Объект, предмет, задачи психологии профессиональной деятельности. Место в системе наук

Психология профессиональной деятельности – научная дисциплина, изучающая психологические закономерности взаимодействия субъекта труда, средств (орудий), содержания (процесса), условий и организации деятельности, особенностей формирования личности профессионала и взаимной адаптации человека и орудий труда. Результаты этих исследований используются для обоснования научно-практических рекомендаций по совершенствованию профессиональной деятельности (как отдельных компонентов, так и ее системных свойств) и формированию профессиональной пригодности человека к определенным видам и формам трудовой активности в целях обеспечения необходимого уровня его работоспособности, безопасности труда, профессионального здоровья и долголетия.

Основные содержательные компоненты изучаемой дисциплины базируются на психологических знаниях, без глубокого изучения которых не представляется возможным овладение научной информацией.

Психология – это наука о фактах, механизмах и закономерностях изменения психики человека, это наука об отражательной деятельности, осуществляемой головным мозгом и его структурами, наука о поведении человека и его деятельности. Знание основных психологических законов и закономерностей позволяет быть успешными в профессиональной деятельности.

Психика – это свойство высокоорганизованной материи головного мозга и его структур субъективно отражать окружающий мир. Она представлена психическими познавательными и эмоционально-волевыми процессами, психическими состояниями и свойствами личности.

Профессионализм это интегральная психологическая характеристика человека труда, отражающая уровень овладения профессией: высокую результативность труда, эффективное выполнение профессиональной деятельности, наличие профессионально-важных качеств (ПВК). Понятие профессионализма включает:

– профессиональную деятельность, которая определяется как профессия, то есть как род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы;

профессиональное общение процесс установления и поддержания прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта, обусловленного профессионально значимыми целями, предполагающими ответственность за их реализацию, между сотрудником и лицом, вовлеченным в сферу его профессиональных интересов;

– личность профессионала – это совокупность психологических качеств, свойств личности, состояний, сопутствующих успешному выполнению профессиональной деятельности.

Понятие профессионализм используется в разных смыслах. В одних случаях имеются в виду нормативные требования профессии к личности человека – нормативный профессионализм, в других – обладание человеком необходимым нормативным набором психических качеств, когда профессионализм становится внутренней характеристикой человека – реальный профессионализм.

Выделяют следующие уровни профессионализма:

− допрофессионализм – уровень дилетанта, новичка в профессии, который обычно проходит каждый, осваивая профессию;

− профессионализм – уровень, который охватывает большую часть жизни человека (превращение специалиста в профессионала);

− суперпрофессионализм – уровень, характеризующий расцвет профессиональной деятельности в ее высоких достижениях и творческих успехах. Люди этого уровня опережают свое время, готовят общество и профессию к постановке новых задач. Часто на этом уровне происходит овладение другими близкими профессиями, что делает человека профессионалом-универсалом.

− псевдопрофессионализм – уровень, на котором человек осуществляет внешне достаточно активную деятельность, но при этом наблюдаются какие-либо деформации в становлении его как профессионала, приводящие к отсутствию профессионализма.

− послепрофессионализм – этот уровень проходят все люди, дожившие до пенсионного возраста, но проходят по-разному.

Профессионализация рассматривается как процесс и результат вхождения человека в профессию, овладения конкретным видом профессиональной деятельности и, как следствие, приобретение им необходимых профессиональных качеств (профессиональных знаний, умений, навыков, профессионального самосознания, профессиональных ценностей, профессиональной мотивации и др.) – становление профессионализма. Профессионализация сопровождается изменением человека в целом – развитием его индивидных, личностных, субъектных качеств, формированием индивидуальности. В инженерных профессиях и видах деятельности профессионализация будущего специалиста начинается в вузе в процессе профессионального образования и иных видов профессиональной подготовки.

Целью и результатом профессионализации является становление профессионализма. Стадиями профессионализации являются профориентация, профотбор, профобразование, профадаптация, включение человека в профессиональную деятельность, специализация, повышение профессиональной квалификации, расцвет профессиональной деятельности, завершение и отход от активной профессиональной деятельности. В целом профессионализация – это одна из сторон социализации, подобно тому, как становление профессионала – это один из аспектов развития личности.

Таким образом, профессионализм человека – это не только достижение им высоких производственных показателей, но и особенности его профессиональной мотивации, система устремлений, ценностных ориентаций, смысла деятельности, – того, что составляет профессиональное самосознание.

Профессиональное самосознание включает представление человека о себе как о члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, в том числе определенных профессиональных норм, правил, традиций, присущих данному профессиональному сообществу.

Самоопределение – это сложный, многоступенчатый процесс развития человека. Его структурными элементами являются разные виды самоопределения – личностное, социальное, профессиональное и др. Все виды самоопределения постоянно взаимодействуют.

Компетентность – это сочетание психических качеств, психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, обладание человеком способностью и умением выполнять определенные профессиональные функции. Компетентный – это знающий, сведущий в определенной области специалист, имеющий право по своим знаниям и полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо.

А.К. Маркова выделяет следующие виды компетентности:

специальная (профессиональная) компетентность – умение выполнять профессиональные задачи на высоком уровне;

социальная компетентность – владение человеком коммуникативными навыками, умениями эффективно работать совместно;

личностная и индивидуальная компетентность – владение приемами личностной саморегуляции, саморазвития, противодействия профессиональной деформации личности;

профессиологическая – система знаний о различных профессиях, требованиях, предъявляемых к субъекту труда, общей и специальной профессиональной подготовке.

В трудах А.А. Деркача и А.В. Зазыкина уделяется внимание профессиональной компетентности, которая является обобщающей психологической категорией. Исследование проблем развития профессиональной компетентности занимают особое место, поскольку это главная составляющая профессионализма личности и деятельности и важное условие становления профессионала.

С психологической точки зрения просматривается ряд взаимосвязанных особенностей, которые обуславливают качественные характеристики профессиональной компетентности:

1. Гностическая или когнитивная отражает наличие необходимых профессиональных знаний.

2. Регулятивная позволяет использовать имеющиеся профессиональные знания для решения профессиональных задач.

3. Рефлексивно-статусная дает право за счет признания авторитетности действовать определенным образом.

4. Нормативная характеристика, отражающая круг полномочий, сферу профессионального ведения;

5. Коммуникативная характеристика, обеспечивающая профессиональное взаимодействие.

Профессиональная деятельность предполагает наличие активности человека, направленной на преобразование предмета труда с целью получения результата, отвечающего личным, материальным, духовным и общественным потребностям.

По мнению А.А. Козлова, успешности многогранной профессиональной деятельности могут способствовать навыки грамотного профессионального общения и сформированных профессионально важных личностных особенностей специалистов. Это обеспечивает высокую продуктивность деятельности, соотносимой с признаками мастерства как высшего уровня профессиональных умений.

Психология профессиональной деятельности – раздел психологической науки, который основывается на теоретических положениях, методологических принципах и практических результатах исследований в области психологии труда и управления, инженерной и организационной психологии, эргономики, а также ряда смежных научных дисциплин (дифференциальной, социальной, когнитивной и других разделов психологии, гигиены и физиологии труда и т. д.). Психология профессиональной деятельности также связана с общей психологией, экспериментальной психологией, психофизиологией, социальной психологией, психологией управления, возрастной психологией, юридической психологией, экономической психологией.

Изучение профессиональной деятельности проводится в двух направлениях. Первое направление – описательное – имеет своей целью составление профессиограммы, описывающей основные характеристики профессиональной среды и требования, предъявляемые данной профессией к психике человека.

Второе направление предполагает углубленный психологический анализ взаимосвязей внутри компонентов – «субъект труда» и «профессиональная среда», оценку структурного взаимного соответствия этих компонентов системы «человек – профессиональная среда».

Основными задачамиисследований в области психологии профессиональной деятельности являются:

– психологический анализ деятельности специалистов различного профиля (разработка методов и программ анализа, изучение конкретных видов деятельности, анализ ошибок, построение профессиограмм и т. д.);

– разработка классификационных схем и построение классификаций профессий (специальностей);

– изучение механизмов психической регуляции профессиональной деятельности в нормальных и экстремальных условиях;

– исследование работоспособности человека в различных видах и условиях труда и обоснование психологических рекомендаций по ее повышению или поддержанию на требуемом уровне;

– изучение особенностей функциональных (психических) состояний субъекта деятельности (разработка методов оценки и коррекции, изучение причинно-следственных отношений характера состояний и особенностей субъекта и т. д.);

– изучение закономерностей взаимосвязи особенностей личности и характеристик деятельности;

– изучение ведущих видов мотивации профессиональной деятельности, способствующих ее успешной реализации и удовлетворенности трудом;

– обоснование системы профессионального психологического отбора специалистов (методы, показатели, критерии, организация и т. д.);

– изучение инженерно-психологических закономерностей взаимодействия человека с техникой, обоснование психологических требований к конструкции средств деятельности, разработка методов и критериев их оценки (экспертизы);

– разработка эргономических рекомендаций по проектированию, созданию, испытанию и эксплуатации сложных человеко-машинных комплексов;

– изучение процессов формирования и становления личности профессионала (профессионализация личности).

Объект изучения психологии профессиональной деятельности:

– человек (индивидуальный субъект) как участник процесса создания материальных и духовных ценностей, их развития и обеспечения;

– группа людей (коллективный субъект) – бригада, экипаж, смена и т.п.;

– система «человек–техника» («человек–человек», «человек–природа» и т. п.).

Предмет изучения в данной отрасли психологии: психологические закономерности трудового процесса, особенности личности субъекта деятельности в их взаимосвязи со средствами (орудиями), процессом (содержанием), условиями и организацией трудовой деятельности, а также система признаков, свойств и взаимоотношений объектов, явлений, которые обусловливают профессиональную деятельность.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение объекта и предмета психологии профессиональной деятельности.

2. Перечислите теоретические и практические задачи изучаемой дисциплины.

3. Назовите, с какими с науками связана психология профессиональной деятельности.

4. Проанализируйте теоретический материал на тему: «Современные исследования психологических проблем профессиональной деятельности человека».

5. В терминологическом словаре необходимо раскрыть содержание понятий: психология, психика, психические познавательные процессы, эмоционально-волевые процессы, психические состояния, психические свойства личности, профессиональная деятельность, профессионализм, профессионализация, профессиональное самосознание, психология профессиональной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: