринятые в психологии методы, которые условно можно разделить на две большие группы: экспериментальные и неэкспериментальные.

К экпериментальным методам относятся:

1. Эксперимент метод целенаправленного и планомерного изучения психики в специально создаваемых условиях.

Организация эксперимента требует соблюдения ряда условий:

– эксперимент, как и все методы исследования, нуждается в предварительной постановке цели и выбора объекта исследования;

– проведение эксперимента требует наличия плана или хода эксперимента;

– для проведения эксперимента необходимо наличие чёткой общей для всех инструкции;

– организация эксперимента предусматривает наличие обдуманного заранее протокола фиксации хода эксперимента;

– необходимо тщательно подготовить материал или оборудование для исследования;

– как правило, проведение эксперимента предполагает количественную и качественную обработку заранее предусмотренными методами (формулы расчета, количество таблиц, график и т.д.).

Достоинства эксперимента:

1. Эксперимент позволяет выявить закономерности и механизмы изучаемого психологического факта, так как условия его проведения могут варьироваться.

2. Исследователь не выжидает, пока у испытуемого возникнет интересующее его явление, он активно вызывает его путем создания условий.

3. Эксперимент можно повторить, а значит уточнить и проверить первоначальные данные.

4. Эксперимент позволяет быстро собрать большой фактический материал.

5. Эксперимент более объективный метод, чем наблюдение, поскольку в его методике содержатся четкие критерии фиксации и обработки данных.

6. Значительно облегчен способ фиксации данных, потому что изучаемое явление отдельно от ряда других.

7. Значительно проще анализ протокола эксперимента, поскольку он строится в соответствии с заданной методикой, последовательностью и выражен в числовых показателях.

К недостаткам эксперимента относят следующее:

1. При проведении эксперимент не может изучать естественность в психологических процессах.

2. Не создается целостного представления о психике испытуемого.

3. Эксперимент требует большей длительной и тщательной подготовки, чем наблюдение.

4. Достоверность получаемых результатов во многом зависит от умения экспериментатора выбирать цель, материал, точно использовать инструкцию, следить за временем и последовательностью.

Принято выделять лабораторный и естественный эксперимент.

Лабораторный эксперимент проходит в искусственно созданной ситуации, максимально приближенной к профессиональной деятельности субъекта. Эта модель позволяет установить контроль над ходом наблюдения, регулировать действия, создавать необходимые условия и позволяет неоднократно воспроизводить тот или иной эксперимент в одном и том же месте в тех же условиях. Применяют лабораторный эксперимент чаще всего для моделирования какой-либо ситуации или одного аспекта трудовой деятельности, тщательного анализа и исследований.

Естественный эксперимент проводится только в естественных, привычных для субъекта условиях труда, там, где обычно проходят его рабочий день и профессиональная деятельность. Примером естественного эксперимента может служить искусственно созданная ситуация, в условиях которой можно проследить, как будет действовать сотрудник.

Самым распространенным способом, применяемым в неэкспериментальных методах, является наблюдение. В процессе наблюдения психолог получает всю необходимую информацию о проявлениях трудового поведения в различных ситуациях, о коммуникативных процессах, об условиях труда и так далее.

К наблюдению предъявляются следующие требования:

– перед любым наблюдением должна быть чётко сформирована цель, выделена единица наблюдения;

– наблюдение должно вестись в хорошо продуманной системе;

– в зависимости от этого выбираются объект исследования;

– при наблюдении необходимо специально поддерживать естественные условия жизни; с целью сохранения естественных условий не следует влиять на деятельность испытуемого, который не должен знать, что он является объектом наблюдения;

– при наблюдении необходимо максимальное обеспечение объективности наблюдения, т. е. проявление высокой степени независимости от своих личностных психологических установок и желания увидеть то, что ему хочется;

– наблюдение должно быть последовательным и систематическим;

– перед наблюдением следует заранее разработать и усвоить способы фиксации наблюдаемых данных. Это может быть фотографическая запись, при которой не искажаются и не изменяются факты с передачей прямой (не косвенной) речи, без исправлений ошибок, с указанием интонаций и силы голоса. При фотографической записи фиксируются высказывания испытуемых, включенных в ситуацию, в протоколе отражаются действия и эмоции окружающих, т. е. при наблюдении фиксируется целостная ситуация. Это может быть краткая запись, при которой отличается наличие и отсутствие единицы регистрации и т. д. (табл. 1).

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: